в одном и том же размере, в од
ном и том же объеме. Только массовое применение рабочей силы рабов
27).
Между осуществлением этих революций имеется и сходство, и отличие.
Сходство заключается в том, что обеим социальным революциям: и общинной и
рабовладельческой - предшествуют революции в развитии производительных сил,
так что общинной революции предшествует охотничье-техническая революция, а
рабовладельческой социальной революции предшествует аграрно-техническая. При
этом общинно-социальная революция явилась следствием охотничье-технической
революции, а рабовладельческо-социальная явилась следствием
аграрно-технической революции.
Отличие же заключается в содержании этих революций. Содержанием
общинно-со циальной революции является установление социального строя,
основанного на гуманных, справедливых по своему содержанию, характеру, форме
общественно-производствен ных отношениях, основанных преимущественно на
коллективной собственности на основные средства производства, при которой
средства производства принадлежат всему сообществу и используются в
интересах всего населения этого сообщества. Обществен ную собственность на
основные средства производства дополняет гармонически с ней взаимосвязанный
свободный, ассоциированный труд, который функционирует на также гармонически
взаимосвязанных материальном и моральном стимулах. В основе общинных
производственных отношений лежат взаимопомощь, товарищеское сотрудничество,
бескорыстная преданность, братство, равенство и т.д.
Содержанием же второй социальной революции, а вторая социальная
революция является прямой противоположностью первой социальной революции,
есть установление социального строя, основанного на частной собственности,
при которой основные средства производства принадлежат преимущественно
отдельным, частным лицам и используются в их личных интересах, а не в
интересах всего общества, более того, они использу
ются против интересов большинства населения, следовательно - против
интересов общества. Личные интересы крупных частных собственников
противостоят интересам большинства населения. Частную собственность на
основные средства производства при этом социальном строе дополняет рабский
труд, который функционирует на внеэкономическом, физическом, вооруженном
принуждении к труду, или на исключительно внеэкономическом, или на
соединении внеэкономического принуждения с экономическим. В основе
рабовладельческих производственных отношений лежат: эксплуатация человека
(трудящего ся) человеком (собственником средств производства и торговли),
противоположность их интересов, классовая борьба, эгоизм, страсть к
обогащению, жадность, жестокость, цинизм, равнодушие и т.д. и т.п.
Последнее, естественно, относится к рупным собственникам средств
производства, использующим труд рабов.
Если рассмотреть революции в развитии производительных сил общества,
мысленно изолировав их от связи с общественно-производственными отношениями
так, что если бы последних вообще не существовало, то между
охотничье-технической и аграрно-техничес кой революциями можно обнаружить по
их содержанию очень мало различий и очень много сходства. Они чуть ли не
копируют друг друга. И при совершении охотничье-технической, и при
совершении аграрно-технической революций происходит широкое применение
механических средств, новых материалов и т.д.; и при совершении
охотничье-технической, и при совершении аграрно-технической революций
происходит рост уровня общественно го разделения труда; и при совершении
охотничье-технической, и при совершении аграрно-технической революций
происходит резкий рост производительности труда; и при совершении
охотничье-технической, и при совершении аграрно-технической революций
происходит увеличение производства, или создается такая возможность,
прибавочного продукта; и при совершении охотничье-технической, и при
совершении аграрно-технической революций наряду с коллективным трудом широко
применяется индивидуальный труд; и наконец, и при совершении
охотничье-технической, и при совершении аграрно-технической революций
происходит резкое расширение товарного обмена, хотя и там и там господствую
щее положение по-прежнему принадлежит натуральному хозяйству.
Но если рассмотреть и сравнить друг с другом общинную и
рабовладельческую социальные революции, то можно обнаружить прямо
противоположную картину: между ними почти нет никакого сходства, но очень
много различий, о которых мы уже говорили выше.
Если рассмотреть все революции в развитии производительных сил
общества: охотничье-техническую, аграрно-техническую,
индустриально-техническую и научно-техничес кую, то не вызовет никакого
удивления и вопроса та последовательность, в которой они совершаются, ибо
развитие производительных сил идет от простого к сложному. Сначала человек
создает и осваивает более простые механические средства - ручные механизмы
(при совершении охотничье-технической революции). Затем он осваивает, при
совершении второй революции в развитии производительных сил, тягловые
механизмы, являющиеся более сложными техническими средствами. При совершении
третьей и четвертой революций в развитии производительных сил создается и
применяется машинная и автоматическая техника. Таким образом, при совершении
каждой последующей революции в развитии производительных сил происходит
усложнение техники. То же самое относится к материалам, к методам
воздействия на предметы труда, к использованию видов энергии и т.д.
Революции в развитии производительных сил могли совершаться только в той
последовательности, в какой они совершались, - это видно и это понятно при
самом поверхностном взгляде на них. Вряд ли у кого может возникнуть вопрос,
почему сначала произошла охотничье-техническая, за ней - аграрно-техническая
и т.д. Вряд ли у кого может возникнуть вопрос, почему, скажем,
аграрно-техническая революция происходит после охотничье-технической и перед
индустриально-технической, а не, скажем, после индустриально-технической или
почему научно-техническая революция совершается после
индустриально-технической, а не предшествует ей и т.д.
Но при рассмотрении социальных революций мы видим нечто другое. Здесь
может возникнуть вопрос, почему социальные революции совершаются именно в
такой последовательности (общинная, рабовладельческая, буржуазная,
социалистическая), а не в иной? Почему рабовладельческая социальная