Экономическое развитие общества
XX век - век появления на Земле нового феномена. Этот феномен появился
на рубеже XIX-XX вв. и с тех пор властно шествует по планете, не считаясь ни
с чем: ни с государственными границами, ни с национальными и языковыми
различиями, ни с социальным и политическим строем. Этим феноменом является
научно-техническая революция.
Что такое научно-техническая революция? Среди множества ее определений
наибольшее число исследователей так или иначе придерживается взгляда, что
современная научно-техническая революция - это революция в развитии
производительных сил общества. Однако этот простой ответ порождает, по
крайней мере, два новых вопроса.
Вопрос первый: если научно-техническая революция является революцией в
развитии производительных сил современного общества, то не находится ли она
в причинно-следственной связи с социалистической революцией, происходящей в
развитии общественных отношений современного общества?
Вопрос второй: если научно-техническая революция является революцией в
развитии производительных сил современного общества, то не происходили ли
ранее другие революции в развитии производительных сил на различных этапах
исторического развития общества? А если происходили, то что они собой
представляют?
Многолетние исследования привели автора к утвердительному ответу на оба
эти вопроса. Во-первых, современная научно-техническая революция находится в
самой непосредственной причинно-следственной связи с современной
социалистической революцией. Если социалистическая революция до
научно-технической революции являлась лишь возможностью, то с ее
зарождением, началом социалистическая революция становится
общественно-исторической необходимостью, она является необходимым следствием
научно-технической революции.
Во-вторых, тщательное исследование закономерностей исторического
развития производительных сил общества позволяет выявить в их развитии еще
три революции: первая революция в развитии производительных сил общества,
которую мы называем в своем исследовании, предлагаемом вниманию читателя,
охотничье-технической революцией, происходила примерно с 40-35 тыс. лет до
20-15 тыс. лет назад; вторая революция в развитии производительных сил
общества, которую мы называем аграрно-технической революцией, совершилась
примерно с 7 по 4-3 тыс. лет назад; и третья революция в развитии
производительных сил общества, которую мы называем индустриально-технической
революцией, осуществилась примерно в XI-XIX вв.
Таким образом, в развитии производительных сил общества, как и в
развитии общественных отношений, имеется четыре революции. В развитии
производительных сил это охотничье-техническая, аграрно-техническая,
индустриально-техническая и научно-техническая революции. В развитии
общественно-производственных отношений это рабовладельческая, феодальная,
буржуазная и социалистическая революции.
Казалось бы, осталось сделать тот простой вывод, что поскольку
четвертая революция в развитии производительных сил общества находится в
причинно- следственной связи с четвертой социальной революцией и поскольку
вообще производительные силы общества находятся в диалектической взаимосвязи
с производственными отношениями, осталось сделать вывод, что каждая из
четырех социальных революций находится в причинно-следственной связи с
определенной, соответствующей ей революцией в развитии производительных сил
общества, которых также четыре. Но здесь-то и возникают главные трудности.
Если сравнить хронологические границы осуществления социальных
революций и революций в развитии производительных сил общества, то окажется
что они располагаются в историческом развитии не таким образом, что первой
революции в развитии производительных сил соответствует первая социальная
революция и т. д., а иначе, несколько неожиданным образом. Совпадают
хронологически только третьи и четвертые революции в развитии
производительных сил и производственных отношений, т.е.
индустриально-техническая революция совпадает с буржуазно-социальной и
научно-техническая революция совпадает во времени с социалистической
революцией. Первые же революции расположены в истории общества иначе. Так,
первой социальной, т.е. рабовладельческой революции , соответствует не
первая, а вторая революция в развитии производительных сил, т.е. не
охотничье-техническая, а аграрно-техническая революция. А
феодально-социальная и охотничье-техническая революции остаются вообще без
"пары". В чем же дело?
Изучение социально-экономической истории средневекового общества
привело нас к выводу, что феодализма как самостоятельной
общественно-экономической формации не существует вообще. Так называемый
феодализм V-XVII вв. есть искусственное соединение в одно целое последней
фазы развития рабовладельческого (рабовладельческо-крепостнического)
общества и первой фазы развития буржуазно-капиталистического общества. Если
принять это положение, то окажется, что двум общепринятым фазам
капиталистического общества (домонополистическому и монополистическому
капитализму) предшествует еще одна фаза - фаза торгового капитализма. Тогда
следует считать, что капиталистическое общество проходит в своем развитии
три фазы: фазу торгового капитализма, фазу промышленного капитализма и фазу
монополистического, или акционерного капитализма; или торговую,
производительную или ростовщическую фазы, если исходить из господствующих в
них форм эксплуатации капиталом труда.
Если же теперь мы обратимся к экономическому развитию
рабовладельческого общества, временные рамки которого передвинулись с V к
XIV-XV вв., а для Восточной Европы даже к XIX веку, то окажется, что и оно
проходит в своем развитии также три фазы: торговую, производительную и
ростовщическую. Таким образом, обе классовые общественно-экономические
формации (рабовладельческо-крепостническая и буржуазно-капиталистическая)
проходят в своем развитии через одни и те же фазы, они как бы копируют друг
друга. А исторической границей, разделяющей эти формации, является
уничтожение крепостного права, что и является содержанием
буржуазно-социальной революции, которая, следовательно, произошла в Западной
Европе в XIV-XV вв., а в Восточной Европе в XIX в.
"Избавившись" таким образом от "феодально-социальной" революции, для
которой не существует соответствующей ей революции в развитии
производительных сил общества, мы должны теперь обратиться к
первобытно-общинному обществу, в недрах которого происходит первая революция
в развитии производительных сил - охотничье-техническая революция.
Внимательный анализ социально-экономического развития первобытно-общинного
общества привел нас к выводу, что первобытно-общинное общество, как и
феодальное, является также искусственным соединнием двух различных обществ:
первобытного (первобытно-стадного) и общинного (общинно-родового). Если
общинное общество является первой общественно-экономической формацией в
развитии сформировавшегося, развитого общества, то первобытное общество
является формирующимся обществом, это переходный период от биологической к
социальной форме развития материи, период становления, формирования
общества, который предшествует первой, общинной общественно-экономической
формации. При этом первобытное общество отделяется от общинно-родового
общества охотничье-технической и взаимосвязан ной с ней общинно-социальной
революцией, которая и является первой социальной революцией в развитии
общества.
Если принять все вышесказанное во внимание, то в развитии
производительных сил общества и общественно-производственных отношений
выявляется стройная картина: первой, охотничье-технической революции в
развитии производительных сил соответствует первая общинно-социальная
революция в развитии общественно-производственных отношений;
аграрно-технической революции (второй) соответствует
рабовладельческо-социальная революция (вторая), индустриально-технической
революции (третьей) соответствует буржуазно-социальная революция (третья); и
научно-технической (четвертой) соответствует социалистическая революция,
которая является четвертой революцией в развитии общества. При этом
революции в развитии производительных сил общества являются причиной
(первопричиной) совершения соответствующих им социальных революций, под
непосредственным влиянием которых последние происходят, ибо новые
производительные силы, а таковыми они становятся при совершении очередной
революции в их развитии, нуждаются для своего дальнейшего прогрессивного
развития в новых общественно-производственных отношениях, в новом социальном
строе.
Мы не будем дольше останавливаться здесь на предлагаемой читателю
концепции, которая более подробно изложена в исследовании. Отметим только,
что в ней имеются некоторые довольно значительные, как уже убедился
читатель, отклонения от общепринятой в марксистской литературе взглядов.
Однако мы считаем, что эти отклонения было бы ошибочно считать опровержением
марксистского учения. Наша концепция - не опровержение марксистского учения,
а его творческое развитие.
Марксизм-ленинизм не догма, а руководство к действию, и по мере
дальнейшего развития общества, по мере выявления его новых черт, явлений,
законов, по мере получения и накопления исследователями новых исторических,
ранее не известных фактов неизбежно должно происходить дальнейшее развитие и
марксистско-ленинского учения, его совершенствование, отказ от некоторых его
устаревших или ошибочных положений, дополнение его новыми положениями, ибо
марксистско-ленинская теория является отображением объективного развития
общества и материи, и поскольку общество развивается, изменяется, то должна
развиваться и общественная наука.
Если всякое творческое развитие марксизма отождествлять с
ревизионизмом, то самыми большими "ревизионистами" следует считать Маркса,
Энгельса и Ленина, которые всю свою жизнь развивали, изменяли, уточняли,
совершенствовали, дополняли свое учение, многие положения которого они не
колеблясь отбрасывали, как только убеждались в их ошибочности.
Для нас в нашем исследовании руководящей нитью является следующие
замечательные слова В.И.Ленина: "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, как
на нечто законченное и неприкосновенное; мы убежденны, напротив, что она
положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны
двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни"
(В.И.Ленин, соч. т.4, стр. 184).
В настоящем исследовании автор ставил перед собой довольно ограниченную
цель: исследовать историческое развитие производительных сил общества и
общественно-производственных отношений в их диалектическом единстве,
взаимодействии. При этом автор стремился не повторить в исследовании те
общеизвестные истины, которые уже достаточно подробно освещены в
общественной литературе.
Автор.
Содержание раздела