2.3. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него
Под совокупным предложением AS понимают сумму всех индивидуальных предложений. Другими словами, совокуп- ным предложением называют денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг на рынке. Если не учиты- вать влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП: ВНП = AS = PQ, или AS = Заработная плата + рента
+ процент + прибыль.
На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
Среди ценовых факторов выделяют:
1. Действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология произ-
водства, издержки и т.д.);
2. Функционирующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника).
Увеличение количе- ства и повышение качества факторов приводят к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту совокупного предложения AS.
Неценовые факторы совокупного предложения. Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, при прочих равных условиях. Изменения в объеме нацио-
нального производства прослеживаются по мере передвижения вдоль кривой AS. Эти изменения называются ценовыми фак- торами. Изменение же одного или нескольких «прочих условий» вызывают смещение самой кривой.
Эти условия называют- ся неценовыми факторами.
Существует несколько неценовых факторов, смещающих кривую совокупного предложения:
изменение цен на ресурсы;
изменения в производительности труда;
изменения условий бизнеса.
Все неценовые факторы совокупного предложения объединяет то, что с их изменением меняются издержки на единицу
продукции.
Изменение цен на ресурсы. Увеличение предложения внутренних ресурсов вследствие орошения земли, новых техниче- ских усовершенствований обработки земли, открытия полезных ископаемых; увеличение имеющихся в распоряжении тру- довых ресурсов; направлений большей части сбережений на инвестиции; увеличение числа людей, стремящихся к предпри- нимательской деятельности, приводят к снижению цен на эти ресурсы. В результате снижаются издержки на единицу про- дукции, и кривая совокупного предложения смещается вправо.
И, наоборот, уменьшение предложения ресурсов увеличивает цену на них и кривая совокупного предложения смещается влево.
Изменения в производительности труда. Под производительностью труда понимают отношение реального объема производства к количеству использованного труда
Производительность труда =
Реальный объем производства .
Количество трудовых ресурсов
Рост производительности труда показывает, что при имеющемся объеме трудовых ресурсов можно получить больший реальный объем национального производства, т.е. уменьшаются издержки на единицу продукции, и кривая совокупного пред- ложения смещается вправо. Снижение производительности труда повысит издержки и сместит данную кривую влево.
Изменения условий бизнеса. Государственное вмешательство может, как расширять, так и сужать совокупное предложе- ние в зависимости от приоритетов экономики на том или ином этапе.
Например, увеличение ставок налогообложения увели- чивает, при прочих равных условиях, издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым расширению совокупного предложения.
Совокупное предложение представляют в виде кривой AS, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Кривая AS показывает прямую зависимость объема производства от уров- ня цен. При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объема производства и, следовательно, предложе- ния товаров. Таким образом, кривая имеет восходящий вид так же, как и кривая предложения на отдельных товарных рын- ках.
Однако форма кривой AS в зависимости от того на долгосрочном или краткосрочном периоде рассматривается совокуп- ное предложение, может быть различна.
Как видно из графика ( 2), кривая совокупного предложения отличается от кривой предложения единичного товара
и состоит из трех отрезков:
1 горизонтального (кейнсианского);
2 промежуточного (восходящего);
3 вертикального (классического).
1 горизонтальный отрезок характеризует экономику в период депрессии. На этом отрезке кривой в краткосрочном периоде производство идет при неполной занятости, недогрузке производственных мощностей, фиксированном уровне цен и заработной платы, значительном уровне безработицы, т.е. наличии избыточных ресурсов.
Это говорит о состоянии экономи- ческого спада. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет использования невостребованных ре- сурсов.
Кейнс утверждал, что в условиях депрессии можно расширять производство, не опасаясь повышения производствен- ных издержек или цен.
P AS
0 Q1 Q2 Q
2. Кривая совокупного предложения:
P уровень цен; Q реальный объем производства
2 промежуточный отрезок между Q1 и Q2 отражает такое состояние, когда экономика близко подходит к полному ис- пользованию ресурсов. Рост объема производства сопровождается повышением цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях начинает ощущаться ограниченность вовлеченных избыточных ресурсов, часто используется неэффективное обору-
дование. Таким образом, издержки на производство единицы продукции возрастают и для их компенсации необходимы более высокие цены.
3 вертикальный отрезок показывает, что экономика достигла полной занятости при объеме производства Q2. Имею- щиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращение производства в краткосрочном периоде невозможно, следовательно, любое повышение цен не приведет к расширению производства. Поэтому в долгосрочном периоде кривая совокупного спро- са практически стремится к вертикальному положению.
Отрезок называется классическим в соответствии с выводами клас- сической экономической науки об определенных силах, присущих рыночной экономике, благодаря которым полная заня- тость становится нормой.
На самом деле форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Представители классической или не- оклассической школы утверждают, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной, а изменения совокуп- ного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объемы произ- водства и занятость.
Кейнсианцы же считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому любое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производ- ства и занятости.
2.4. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика
Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса AD и совокупного предложения AS. Совокупный спрос, соответствующий совокупному предложению, называют эффективным спросом. На макроуровне пере- сечение кривых AD и AS определяет общий равновесный уровень цен P и равновесный реальный объем производства Q. Уровень ВНП в денежном выражении в таком случае равен произведению общего уровня цен P на объем производства Q
ВНП = PQ.
Так как равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства определяются точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, на практике возможны различные варианты их пере- сечения на разных участках кривых ( 3).
P AD2
AD3
AS
AD1
P3
P2
P1
0 Q1 Q2 Q3 Q
3. Макроэкономическое равновесие
1. Равновесие на кейнсианском отрезке кривой AS. Движение к равновесному реальному объему ВНП не сопровожда-
ется изменением уровня цен, а вызвано вовлечением в производство неиспользованных ресурсов.
2. Равновесие на промежуточном отрезке кривой AS. Изменение уровня цен исключает перепроизводство или недо-
производство товаров.
3. Равновесие на классическом отрезке кривой AS. Здесь увеличение совокупного предложения практически невоз-
можно из-за максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов. Следовательно, увели-
чивается уровень цен.
Таким образом, расширение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к существенному увеличению ре-
ального объема ВНП и занятости без повышения уровня цен. На промежуточном отрезке расши-рение совокупного спроса приведет к увеличению реального объема ВНП и к повышению уровня цен.