d9e5a92d

Рабочие государственных предприятий и учреждений



8. Рабочие государственных предприятий и учреждений.
Таким образом, советские трудящиеся, равно как и трудящиеся других социалистических стран, делятся не на три или четыре социальных слоя, а на восемь социальных слоев. А в Польше и Югославии к этим восьми социальным слоям добавляется еще один, девятый социальный слой: мелкие товаропроизводители.
Но целесообразно ли, например, делить служащих на два социальных слоя: на служащих государственных предприятий и учреждений и на служащих кооперативных предприятий? Не лучше ли их всех отнести к одному социальному слою служащих?
Если мы всех служащих отнесем к одному социальному слою служащих, пренебрегая таким признаком, как отношение работников к средствам производства, то нам придется заодно объединить в другой единый социальный слой всех рабочих государственных и кооперативных предприятий, нам придется также объединить в третий единый социальный слой весь управленческий аппарат и еще в один социальный слой - всю интеллигенцию.
Но тогда останется только четыре социальных слоя: управленческий аппарат, служащие, интеллигенция и рабочие. Деление же предприятий на государственные и кооперативные по структуре советских трудящихся не отразится, а это противоречит ленинскому определению социальных слоев (классов).
Но, может быть, правомерно делить на управленческий аппарат, служащих, интеллигенцию и рабочих только работников государственных предприятий и учреждений, а всех работников кооперативных предприятий, как сельскохозяйственных, так и рыболовецких, отнести к одному социальному слою (классу) кооператоров, подобно тому, как в настоящее время исследователи относят их к единому классу колхозного крестьянства?
Но если мы отнесем всех работников кооперативных предприятий к одному социальному слою, пренебрегая тем, что они делятся на работников физического и работников умственного труда; на работников управленческого и работников исполнительского труда; на работников творческого и нетворческого труда; то же самое нам придется, очевидно, сделать и в отношении работников государственных предприятий, а это снова противоречит ленинскому определению классов. Да и было бы весьма странным делить работников совхозов на разные социальные слои, а работников таких же по величине и по виду выпускаемой продукции колхозов всех относить к одному социальному слою. Деление же всех советских трудящихся на два социальных слоя: на класс государственных работников и класс кооперативных работников было бы весьма упрощенным, примитивным.
Таким образом, если принять во внимание те ленинские признаки, о которых говорилось выше, окажется, что советские трудящиеся делятся на восемь социальных слоев. Но рассмотрение социальной структуры социалистического, в том числе советского общества было бы неполным и необъективным, если бы мы ограничились только этими признаками. Дело в том, что не все эти социальные слои социалистического общества равноправны с точки зрения их социальных прав. Среди всех социальных слоев особняком стоит управленческий аппарат государственных предприятий и учреждений (бюрократия), который находится на самом верху советской социальной лестницы. На самом же низу социальной лестницы советского общества находятся рабочие государственных предприятий и учреждений.
Управленческий аппарат кооперативных предприятий занимает промежуточное положение между управленческим аппаратом государственных предприятий и учреждений и остальными социальными слоями советского общества. Поскольку это тоже управленческий аппарат, это сближает его с бюрократией, но в отличие от последней, работники которой назначаются сверху вышестоящими руководителями, которым они и подчиняются, работники управленческого аппарата кооперативных предприятий не назначаются сверху, а выбираются теми трудовыми коллективами, работой которых они руководят. Здесь, следовательно, имеет место взаимозависимость. Каждый рядовой работник кооператива находится в подчинении у управленческого аппарата, но в то же самое время каждый работник управленческого аппарата кооператива в силу его выборности трудовым


коллективом находится в определенной зависимости от этого коллектива. Здесь, следовательно, социальные права работников управленческого аппарата несколько ограничены, а социальные права рабочих, служащих и интеллигенции несколько расширены, так что имеет место большее или меньшее социальное равенство всех социальных слоев кооперативных предприятий.
В государственных же предприятиях и учреждениях мы видим нечто другое. Руководители здесь не выбираются, а назначаются и в силу этого неподотчетны своим коллективам. Здесь имеет место не двусторонняя, а односторонняя зависимость и подчиненность. Рабочие, служащие и интеллигенция государственных предприятий и учреждений находятся в подчинении и, следовательно, зависимости у управленческого аппарата, который стоит выше их на социальной лестнице советского общества. Бюрократия является в силу этого обстоятельства высшим социальным слоем социалистического, в том числе советского общества.
Что же касается остальных социальных слоев советского общества, то их всех, кроме рабочих государственных предприятий и учреждений, можно отнести к средним социальным слоям. Интеллигенцию и служащих можно отнести к средним социальным слоям по той причине, что они, как и работники управленческого аппарата, заняты умственным трудом, что сближает их между собой и отличает их от рабочих, занятых физическим трудом. А рабочих кооперативных предприятий можно отнести к среднему социальному слою по той причине, что они участвуют в избрании управленческого аппарата и тем самым влияют или могут влиять на его деятельность. Кроме того, они принимают участие в решении всех основных вопросов экономической политики того или иного кооператива. А вот рабочие государственных предприятий и учреждений лишены такой возможности. В силу этого обстоятельства последних можно отнести к низшему социальному слою социалистического общества.
Таким образом, из восьми социальных слоев советского общества один социальный слой является высшим. Это бюрократия. Один социальный слой является низшим. Это рабочие государственных предприятий и учреждений. И шесть остальных социальных слоев являются средними социальными слоями, занимая среднее, промежуточное положение между крайними, полярными социальными слоями.
Но следует иметь в виду, что одни средние социальные слои находятся на советской социальной лестнице ближе к высшему социальному слою, другие - ближе к низшему социальному слою, третьи - между ними. Ближе к бюрократии находится управленческий аппарат кооперативных предприятий и служащие государственных предприятий и учреждений. Ближе к рабочим государственных предприятий и учреждений находятся рабочие кооперативных предприятий и интеллигенция государственных предприятий и учреждений.
Здесь сразу возникает два важных, серьезных вопроса. Вопрос первый: следует ли ликвидировать или добиваться ликвидации высшего и низшего социальных слоев посредством их преобразования в средние социальные слои путем введения производственного (рабочего) самоуправления, подобно тому, как это было осуществлено в начале 50-х годов в Югославии? Вопрос второй: следует ли разделять социальные слои советского общества на высший, низший и средние, не является ли это антисоветизмом, антикоммунизмом и т.д.? Попробуем ответить на эти вопросы.
Научный социализм, являющийся составной частью марксизма-ленинизма, тем отличается от утопического социализма, что если последний выводит необходимость построения социализма из идеи справедливости, то научный социализм Маркса-Энгельса-Ленина выводит необходимость построения социализма и необходимость всех его преобразований из идеи экономической целесообразности. Всякое социальные преобразования общества необходимы, с этой точки зрения, если они экономически целесообразны. Идея же справедливости, при всей ее важности, играет второстепенную роль. И вот здесь возникает вопрос: показало ли рабочее самоуправление в Югославии, что оно является экономически целесообразным для других социалистических стран, в том числе для Советского Союза?
Опыт и современное экономическое положение в Югославии порождают у многих советских людей определенные сомнения в этом. Во-первых, Югославия является одним из крупнейших должников мира. Ее внешний долг превышает 20 млрд. долларов. Во-вторых, в Югославии имеется около 1,2 млн. безработных, многие из которых выехали в поисках работы за границу. И в-третьих, в Югославии постоянно происходит инфляция (рост цен и заработной платы), темпы которой являются одними из самых высоких в мире. И здесь, естественно, может возникнуть вопрос, а не слишком ли это дорогая плата за социальное равенство, обеспечиваемое рабочим самоуправлением?
Все же следует отметить, что если в СССР будет когда-нибудь введено производственное самоуправление, то деление советских социальных слоев на высший, низший и средние окажется излишним.



Содержание раздела