индустриально-техническая и научно-техническая революции.
Во-вторых, в теории Волкова революции в развитии производительных сил
общества и революции в развитии общественных отношений (социальные
революции) не взаимосвязаны, так что, например, социальная рабовладельческая
революция не имеет "своей" революции в развитии производительных сил
общества в отличие от социальной революции буржуазной и социалистической.
В-третьих, в поле зрения Волкова при исследовании им техники, ее форм
(и укладов) и ее исторического развития не попала, например, тягловая
техника, т.е. механические средства, приводимые в движение, действие
мускульной энергии животных.
В-четвертых, в теории Волкова, помимо технических революций, отделяющих
указанные им периоды исторического развития техники друг от друга, в
развитии техники признается наличие технических революций второго, низшего
порядка, отличных от первых. Если первые отделяют периоды развития техники
друг от друга, то эти технические революции происходят в рамках периодов
развития техники. "Они происходят со всяким более или менее крупным
открытием, имеющим техническое применение" (стр. 29). Однако различные
явления обычно принято называть по-разному, чтобы не порождать путаницы.
Наряду с теориями развития производительных сил общества Волкова и
авторского коллектива "Современной научно-технической революции" существуют
и другие теории, порой довольно оригинальные. К последней принадлежит
концепция С.Лилли, рHзвитая им в книге "Люди, машины и история" (7).
Как и у Волкова, в теории производительных сил общества С.Лилли имеется
две технические революции, но они совершенно отличны от технических
революций Волкова. Посмотрим, что они собой представляют.
"Если взглянуть на историю техники со стороны, скажем, гостя с какой-то
далекой планеты столь высокой цивилизации, что он станет взирать на наши
устремления с безразличием биолога, изучавшего низшие формы жизни, - тогда
выяснится, что история человечества пережила две главные технические
революции".
В примечании к этой фразе Лилли добавляет: "Не считая предшествующих
событий, положивших начало всему развитию техники - изготовление орудий
труда и покорение огня, - что безусловно можно было бы назвать величайшей
технической революцией в истории человечества".
Затем он продолжает: "Первая революция началась с переходом к
земледелию, что потребовало в дальнейшем металлов, плуга, парусника и всего
прочего, а затем развилась в форме таких крупномасштабных работ, как
сооружение оросительной системы и строительство крупных городов. Эта
революция закончилась примерно за 2500 лет до нашей эры. Вторая же скромно
началась в средневековье и с тех пор набирает все большую скорость и
приобретает все больший размах. Она, по-видимому, все еще находится на самой
начальной ступени своего развития, так что ей предстоит пройти еще гораздо
больше того, что уже осталось позади. Перемены, случившиеся за три
тысячелетия между этими двумя революциями, покажутся нашему внеземному
историку совсем малозначащими. Он сосредоточил бы свое внимание только на
этих двух революциях" (7-408).
Эти две технические революции Лилли связывает с двумя крупнейшими
преобразованиями общества. Следствием первой технической революции явился
переход общества от бесклассового строя к классовому, а следствием второй
технической революции, которая, по мысли автора, находится на начальной
стадии своего развития, является обратный переход общества от классового к
бесклассовому во всемирно-историческом масштабе, который также находится на
начальной стадии своего развития.
Эта концепция развития производительных сил, несмотря на ее
оригинальность и притягательную силу, не может стать для нас приемлемой.
А.Чемарис отмечает в развитии производительных сил общества четыре
революции.
"В истории человечества можно отметить несколько "технологических"
революций: отделение земледелия оZ скотоводства, выделение ремесленного
труда, свободного от земельной собственности, замена ручного труда машинным
производством и начавшееся в настоящее время превращение машинного в