Рабочие государственных предприятий и учреждений
8. Рабочие государственных предприятий и учреждений.
Таким образом, советские трудящиеся, равно как и трудящиеся других
социалистических стран, делятся не на три или четыре социальных слоя, а на
восемь социальных слоев. А в Польше и Югославии к этим восьми социальным
слоям добавляется еще один, девятый социальный слой: мелкие
товаропроизводители.
Но целесообразно ли, например, делить служащих на два социальных слоя:
на служащих государственных предприятий и учреждений и на служащих
кооперативных предприятий? Не лучше ли их всех отнести к одному социальному
слою служащих?
Если мы всех служащих отнесем к одному социальному слою служащих,
пренебрегая таким признаком, как отношение работников к средствам
производства, то нам придется заодно объединить в другой единый социальный
слой всех рабочих государственных и кооперативных предприятий, нам придется
также объединить в третий единый социальный слой весь управленческий аппарат
и еще в один социальный слой - всю интеллигенцию.
Но тогда останется только четыре социальных слоя: управленческий
аппарат, служащие, интеллигенция и рабочие. Деление же предприятий на
государственные и кооперативные по структуре советских трудящихся не
отразится, а это противоречит ленинскому определению социальных слоев
(классов).
Но, может быть, правомерно делить на управленческий аппарат, служащих,
интеллигенцию и рабочих только работников государственных предприятий и
учреждений, а всех работников кооперативных предприятий, как
сельскохозяйственных, так и рыболовецких, отнести к одному социальному слою
(классу) кооператоров, подобно тому, как в настоящее время исследователи
относят их к единому классу колхозного крестьянства?
Но если мы отнесем всех работников кооперативных предприятий к одному
социальному слою, пренебрегая тем, что они делятся на работников физического
и работников умственного труда; на работников управленческого и работников
исполнительского труда; на работников творческого и нетворческого труда; то
же самое нам придется, очевидно, сделать и в отношении работников
государственных предприятий, а это снова противоречит ленинскому определению
классов. Да и было бы весьма странным делить работников совхозов на разные
социальные слои, а работников таких же по величине и по виду выпускаемой
продукции колхозов всех относить к одному социальному слою. Деление же всех
советских трудящихся на два социальных слоя: на класс государственных
работников и класс кооперативных работников было бы весьма упрощенным,
примитивным.
Таким образом, если принять во внимание те ленинские признаки, о
которых говорилось выше, окажется, что советские трудящиеся делятся на
восемь социальных слоев. Но рассмотрение социальной структуры
социалистического, в том числе советского общества было бы неполным и
необъективным, если бы мы ограничились только этими признаками. Дело в том,
что не все эти социальные слои социалистического общества равноправны с
точки зрения их социальных прав. Среди всех социальных слоев особняком стоит
управленческий аппарат государственных предприятий и учреждений
(бюрократия), который находится на самом верху советской социальной
лестницы. На самом же низу социальной лестницы советского общества находятся
рабочие государственных предприятий и учреждений.
Управленческий аппарат кооперативных предприятий занимает промежуточное
положение между управленческим аппаратом государственных предприятий и
учреждений и остальными социальными слоями советского общества. Поскольку
это тоже управленческий аппарат, это сближает его с бюрократией, но в
отличие от последней, работники которой назначаются сверху вышестоящими
руководителями, которым они и подчиняются, работники управленческого
аппарата кооперативных предприятий не назначаются сверху, а выбираются теми
трудовыми коллективами, работой которых они руководят. Здесь, следовательно,
имеет место взаимозависимость. Каждый рядовой работник кооператива находится
в подчинении у управленческого аппарата, но в то же самое время каждый
работник управленческого аппарата кооператива в силу его выборности трудовым
коллективом находится в определенной зависимости от этого коллектива. Здесь,
следовательно, социальные права работников управленческого аппарата
несколько ограничены, а социальные права рабочих, служащих и интеллигенции
несколько расширены, так что имеет место большее или меньшее социальное
равенство всех социальных слоев кооперативных предприятий.
В государственных же предприятиях и учреждениях мы видим нечто другое.
Руководители здесь не выбираются, а назначаются и в силу этого неподотчетны
своим коллективам. Здесь имеет место не двусторонняя, а односторонняя
зависимость и подчиненность. Рабочие, служащие и интеллигенция
государственных предприятий и учреждений находятся в подчинении и,
следовательно, зависимости у управленческого аппарата, который стоит выше их
на социальной лестнице советского общества. Бюрократия является в силу этого
обстоятельства высшим социальным слоем социалистического, в том числе
советского общества.
Что же касается остальных социальных слоев советского общества, то их
всех, кроме рабочих государственных предприятий и учреждений, можно отнести
к средним социальным слоям. Интеллигенцию и служащих можно отнести к средним
социальным слоям по той причине, что они, как и работники управленческого
аппарата, заняты умственным трудом, что сближает их между собой и отличает
их от рабочих, занятых физическим трудом. А рабочих кооперативных
предприятий можно отнести к среднему социальному слою по той причине, что
они участвуют в избрании управленческого аппарата и тем самым влияют или
могут влиять на его деятельность. Кроме того, они принимают участие в
решении всех основных вопросов экономической политики того или иного
кооператива. А вот рабочие государственных предприятий и учреждений лишены
такой возможности. В силу этого обстоятельства последних можно отнести к
низшему социальному слою социалистического общества.
Таким образом, из восьми социальных слоев советского общества один
социальный слой является высшим. Это бюрократия. Один социальный слой
является низшим. Это рабочие государственных предприятий и учреждений. И
шесть остальных социальных слоев являются средними социальными слоями,
занимая среднее, промежуточное положение между крайними, полярными
социальными слоями.
Но следует иметь в виду, что одни средние социальные слои находятся на
советской социальной лестнице ближе к высшему социальному слою, другие -
ближе к низшему социальному слою, третьи - между ними. Ближе к бюрократии
находится управленческий аппарат кооперативных предприятий и служащие
государственных предприятий и учреждений. Ближе к рабочим государственных
предприятий и учреждений находятся рабочие кооперативных предприятий и
интеллигенция государственных предприятий и учреждений.
Здесь сразу возникает два важных, серьезных вопроса. Вопрос первый:
следует ли ликвидировать или добиваться ликвидации высшего и низшего
социальных слоев посредством их преобразования в средние социальные слои
путем введения производственного (рабочего) самоуправления, подобно тому,
как это было осуществлено в начале 50-х годов в Югославии? Вопрос второй:
следует ли разделять социальные слои советского общества на высший, низший и
средние, не является ли это антисоветизмом, антикоммунизмом и т.д.?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Научный социализм, являющийся составной частью марксизма-ленинизма, тем
отличается от утопического социализма, что если последний выводит
необходимость построения социализма из идеи справедливости, то научный
социализм Маркса-Энгельса-Ленина выводит необходимость построения социализма
и необходимость всех его преобразований из идеи экономической
целесообразности. Всякое социальные преобразования общества необходимы, с
этой точки зрения, если они экономически целесообразны. Идея же
справедливости, при всей ее важности, играет второстепенную роль. И вот
здесь возникает вопрос: показало ли рабочее самоуправление в Югославии, что
оно является экономически целесообразным для других социалистических стран,
в том числе для Советского Союза?
Опыт и современное экономическое положение в Югославии порождают у
многих советских людей определенные сомнения в этом. Во-первых, Югославия
является одним из крупнейших должников мира. Ее внешний долг превышает 20
млрд. долларов. Во-вторых, в Югославии имеется около 1,2 млн. безработных,
многие из которых выехали в поисках работы за границу. И в-третьих, в
Югославии постоянно происходит инфляция (рост цен и заработной платы), темпы
которой являются одними из самых высоких в мире. И здесь, естественно, может
возникнуть вопрос, а не слишком ли это дорогая плата за социальное
равенство, обеспечиваемое рабочим самоуправлением?
Все же следует отметить, что если в СССР будет когда-нибудь введено
производственное самоуправление, то деление советских социальных слоев на
высший, низший и средние окажется излишним.
Содержание раздела