В древности скиф Анахарсис говорил: «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения». А на вопрос, как не стать пьяницей, он ответил: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии».
В Древней Спарте, чтобы отвратить от употребления алкоголя, молодым патрициям показывали раба, которого предварительно спаивали. Омерзительный облик пьяного был действенным профилактическим средством.
Ни то, ни другое не разработано пока настолько, чтобы предложить семье или вступающим в брак научно обоснованные убедительные рекомендации: как наладить хорошие взаимоотношения в семье или отрегулировать свою интимную жизнь, чтобы она приносила взаимную радость.
Нередко к врачупсихотерапевту обращаются молодые и средних лет люди с признаками нервного расстройства, а причин для этого как будто бы и нет. Однако при углубленном расспросе удается установить, что причины невроза кроются в тех или иных нарушениях сексуальной жизни. Она влияет на эмоциональное состояние человека. Гармония супружеских отношений достигается сочетанием духовного родства и сексуального влечения. Если нет духовности, взаимоотношения двоих строятся на удовлетворении чисто физиологических потребностей.
Если нет влечения, семейная жизнь превращается в дружбу хороших людей.
Семья та изначальная точка, откуда начинается человек. В семье формируется личность, определяется отношение к жизненным ценностям.
Все это, безусловно, не без внимания общества школы, вуза, производственного коллектива.
Образование человека начинается с детского сада. Ребенка, подростка, юношу (девушку) обучают литературе и географии, зоологии и астрономии; нынешние молодые люди имеют представление (а то и хорошо знают) о теории относительности и голографии, о квантах и генетике, но… совершенно беспомощны, когда перед ними встают проблемы интимных отношений. Ложная стыдливость, неправильное воспита
ние подчас являются причинами, в результате которых разрушается семья, наблюдаются жесточайшие нервные срывы и даже психические заболевания.
Все знают, что такое физическая культура. Многие знают, что есть культура духовная, эмоциональная.
Но о культуре сексуальной мы почти ничего не знаем, и это незнание разрушает любовь, приводит к неврозам и болезням.
Ханжеское воспитание долгие годы не допускало нас к вопросам сексуальной жизни. Само слово секс считалось почти нецензурным, хотя означает оно всегонавсего пол. Половое чувство человека не просто физиологическое, оно состоит из сплава психологических и физических ощущений.
Культура интимной жизни позволяет человеку понять, что в любви сложно переплетены, проникнуты друг другом духовное и телесное. Где нет духовности, там нет любви.
Где есть культура интимной жизни, там угасающее с возрастом телесное заменяется духовным, ибо сила физических радостей в любви, по мнению Ю. Рюрикова, часто зависит от радостей душевных.
В нашей стране проводится работа по пропаганде знаний из области сексологии. Огромным шагом вперед в этом отношении стало создание консультаций по вопросам брака и семьи.
Они помогут супругам обрести ту радость, которая наряду с духовностью делает союз двоих устойчивым и счастливым.
Что же предпочесть?
Эпиграфом к своей книге «Три влечения» Юрий Рюриков взял слова из древнеиндийского трактата «Ветка персика»: Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение.
Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь. Не так часто можно встретить в одном человеке три влечения одновременно.
Так что же предпочесть, принимая решение вступить в брак?
Каждый отвечает на этот вопрос сам, согласно своим жизненным принципам. Важно уже то, чтобы перед вступлением в брак такой вопрос возникал.
Влечение тела, ума, души… Чем выше интеллект человека, тем сильнее ценит он влечение ума и души, и тем меньшую роль играет влечение тела. В семейной жизни важнейшее значение имеет душа.
Там, где ее нет, не спасет и тело.
Сексуальное влечение сильное чувство, однако очень хрупкое и ранимое. Грубость, невнимание, неуважение могут сломать его навсегда, поэтому в сохранении обоюдного
влечения большую роль играет бережное отношение друг к другу. Душевная близость скрепляет отношения, на ней прочнее всего держится семья эта уникальная человеческая ячейка, которая дает обществу так много, как никакая другая. Чувство взаимной любви (между супругами; супругов к детям, детей к родителям) порождает доброжелательность, взаимоуважение, взаимопонимание.
Хорошая семья становится, по мнению Ю. Рюрикова, мощным генератором доброты. Наверное потому, попадая в такую семью, отдыхаешь душой.
Не зря социологи говорят, что семья должна стать санаторием души.
Социолог из Перми 3. И. Файнбург выявил важную взаимосвязь: у человека, подавленного семейными неурядицами, впятеро падает интерес к работе, снижается качество его труда. А социолог из Минска Н. Г. Юркевич утверждает, что от семьи на 3/4 зависит, в какую группу попадает подросток к нормальным людям, к людям с отклонениями от нормы поведения или к преступникам.
Большое горе всей семье, сильнейшие неврозы приносят разводы. Бытует мнение, что раз люди разлюбили друг друга, необходимо разводиться. Так ли это? Вот что по этому поводу пишет Ю. Рюриков: «Бывает, что гуманнее причинить горе себе, …чем, уйдя, причинить его своим детям и человеку, которого раньше любил.
Ибо гордиевы узлы здесь живые, и рассекать их это сечь по живым людям…». Тот, кто идет на развод, всегда встает на дорогу страданий…
Раны, которые наносит разлом семьи, особенно болезненны для детей, и самый гуманный, самый человечный компас в лабиринте треугольника принцип наименьшего зла. Забвение чужих интересов, эгоизм в вопросе разрушения семьи всегда в высшей степени античеловечен.
Жизнь убеждает: до глубокой старости доживают в браке люди добрые, душевные, любящие детей, умеющие во имя их гасить любые конфликты. Не удается это в той семье, где один из супругов эгоист.
Поэтому и говорят, что судьба брака прежде всего зависит от душевных свойств, а не от чувств.
Вступая в брак, оба должны быть уверены, что создают семью единственную на всю жизнь; что хотят иметь детей и готовы переносить вместе все трудности, связанные с воспитанием детей и ведением дома.
Недостатки друг друга лучше выискивать до свадьбы, а после нее видеть только достоинства, воспитывая их друг в друге нежностью и добродушием.
Хорошо, когда интеллектуальное развитие супругов и их интересы, увлечения совпадают. Ничто так не мешает созданию крепкой семьи, как стремление жены стать лидером.
Главой семьи, нам кажется, должен быть мужчина.
Это воспитывает в нем истинно мужские качества, обязывающие защищать, беречь слабую и нежную сторону.
Семейная жизнь это искусство компромиссов. Умение прощать и понимать другого приходит с годами, и если это умение пришло, из любой ситуации можно выйти без нервного срыва.
Наверное, подготовка к супружеской жизни начинается гораздо раньше, чем прозвучат свадебные тосты. Человек с детства получает представления о том, какой должна быть семейная жизнь.
Огромную роль в этом играет обстановка, в которой он воспитывается.
Воспитывают ребенка и положительные, и отрицательные моменты. Положительные откладываются в памяти: «Так надо», а отрицательные: «Так не надо».
Можно вспомнить много примеров, когда молодой человек, выросший в семье без отца и видевший слезы покинутой матери , становился преданным супругом и отцом.
О чем нужно говорить с подростком
Мы кратко остановимся на некоторых сторонах жизни, которые могут привести к нервным срывам или заболеваниям.
Период перехода от детства к отрочеству труден для всех. Для родителей потому, что ребенок становится дерзким, непослушным, у него на все свое мнение. Для ребенка потому что в нем властно пробуждается чтото новое, непонятное, чего он стесняется. С одной стороны, стыд, с другой любопытство, которое иногда удовлетворяется, к сожалению, совсем не теми, кто мог бы помочь.
Отсюда совершенно дикие, неправильные представления, в результате которых нередко появляется отвращение к будущей супружеской жизни и даже иногда подозрительность и нечто похожее на неуважение к родителям, взрослым.
Такие с детства сформировавшиеся искаженные представления о взаимоотношении мужчины и женщины, как о чемто «стыдном», «гадком», становятся подчас причиной раздора молодых супругов и развода. Выплывает модное слово «фригидность»…
Девочки, как минимум, за годдва до появления месячных должны знать, что это вполне нормальное физиологическое явление, которого не нужно бояться или скрывать от мамы. С детства девочка тянется к игре в куклы, и родители должны в какойто мере поддерживать в дочери идею материнства, заботы о домашнем уюте.
Не этого ли не хватает подчас в молодых женах? Мягкости, доброты, мудрого женского прощения…