Бесхозяйственность в бюрократическом обществе
культур, низкие показатели надоев молока; слабое развитие тепличных хозяйств
и т.д. и т.п.
Бесхозяйственность в бюрократическом обществе, достигшая в СССР
чудовищных размеров, объясняется главным образом тем, что должностные лица,
в отличие от предпринимателей капиталистического общества и кооператоров
кооперативно-социалистического общества, распоряжаются, управляют не своими
собственными, а государственными средствами производства (фактически
принадлежащими сообща всему многомиллионному классу бюрократии) и все
материальные убытки, нанесенные обществу некомпетентными, безответственными,
недобросовестными должностными лицами, возмещаются не за счет конкретных
виновников, а за счет государственного бюджета, то есть, в конечном итоге,
за счет трудящихся. Поэтому, ак бы ни совершенствовалось государственное
централизованное управление, планирование, ценообразование, оплата труда,
сбыт и снабжение, покончить с бесхозяйственностью в условиях
государственно-бюрократического социализма невозможно.
Невозможно улучшить экономическое положение бюрократического общества,
покончить с бесхозяйственностью и застоем и посредством перестройки
централизованного государственного управления народным хозяйством с
существующего ныне в производственном управлении принципа бюрократического
централизма на принцип демократического централизма. Можно лишь, заменив
бюрократический централизм централизмом демократическим, временно и
незначительно улучшить работу государственного централизованного
производства, поскольку такая перестройка не изменит природы
государственно-бюрократического социализма, так как не ликвидирует
господства бюрократии, которая очень скоро приспособится к новой форме
централизованного государственного управления экономикой и по-прежнему будет
тормозить ее развитие. Трудящиеся же по-прежнему будут стоять в стороне от
активной экономической политики, от активной экономической и политической
жизни бюрократического общества.
Покончить раз и навсегда с бесхозяйственностью в условиях социализма
можно лишь преобразованием казенно-бюрократических предприятий и учреждений
в кооперативно-социалистические предприятия и учреждения, преобразованием,
следовательно, государственно-бюрократического социализма в кооперативный
социализм.
Только рыночный кооперативный социализм, заменив тотальную
регламентацию бюрократией и ее бюрократическим государством всей
экономической жизни общества, всего народного хозяйства, в винтики которого
превращены все трудящиеся страны, заменив ее здоровым экономическим
соревнованием, социалистической конкуренцией между кооперативными,
государственными, семейными и частными хозяйствами, предприятиями и
учреждениями, только кооперативный социализм может оздоровить советскую
экономику, приведенную бюрократией и к полному застою и все большему ее
отставанию от экономики наиболее передовых капиталистических стран мира.
Только кооперативный социализм, заменив экономическое и
административное принуждение трудящихся к труду реальным, а не формальным
экономическим материальным интересом в результатах своего труда всех
трудящихся (и бюрократии), позволит советской экономике и советскому
обществу в короткий срок преодолеть застой и отставание от передовых стран
мира по всем экономическим показателям: производительности труда,
производству валового национального продукта на душу населения, уровню
реальной заработной платы, жилищным условиям.
Только кооперативный социализм, заменив бюрократический централизм в
государственном производственном управлении с монополией на него бюрократии
демократичес ким децентрализмом в кооперативном производственном управлении
с участием всех трудящихся, позволит вывести социалистические страны в ряд
самых передовых стран мира, а затем и превзойти передовые капиталистические
страны по всем экономическим показателям.
Только рыночный кооперативный социализм может вывести социалистическую
экономику из тупика в настоящее время, подобно тому как рыночный социализм
со смешанной экономикой в период нэпа 20-х годов вывел ее из такого же
тупика, в котором она оказалась после трех с половиной лет с 1917 по 1921
годы существования социализма с централизованным производством и
уравнительно-коммунистическим распределением.
Вместе в тем рыночный кооперативный социализм является лишь одним из
условий преодоления застоя, отсталости и бесхозяйственности в
социалистическом обществе и господства в нем бюрократии. Другим же условием
является демократизация социалистического общества, ибо без политической
активности нет и не может быть экономической активности, а без
демократизации общества нет и не может быть ни политической активности, ни
ликвидации господства бюрократии, о чем красноречиво говорит печальный опыт
Югославии, в которой в условиях рыночного социализма имеет место и
экономическая отсталость, и застой, и господство бюрократии. Для преодоления
экономической отсталости необходимо соединить рыночный кооперативный
социализм с многопартийной плюралистской социалистической демократией.
5. Государственный долг в СССР. Эксплуатация в советском обществе.
Формы эксплуатации.
При рассмотрении выше, в предыдущих главах вопроса о формах
эксплуатации человека человеком в различных общественно-экономических
формациях, в том числе в последней фазе первобытно-общинного общества, мы
видели, что существует три основные формы эксплуатации: производственная,
торговая и ростовщическая. В советском обществе, основанном на общественной
собственности на основные средства производства, отсутству ет главная -
производственная форма эксплуатации. Но, как показывает действительность, в
социалистическом, в том числе советском обществе существуют другие,
неглавные формы эксплуатации или, если угодно, их пережитки, остатки,
наиболее распространенной и единственно узаконенной из которых является
ростовщическая форма эксплуатации.
Извлечение ростовщической, процентной прибыли в советском обществе
осуществляется посредством государственного банка, вернее, его филиалов в
виде сберегательных касс, в которые владельцы денег вкладывают их с целью
сбережения либо с целью получения ростовщического процента.
Общая сумма денежных средств, вложенных в советские сберкассы,
изменялась с 1946 по 1981 г.г. следующим образом (по современному курсу):
1946 год - 0,9 млрд.руб., 1961 год - 10,9 млрд.руб., 1967 год - 46,6
млрд.руб., 1976 год - 91,0 млрд.руб., 1981 год - 156,5 млрд.руб.
У автора нет данных на последующие годы, но можно предположить, что к
1985 году сумма вкладов достигла 200 млрд.руб. Эта астрономическая сумма
означает, что советское государство превратилось в крупнейшего, куда более
крупного, чем Югославия, должника, с той лишь разницей, что Югославия
является должником западных стран и их банков, которым она должна свыше 20
млрд. долларов, а СССР является должником своего народа, которому он должен
200 млрд.руб. И эта сумма с каждым годом растет, поскольку в сберкассы
продолжают вноситься все новые и новые денежные вклады.
Но если бы даже новые вклады не вносились, все равно государственный
долг СССР продолжал бы расти, поскольку на сумму в 200 млрд.руб. ежегодно
начисляется ростовщическая прибыль в форме денежного процента. Если
предположить, что только половина этой огромной суммы вложена на срочные
вклады, на которые начисляется 3% в год, а другая половина вложена на
текущие вклады, на которые начисляется 2% в год, то и тогда на сумму в 200
млрд.руб. будет начисляться 5 млрд.руб. в год. Именно на эту огромную сумму
будет увеличиваться советский государственный долг ежегодно.
На самом деле государственный долг СССР растет гораздо быстрее.
Во-первых, вкладчики продолжают вносить новые вклады и вносят они больше,
чем за то же время снимают со счетов. Во-вторых, 3% в год, надо полагать,
начисляются не на половину вкладов, а на большую часть, быть может, на 150
млрд.руб. или даже на еще большую сумму. И в-третьих, на вклады начисляются
не простые, а сложные проценты. Все это приводит к тому, что государственный
долг СССР растет ежегодно не на 5, а более чем на 10 млрд.руб. Об этом
свидетельствует тот факт, что за пять лет с 1976 по 1981 г.г.
государственный долг в форме вкладов возрос на 65,5 млрд.руб., т.е. на 13
млрд.руб. в год.
Те пять или шесть млрд.руб. в год, которые ежегодно начисляются на 200
и более млрд.руб. вкладов, являются не чем иным, как ростовщической прибылью
в форме денежного процента. А 200 млрд.руб., которые дают их владельцам
денежную прибыль в размере 5-6 млрд.руб., превращаются и являются не чем
иным, как денежным капиталом. 5-6 млрд.руб. чистой прибыли, которую получают
или копят владельцы денежного капитала общей стоимостью в 200 млрд.руб.,
являются нетрудовым доходом, систематически извлекаемым владельцами денежных
вкладов.
Возникает вопрос: если имеет место извлечение нетрудового дохода да еще
такой огромной величины и, следовательно, эксплуатации человека человеком,
кого же эксплуатируют владельцы денежных вкладов-капиталов?
Содержание раздела