Орудие ручного труда, машина, автомат
превращениями машины в автомат. Орудие ручного труда, машина, автомат - вот
крупнейшие этапы в развитии техники" (стр. 26-27).
Итак, все технические средства делятся на три формы: орудия ручного
труда, машины и автоматы. К этим трем формам сводятся все технические
средства. Но возьмем для примера плуг, приводимый в движение быками или
лошадью. К какой форме техники мы должны отнести его? К ручным орудиям
труда? Но плуг приводится в движение не руками человека, а быками или
другими животными. Пахарь же идет за плугом, придерживая его и управляя
быками и плугом. Может быть, плуг следует отнести к машинной технике? Но
тогда начало второго "исторического этапа в развитии техники" придется
перенести с XVIII в., куда его относит Волков, в глубь веков. На основании
какого объективного критерия можно отличить друг от друга различные этапы в
развитии техники?
"Объективный критерий, позволяющий очертить границы автоматизации как
нового исторического этапа в развитии техники, так же как и в случае
определения машинного этапа (или этапа механизации), может быть понят из
диалектики вещных и личных элементов. Если механизация начинается с передачи
технике основной физической трудовой функции, то автоматизация имеет место с
того момента, когда в технике осуществляются основные "умственные" функции
технологического процесса. Это становится возможным с появлением на
производстве следящих, управляющих, контролирующих программирующих
кибернетических устройств. Однако совершенно очевидно, что не всякое
перемещение трудовой функции от человека к технике может служить объективным
критерием исторических этапов в ее развитии. Передача функции источника
движения (двигательной силы) паровому двигателю привела лишь к дальнейшему
техническому развитию и совершенствованию тех самых машин, которые заменили
функцию ремесленника - оперирование рабочим инструментом. При переходе к
автоматизации дело обстоит еще сложнее, так как здесь в технике
овеществляется целый ряд различных трудовых функций: наблюдение, контроль,
управление технологическим процессом, включение и выключение технической
системы, наладка и ремонт, программирование и т.д.
Критерием исторических этапов в развитии техники выступает не просто
перемещение трудовой функции от человека к технике, а такое перемещение,
которое вызывает коренное изменение в технологическом способе соединения
личных и вещных элементов процесса труда, т.е. в технологическом способе
производства" (стр. 30-31).
Итак, передача функции двигательной силы от человека к технике не может
служить объективным критерием исторических этапов в ее развитии. В примере,
приведенном Волковым для подтверждения этого тезиса, это выглядит
убедительно. Но возьмем для примера плуг. К какой технике его следует
отнести? К ручной? Но пахарь не оперирует рабочим инструментом плуга
(лемехом, отвалом, ножом), т.е. не осуществляет "основную физическую
функцию", которая является объективным критерием исторических этапов в
развитии техники. Но допустим все же, что плуг относится к ручной технике,
несмотря на то, что он приводится в движение не рукой человека, а животным.
Как же нам быть, если тот же самый плуг (или другой более мощный, скажем,
пятилемешный) начинают приводить в движение при вспашке поля не лошадьми, а
трактором? Неужели и на этот раз плуг будет относиться к ручной технике? Но
в таком случае все плуги (плужные прицепы), которыми в настоящее время
обрабатываются поля с помощью мощных тракторов, являются орудиями ручного
труда. Более того, плуг останется орудием ручного труда и после
автоматизации пахоты.
Очевидно, что это не так, плуг нельзя отнести к орудиям ручного труда,
как это вытекает из теории Волкова. Но можем ли мы отнести плуг к машинной
технике? А если можем, то всегда ли? Если мы можем отнести любой плуг к
машинной технике, то, очевидно, и соху (и борону) также можно отнести к
машинам, ту примитивную деревянную соху, которая получила широкое
распространение около 6-5 тысяч лет назад. Очевидно, что сделать этого
нельзя. А это значит, что плуг, соха и борона, приводимые в движение
тягловой силой животных, не относятся ни к ручной, ни к машинной технике. А
отсюда мы можем сделать вывод, что разделение развития техники Волковым на
три исторических этапа - орудия ручного труда, машины, автоматы - является
ошибочным.
"Технологический способ соединения личных и вещных элементов процесса
труда претерпевает в мануфактуре впервые ясно выраженное изменение. Во всей
предшествующей истории совокупный рабочий механизм составляли человек и его
орудия труда"(стр. 32). В последних словах этого выражения и кроется корень
ошибочного тезиса Волкова. Из "всей предшествующей истории" можно выделить
период в несколько тысяч лет, в котором "совокупный рабочий механизм"
составляли не два элемента - человек и его орудие, а три: человек, его
орудие и животное, приводящее в движение его орудие труда.
Но вернемся к теории Волкова. "Итак, исходя из принятого нами критерия,
новый исторический этап представляет собой период от возникновения
простейших орудий труда до их превращения в машины"(это, как мы только что
видели, неверно). "В истории передовых стран этот этап охватывает
первобытно-общинный, рабовладельческий и феодальный строй. Весь этот
многовековой отрезок времени характеризуется единым "субъектным"
технологическим способом производства, рабочий механизм здесь является
лично-вещным".
Как мы видели выше, "совокупный рабочий механизм в земледелии с
применением плуга и животных существенно отличается от "совокупного рабочего
механизма" ремесленника с его орудием труда, поэтому если один из них
является "лично-вещным", то другой должен именоваться иначе. Точно так же
обстоит дело и с "субъектным" технологическим способом производства.
"Труд всюду (если не считать первых предвестников машин в виде водяной
и ветряной мельницы, насосов и некоторых других сравнительно сложных
приспособлений, не определявших, однако, в то время техническую базу
общества) остается ручным" (стр. 39).
Это неверно. Если труд ремесленника или земледельца, обрабатывающего
землю мотыгой или лопатой, можно назвать ручным, то труд пахаря,
обрабатывающего землю с помощью плуга (сохи) и лошади (быков), назвать
ручным нельзя.
"Переход ко второму этапу - этапу механизации в развитии техники был,
как мы видели, подготовлен специализацией инструмента в мануфактуре. "Живой
механизм" (рабочий) производства образует здесь предтечу механизма
машинного. Этот второй этап начинается, когда основная рабочая функция
"живого механизма" - управление частичными инструментами - передается
машине. Рабочий механизм из лично-вещного превращается в вещно-личный.
Технологический способ производства становится "объектным", а труд впервые
выступает как механизированный труд.
Наконец, третий исторический этап обусловлен автоматизацией. Это
значит, что рабочий механизм становится полностью техническим, способом
соединения человека и техники - "свободным", а сам труд -
автоматизированным" (стр. 39-40).
Итак, согласно теории Волкова, в развитии техники наряду с революциями,
которые довольно часто происходят в различных звеньях, отраслях
производства, происходят две революции, которые вызывают переворот во всей
технике, заменяют одну форму (уклад) техники другой.
Наряду с техническими революциями Волков признает, как мы уже упоминали
об этом выше, в развитии производительных сил общества наличие
индустриальных революций, причем вторая индустриальная революция происходит
в мире в настоящее время. Что же это за индустриальные революции и какова их
сущность?
"Тот же самый критерий - переворот в технологическом способе соединения
личных и вещных предметов производства - действителен и для индустриальной
революции, ибо она знаменует собой начало нового исторического этапа в
развитии техники.
Тот факт, что промышленная революция означает коренное изменение во
взаимоотношениях человека и техники, имеет глубоко идущие последствия,
которые выходят за рамки техники и даже за рамки материального производства.
Этот факт вызывает изменения и в характере труда (из ручного он становится
механизированным), и в социальной структуре общества (прежний ремесленник и
прежний крестьянин превращаются в машинных рабочих), и в соотношении
отраслей хозяйства (земледелие уступает ведущую роль промышленности, и,
наконец, в политике, экономической сфере (господство феодальных отношений
уступает место капиталистическим)".
"Индустриальная революция, таким образом, - это революция, вызываемая
коренным изменением в технологическом способе производства, т.е. в способе
соединения человека и техники, и обуславливающая тем самым изменения во всем
производстве, в экономических и социальных институтах общества" (стр.
138-139).
Итак, исходным пунктом и критерием для индустриальных революций
является то же самое явление - переворот в технологическом способе
соединения личных и вещных элементов производства.
Содержание раздела