Такие дети обучаются в специальных интернатах. Иногда отклонения в умственном развитии проявляются позднее.
В начальной школе ребенок еще кое-как справляется с учебой, но в средних и старших классах он становится совершенно беспомощным, и ему нужна медицинская помощь и специальное учреждение для дальнейшего обучения.
Весьма часто алкогольный синдром плода проявляется в виде эпилепсии – болезни, которая все еще плохо поддается лечению.
Более резким проявлением протеста являются суицидные попытки (самоубийства), в основе которых – чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их.
Одной из форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение.
Известно, что дети подражают воспитателям, родителям, отсюда и следует, что они легко подражают таким формам асоциального поведения, как сквернословие, хулиганство, мелкое воровство, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Характерной особенностью поведения детей является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью, импульсивностью.
Во всех случаях выражены нарушения концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом.
Обращает на себя внимание однообразие их поведения, неумение довести до конца любое начатое дело.
Поэтому игры этих детей неорганизованны и импульсивны. Дети общительны, стремятся быть в кругу детей, но в целом все их поведение хаотично и непредсказуемо.
При отказе выполнить требование у многих детей возникают примитивные истерические реакции. У детей раннего и дошкольного возраста они проявляются в виде моторных и соматовегетативных нарушений.
В этих случаях ребенок с громким криком и плачем падает на пол, бьется головой об пол, беспорядочно двигает руками и ногами.
Все эти психические состояния могут стать благоприятной основой для приобщения подростков к алкоголизму и наркомании.
При отсутствии медико-психологической коррекции нарастает педагогическая запущенность, усиливаются нарушения поведения, и дети все больше и больше теряют интерес к обучению в школе.
Коррекция нервно-психических нарушений у детей
Как правило, с такими детьми проводятся лечебно-оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия. Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственностью в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок (родильные дома, специализированные больницы, детские сады, дома, школы-интернаты и др.).
Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию.
Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.
Важно правильно оформить помещение, расставить мебель. Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий.
Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, способствует развитию его речи.
Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.
Важно своевременно выявить неблагоприятную семью и оказать квалифицированную профилактическую помощь детям. Своевременный учет и соответствующее дошкольное, школьное учреждение, комплексная работа составляют основу предупреждения нарушений поведения и отклонений в развитии личности этих детей.
Профилактика алкоголизма
Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить,– неоднократно говорил М.Я. Мудров.
Профилактика – это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий. Перечислим их кратко:
• Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.
• При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголизму, попытаться установить психологический заслон.
• Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и потерпевших, вышедших из данного состояния (болезни).
• Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.
• Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.
Таким образом, информация об алкоголизме, рассмотренная на лекции, показывает удручающую картину воздействия его не только на пьющего, но и на семью и потомство.
Напомню, что средняя продолжительность жизни у мужчин на 1996 г. составила 57,3 года, в сравнении с 60 годами в 1992 году. В снижении данного показателя немаловажную роль играет употребление алкоголя. Кстати, мужчины в России живут на 13,8 лет меньше женщин.
Такой ситуации нет ни в одной стране мира.
Алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и состояний.
Алкогольный образ жизни, как антипод здорового образа жизни, ведет к преждевременной смерти.
Вы обратили внимание, что, рассматривая данную очень животрепещущую для нашего времени проблему, какой является алкоголизация, я специально выделил вопросы чисто медицинского, социального характера (стадии и течение алкоголизма, алкоголизм и потомство, пагубность семейного алкоголизма и др.).
В педагогической деятельности эти познания не окажутся лишними, невостребованными.