d9e5a92d

Расчет показателей



Баланс, отчет о доходах и отчет о потоках денежных средств чаще всего представляют собой полный набор документов, кото­рые исследователь может получить для изучения финансового по­ложения компании. На основе этих отчетов в течение ряда лет вы­водятся определенные показатели. Эти соотношения рассчитыва­ются очень просто, но достаточно трудно интерпретируются, осо­бенно тогда, когда заключения должны быть сделаны относитель­но экономических реалий, лежащих в основе цифр.
Показатели, используемые наиболее часто, различаются в за­висимости от целей, которые ставит перед собой исследователь. Конкретная схема и глубина анализа результатов финансово-хо­зяйственной деятельности компаний зависят от полноты имеющей­ся информации, особенностей систем учета и отчетности в той или иной стране. Но несмотря на существенные различия в системе пуб­
ликуемых показателей в разных странах и разных источниках, ко­эффициенты, используемые для такого анализа, можно сгруппиро­вать следующим образом:

• Показатели эффективности производственной деятельности (Operating Performance Ratios) измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы.

• Показатели ликвидности (Liquidity Ratios) характеризуют возможность фирмы выполнять краткосрочные обязательства, уп­равлять оборотным капиталом.

• Показатели финансовой устойчивости (Financial Strength Ratios) определяют степень риска, который может быть связан со способом формирования структуры заемных и собственных средств, используемых для финансирования активов фирмы.

Рассчитанные коэффициенты сопоставляются с аналогичными показателями других компаний той же отрасли, а также со средне-отраслевыми показателями. Анализируется динамика показателей и выявляются тенденции; сравниваются данные с тем, что планиро­валось. Кроме того, существуют определенные общепризнанные представления о нормальной величине некоторых важнейших со­отношений.
Поскольку мы рассказываем об использовании Интернет, то тследует заметить, что инвестору нет нужды самому рассчитывать все показатели. Их значения указываются либо в отчетах самой фирмы, либо в сводках выпускаемых аналитическими агентства­ми, доступных и распространяемых по Интернет, о чем было ска­зано выше. Тем не менее, следует рассмотреть несколько часто встречающихся показателей для понимания их экономического смысла и возможностей использования для выбора объекта для инвестиций.
Следующие показатели рассчитаны на основе данных финан­совых отчетов «Microsoft».
Показатель капитализации или капитализированная сто­имость акций определяет рыночную стоимость всех акций корпо­рации:

Капитализация = Количество акций х Курс одной акции Capitalization = Stock Price х Average Common Shares Outstanding



Капитализация корпорации «Майкрософт» на 30 июня 1997 г составляла $60,00 х 1321 млн шт. = 78,72 млрд долл.

Маржа прибыли (Profit Margin) характеризует возможности фирмы получить не только выручку от продаж, но и доходы Она также называется прибыльностью продаж (Return on Sales- ROS):


или

Прибыльность продаж «Майкрософт» за 1997 г. составляет:
$3454/$11 358 =30,4%.
Рассматриваемая отдельно от других данных прибыльность от продаж в 30,4% может показаться свидетельством большой при­быльности продаж. Однако все показатели должны рассматривать­ся с учетом особенностей разработчиков программ и компьютер­ной отрасли в целом. Коэффициент прибыльности в этой отрасли может достигать 40%, а продовольственный магазин, например, удовлетворяется прибыльностью в 1%.

Валовая прибыль (брутто-прибыль) (Gross Margin — GM) оп­ ределяет средний процент превышения выручки от реализации то­варов и услуг над себестоимостью этих товаров и услуг:



Валовая прибыль компании «Microsoft» за 1997 г. составила ($11 358 - $1085 ) / $11 358 = 90,44%
Такой высокий показатель характерен для разработчиков про­грамм, а валовая прибыль промышленной компании обычно ко­леблется между 25 и 50%

Прибыль на акцию (Earnings per Share — EPS) — это просто чистый доход компании, предназначенный акционерам, деленный на среднее число обычных акций, обращающихся на рынке в тече­ние года Исследователи используют изменения этого показателя за различные периоды времени для оценки деятельности компании. Нужно критически относиться к тем, кто преувеличивает значимость этого показателя, так как он отражает лишь краткосрочную перс­пективу Тем не менее он может считаться очень чувствительной и подверженной влияниям характеристикой.



Для «Microsoft» в 1997 г. EPS составил (табл. 6) $3454 млн/ $1312 млн = $2,63 долл. (Собственно этот показатель приведен в том же отчете.) Поскольку фирмы имеют различное число акций в обращении, нет смысла сравнивать величину этого показателя у различных компаний.




Показатель отношения рыночной цены акции к доходу на акцию (Price to Earnings Ratio — P/E)9 рассчитывается как рыночная цена акции компании, поделенная на EPS; это соотношение показывает, какую часть дохода на акцию фирмы инвесторы желают за нее зап­латить. P/E характеризует мнение о перспективах роста компании на рынке акционерного капитала и рыночное восприятие уровня риска фирмы. Если на рынке становится известно, что перспективы компании относительно доходов и роста улучшаются, то обычно P/E возрастает. Когда положение компании ухудшается или риско­ванность ее операций с точки зрения рынка растет, тогда P/E, как правило, падает-


Если акция «Microsoft» имеет рыночную стоимость на 30 июня 1997 г. в 60,00 долл., то ее Р/Е составит $60,00/$2,63 или 22,81. То же самое значение Р/Е может расцениваться как высокое или низкое в зависимости от отрасли или от среднего его значения на фондовой бирже. Если биржа, на которой обращаются акции, имеет в сред­нем Р/Е =12 для всех компаний, то 22,81 будет считаться очень вы­соким коэффициентом, хотя и не экстраординарным.

Доходность (рентабельность) собственного капитала (Return On Equity) равна:



Обычно этот показатель означает доход на обыкновенные ак­ции. Если компания выпускала привилегированные акции, ана­литик может рассчитать доход на весь собственный капитал и до­ход на обыкновенные акции — используются оба показателя. Важ­ный вопрос при анализе данного показателя — на какой момент времени учитывать собственный капитал: на начало, на конец пе­риода или же брать среднюю величину. Большинство аналитиков согласно, что лучшую основу для анализа обеспечивает средняя величина собственного капитала. Однако растет число тех, кто счи­тает, что наибольшее значение имеет остаток собственного капи­тала на начало периода, поскольку это как раз та база, которая генерирует доходы. Тем не менее наиболее распространенный спо­соб расчета: деление чистой прибыли за год на среднюю величину собственного капитала на начало и конец года. При условии по­лучения доступа к соответствующей информации доход на соб­ственный капитал может быть уточнен путем усреднения кварталь­ных или месячных сумм.



Показатель выплаты дивидендов (Payout Ratio — PR) харак­ теризует долю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в качестве дивидендов, или долю чистого дохода, выплачиваемого как дивиденды. Этот коэффициент зависит от структуры акционер­ного капитала фирмы, отрасли, к которой относится компания, и перспектив роста фирмы. Обычно молодые, быстрорастущие ком­пании выплачивают низкие дивиденды, если вообще их выплачи­вают, тогда как зрелые компании в традиционных отраслях стре­мятся платить более высокие дивиденды.



Показатель выплаты дивидендов, равный 55%, считается дос­таточно высоким и отражает зрелость отрасли.

Удельный вес акционерного капитала в активах (Stockholders' Equity to Assets) — это доля активов, сформированная акционера­ми фирмы.



Этот показатель для «Майкрософт» составляет (табл. 5) $10 777 / $14 387 = 0,74.
Инвестор, вкладывающий средства в акционерный капитал компании, чувствует себя «безопаснее», если этот показатель стре­мится к теоретическому пределу, равному 1,0, потому что при этом фирма не имеет обязательств. Тем не менее сегодня на финансовом рынке считается, что фирма должна использовать определенный уровень долга как элемента структуры капитала, необходимого для подъема доходов фирмы.
Существует и другие показатели деятельности компаний, не­которые из которых приведены в Приложении 3, другие можно найти в литературе, но большая часть доступна прямо из отчетов фир­мы, а их интерпретация определяется здравым смыслом.


Содержание раздела