d9e5a92d

Последствия рабовладельческой социальной революции


завершается социальной революцией. Таким образом, революция в развитии производительных сил является объективным условием, материальной предпосылкой для развития экономической борьбы масс. В этом смысле можно, с оговоркой, считать революцию в развитии производительных сил не причиной, а предпосылкой совершения социальной революции. Как бы там ни было, непосредственной причиной совершающихся социальных революций, в том числе и рабовладельческой, является экономическая борьба широких народных масс, которая дополняясь, перерастая в политическую борьбу, оканчивается социальной революцией.
На закате первобытно-общинного общества, после происшедшей аграрно-техничес кой революции, экономические противоречия достигают своего апогея. Все усиливающаяся эксплуатация в своей наиболее открытой, грубой, циничной ростовщической форме, все усиливающийся налоговый гнет, политическое и национальное бесправие, все усиливающееся обнищание широких трудящихся масс и обогащение ростовщиков и общинной (родоплеменной, государственночиновничьей, жреческой, военной) знати, полуголодное и голодное в неурожайные годы существование трудящихся, рост долговой кабалы, продажа должников в рабство - все это приводит в конце концов первобытно-общинное общество с социальному и политическому взрыву.
В результате социальной революции происходит целый ряд радикальных экономических и политических преобразований: отменяются долги, запрещается продажа должников в рабство, иногда выкупаются, освобождаются подданные, обращенные ранее в рабство граждане, запрещается или ограничивается принудительный труд за долги, ограничивается ростовщическая эксплуатация посредством установления максимального ростовщичес кого процента, уменьшаются налоги, расширяются политические и национальные права масс, ограничивается всесилие властей, устанавливается, если оно не было установлено раньше, территориальное административное деление. Но, кроме того, земельные участки и другие средства производства, хотя и не все, бывшие ранее у общинников в пользовании, переходят в их полную собственность с правом их продажи. Утверждается индивидуальная, частная собственность на основные средства производства, а также обращения, торговли. Ликвидируется монополия государства на внешнюю и оптовую торговлю. Все эти преобразования, как и другие, способствовали бурному развитию производительных сил, производительности труда, общественного разделения труда, товарного производства, торговли, техники, технологии, хозяйства.
Однако социальная революция не принесла длительного облегчения трудящимся массам. Очень скоро появилась новая группа людей, которая стала с не меньшей силой эксплуатировать широкие массы населения. Этой новой группой явился класс торговцев -рабовладельцев. Изменилась лишь форма эксплуатации. Если перед социальной революцией значительная часть населения была расколота на противоположные группы - ростовщиков (и знати) и должников (и бедноты), то после совершения социальной революции общество, его значительная часть, раскололось на другие противоположные группы (классы): класс торговцев-рабовладельцев и эксплуатируемый им класс мелких товаропроизводителей, а также малочисленный в первой фазе рабовладельческо-крепостничес кого общества класс рабов. Ростовщическая форма эксплуатации сменилась другой, более замаскированной, более гибкой формой эксплуатации - эксплуатацией в сфере торговли, или, короче, торговой эксплуатацией. Хотя, конечно, ростовщическая эксплуатация не исчезла совсем, но она стала играть второстепенную роль.
5. Последствия рабовладельческой социальной революции.
После рабовладельческой социальной революции, как и раньше, после общинно-со циальной, в развитии общества, всех без исключения общественных отношений, происходят радикальные, революционные преобразования. В развитии духовных отношений: идеологии, морали, искусства, литературы и т.д., происходит рабовладельческая культурная революция. В развитии национально-этнических отношений происходит рабовладельческо -национальная революция. И наконец, в развитии политических отношений происходит


рабовладельческая демократическая революция.
Рабовладельческая культурная революция была призвана подорвать духовную мощь общинной бюрократии и ростовщиков, их идеологию, их мораль и т.д. и утвердить и теоретически обосновать необходимость нового социального строя, частной собственности, рабства, новый политический строй, короче обосновать необходимость осуществления и упрочения революций во всех общественных отношениях: социальной - в производственных отношениях, национальной - в этнических и демократической - в политических отношениях. Именно в это время, т.е. после победы рабовладельческой социальной революции в той или иной стране, происходит бурное развитие всей духовной жизни общества, пережившего в последней фазе общественно-социального строя застой или деградацию. Бурно развивается и вширь и вглубь новая, антиростовщическая и антибюрократическая мораль, новая идеология, также направленная против свергнутой бюрократии и ростовщиков, против богатых, в защиту бедных, бесправных и порабощенных. Бурно развиваются литература, театр, живопись, музыкальное искусство и в целом вся как духовная, так и материальная (например, архитектура) культура.
Одновременно с культурной революцией происходит рабовладельческая националь ная революция. После рабовладельческой социальной революции происходит бурный рост общественного (поотраслевого) разделения труда и связанных с ним товарного производства и торгового обмена. Возникает новый межнациональный рынок, объединяющий целый ряд соседних государств или сообществ. Происходит их экономическая интеграция, чем и создается предпосылка для их политического, государственного объединения. И они рано или поздно добровольно или принудительно объединяются в более крупное союзное государство, в котором ассимилируются племена объединившихся сообществ. Племена и роды постепенно размываются, рассеиваются, смешиваются в новую националь но-этническую общность - народность, которая состоит уже не из тысяч, а из сотен тысяч и миллионов людей. Возникшие при осуществлении рабовладельческой национальной революции народности говорят уже не на десятках языков и диалектов, как это имело место в начале рабовладельческой национальной революции, а на одном языке (иногда в виде исключения - двух или трех). Остальные языки и диалекты при осуществлении второй национальной революции исчезают, вымирают. Побеждает один, наиболее распростра ненный, который становится официальным языком того или иного рабовладельческого государства. В рабовладельческом обществе утверждаются при осуществлении национальной и культурной революций единая психология, единые обычаи, нормы поведения.
В это время осуществляется и рабовладельческая демократическая революция, которая происходит через некоторое, иногда довольно продолжительное время после завершения рабовладельческой социальной революции. Дело в том, что в условиях широкой демократии революционным силам трудно сохранить свою власть и новый социальный строй в силу их неопытности и бедности. Свергнутые же бюрократия и ростовщики имеют и опыт руководства страной и массами, и денежные средства. Поэтому возникает необходимость ограничить права свергнутых чиновников, ростовщиков, богачей. А это часто ведет не только к ограничению демократии, но и к ее ликвидации. Впрочем, при осуществлении рабовладельческой социальной революции в древнем обществе в общинных государствах демократии, как правило, уже не существовало. Демократия в общинных сообществах ликвидируется бюрократией и ростовщиками задолго до рабовладельческой социальной революции, после перехода общинного общества от первой фазы - производи тельной ко второй фазе - ростовщической, поскольку в это время демократия начинает представлять угрозу господству бюрократии и ростовщиков, и на смену демократии приходит деспотический режим, утверждается либо олигархическая форма государства, либо, как правило, тирания.
После победы социальной революции революционные силы, как правило, не спешат утвердить демократию, прежняя тираническая форма государства сохраняется для утверждения и упрочения нового социального строя, закрепления завоеваний социальной, национальной и культурной революций. Но со временем все более и более возникает настоятельная необходимость в новой, наиболее гуманной форме государства - демократии с более дешевым государственным аппаратом - управленческим и репрессивным - и с меньшим, следовательно, налоговым гнетом.
И рано или поздно происходит демократическая революция, дающая широким народным массам широкие политические права и демократические свободы. На смену тирании (или олигархии) приходит демократия; на смену монархии - республика; на смену унитарному государству - федерация или конфедерация; на смену монархическому (президентскому) законодательству - парламентское или прямое народное законодательство.
Таким образом, события повторяются: после общинной социальной революции, как ее следствие, происходят общинно-культурная, общинно-национальная и общинно-де мократическая революции, в результате чего в развитии всех общественных отношений утверждаются их новые формы. Тоже самое происходит и после рабовладельческой социальной революции. Происходят революции во всех общественных отношениях: духовно-культурных, национально-этнических и политических. Все общественные отношения революционизируются, радикально изменяются. Общество обновляется, на смену его деградации приходит прогресс, расцвет.



Содержание раздела