d9e5a92d

Бесхозяйственность в бюрократическом обществе


культур, низкие показатели надоев молока; слабое развитие тепличных хозяйств и т.д. и т.п.
Бесхозяйственность в бюрократическом обществе, достигшая в СССР чудовищных размеров, объясняется главным образом тем, что должностные лица, в отличие от предпринимателей капиталистического общества и кооператоров кооперативно-социалистического общества, распоряжаются, управляют не своими собственными, а государственными средствами производства (фактически принадлежащими сообща всему многомиллионному классу бюрократии) и все материальные убытки, нанесенные обществу некомпетентными, безответственными, недобросовестными должностными лицами, возмещаются не за счет конкретных виновников, а за счет государственного бюджета, то есть, в конечном итоге, за счет трудящихся. Поэтому, ак бы ни совершенствовалось государственное централизованное управление, планирование, ценообразование, оплата труда, сбыт и снабжение, покончить с бесхозяйственностью в условиях государственно-бюрократического социализма невозможно.
Невозможно улучшить экономическое положение бюрократического общества, покончить с бесхозяйственностью и застоем и посредством перестройки централизованного государственного управления народным хозяйством с существующего ныне в производственном управлении принципа бюрократического централизма на принцип демократического централизма. Можно лишь, заменив бюрократический централизм централизмом демократическим, временно и незначительно улучшить работу государственного централизованного производства, поскольку такая перестройка не изменит природы государственно-бюрократического социализма, так как не ликвидирует господства бюрократии, которая очень скоро приспособится к новой форме централизованного государственного управления экономикой и по-прежнему будет тормозить ее развитие. Трудящиеся же по-прежнему будут стоять в стороне от активной экономической политики, от активной экономической и политической жизни бюрократического общества.
Покончить раз и навсегда с бесхозяйственностью в условиях социализма можно лишь преобразованием казенно-бюрократических предприятий и учреждений в кооперативно-социалистические предприятия и учреждения, преобразованием, следовательно, государственно-бюрократического социализма в кооперативный социализм.
Только рыночный кооперативный социализм, заменив тотальную регламентацию бюрократией и ее бюрократическим государством всей экономической жизни общества, всего народного хозяйства, в винтики которого превращены все трудящиеся страны, заменив ее здоровым экономическим соревнованием, социалистической конкуренцией между кооперативными, государственными, семейными и частными хозяйствами, предприятиями и учреждениями, только кооперативный социализм может оздоровить советскую экономику, приведенную бюрократией и к полному застою и все большему ее отставанию от экономики наиболее передовых капиталистических стран мира.
Только кооперативный социализм, заменив экономическое и административное принуждение трудящихся к труду реальным, а не формальным экономическим материальным интересом в результатах своего труда всех трудящихся (и бюрократии), позволит советской экономике и советскому обществу в короткий срок преодолеть застой и отставание от передовых стран мира по всем экономическим показателям: производительности труда, производству валового национального продукта на душу населения, уровню реальной заработной платы, жилищным условиям.
Только кооперативный социализм, заменив бюрократический централизм в государственном производственном управлении с монополией на него бюрократии демократичес ким децентрализмом в кооперативном производственном управлении с участием всех трудящихся, позволит вывести социалистические страны в ряд самых передовых стран мира, а затем и превзойти передовые капиталистические страны по всем экономическим показателям.
Только рыночный кооперативный социализм может вывести социалистическую экономику из тупика в настоящее время, подобно тому как рыночный социализм со смешанной экономикой в период нэпа 20-х годов вывел ее из такого же тупика, в котором она оказалась после трех с половиной лет с 1917 по 1921


годы существования социализма с централизованным производством и уравнительно-коммунистическим распределением.
Вместе в тем рыночный кооперативный социализм является лишь одним из условий преодоления застоя, отсталости и бесхозяйственности в социалистическом обществе и господства в нем бюрократии. Другим же условием является демократизация социалистического общества, ибо без политической активности нет и не может быть экономической активности, а без демократизации общества нет и не может быть ни политической активности, ни ликвидации господства бюрократии, о чем красноречиво говорит печальный опыт Югославии, в которой в условиях рыночного социализма имеет место и экономическая отсталость, и застой, и господство бюрократии. Для преодоления экономической отсталости необходимо соединить рыночный кооперативный социализм с многопартийной плюралистской социалистической демократией.
5. Государственный долг в СССР. Эксплуатация в советском обществе. Формы эксплуатации.
При рассмотрении выше, в предыдущих главах вопроса о формах эксплуатации человека человеком в различных общественно-экономических формациях, в том числе в последней фазе первобытно-общинного общества, мы видели, что существует три основные формы эксплуатации: производственная, торговая и ростовщическая. В советском обществе, основанном на общественной собственности на основные средства производства, отсутству ет главная - производственная форма эксплуатации. Но, как показывает действительность, в социалистическом, в том числе советском обществе существуют другие, неглавные формы эксплуатации или, если угодно, их пережитки, остатки, наиболее распространенной и единственно узаконенной из которых является ростовщическая форма эксплуатации.
Извлечение ростовщической, процентной прибыли в советском обществе осуществляется посредством государственного банка, вернее, его филиалов в виде сберегательных касс, в которые владельцы денег вкладывают их с целью сбережения либо с целью получения ростовщического процента.
Общая сумма денежных средств, вложенных в советские сберкассы, изменялась с 1946 по 1981 г.г. следующим образом (по современному курсу): 1946 год - 0,9 млрд.руб., 1961 год - 10,9 млрд.руб., 1967 год - 46,6 млрд.руб., 1976 год - 91,0 млрд.руб., 1981 год - 156,5 млрд.руб.
У автора нет данных на последующие годы, но можно предположить, что к 1985 году сумма вкладов достигла 200 млрд.руб. Эта астрономическая сумма означает, что советское государство превратилось в крупнейшего, куда более крупного, чем Югославия, должника, с той лишь разницей, что Югославия является должником западных стран и их банков, которым она должна свыше 20 млрд. долларов, а СССР является должником своего народа, которому он должен 200 млрд.руб. И эта сумма с каждым годом растет, поскольку в сберкассы продолжают вноситься все новые и новые денежные вклады.
Но если бы даже новые вклады не вносились, все равно государственный долг СССР продолжал бы расти, поскольку на сумму в 200 млрд.руб. ежегодно начисляется ростовщическая прибыль в форме денежного процента. Если предположить, что только половина этой огромной суммы вложена на срочные вклады, на которые начисляется 3% в год, а другая половина вложена на текущие вклады, на которые начисляется 2% в год, то и тогда на сумму в 200 млрд.руб. будет начисляться 5 млрд.руб. в год. Именно на эту огромную сумму будет увеличиваться советский государственный долг ежегодно.
На самом деле государственный долг СССР растет гораздо быстрее. Во-первых, вкладчики продолжают вносить новые вклады и вносят они больше, чем за то же время снимают со счетов. Во-вторых, 3% в год, надо полагать, начисляются не на половину вкладов, а на большую часть, быть может, на 150 млрд.руб. или даже на еще большую сумму. И в-третьих, на вклады начисляются не простые, а сложные проценты. Все это приводит к тому, что государственный долг СССР растет ежегодно не на 5, а более чем на 10 млрд.руб. Об этом свидетельствует тот факт, что за пять лет с 1976 по 1981 г.г. государственный долг в форме вкладов возрос на 65,5 млрд.руб., т.е. на 13 млрд.руб. в год.
Те пять или шесть млрд.руб. в год, которые ежегодно начисляются на 200 и более млрд.руб. вкладов, являются не чем иным, как ростовщической прибылью в форме денежного процента. А 200 млрд.руб., которые дают их владельцам денежную прибыль в размере 5-6 млрд.руб., превращаются и являются не чем иным, как денежным капиталом. 5-6 млрд.руб. чистой прибыли, которую получают или копят владельцы денежного капитала общей стоимостью в 200 млрд.руб., являются нетрудовым доходом, систематически извлекаемым владельцами денежных вкладов.
Возникает вопрос: если имеет место извлечение нетрудового дохода да еще такой огромной величины и, следовательно, эксплуатации человека человеком, кого же эксплуатируют владельцы денежных вкладов-капиталов?



Содержание раздела