d9e5a92d

Причины экономических циклов


§3. Причины экономических циклов
Объясняя причины циклического развития и кризисов экономисты выделяют два главных обстоятельства:
Первое – связано с функцией денег как средства обращения. Несовпадение купли-продажи по месту и времени может создать предпосылки для разрыва многих звеньев в цепи продаж и покупок.
Второе – связано с функцией денег как средства платежа. Производитель не имеет гарантий, что к моменту платежа покупатель его продукции окажется платежеспособным.

Неплатеж по одним обязательствам может вызвать цепную реакцию, которая приведёт к расстройству системы обращения и, в конечном счёте, – производства.
Факторы, воздействующие на цикличность развития экономической системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
Один из главных эндогенных факторов связан с теорией недопотребления. Начало которой положили известные экономисты Т.Мальтус и Ж.Сисмонди. Эти экономисты и их последователи обращали внимание на отставание потребляемого дохода от произведенного, на отставание роста заработной платы от роста цен.

Все они обвиняли капитализм в плохой системе распределения доходов, выгодной для прибыли и не выгодной для заработной платы. В связи с этим, они отмечали, что потребление отстает от инвестирования.
Другим серьезным эндогенным фактором, воздействующим на цикличность и кризисы, является движение кредита. В фазе процветания банки расширяют кредит, это сопровождается ростом цен и искусственным увеличением емкости рынка сбыта. У банков возникает разрыв между величиной обязательств, подлежащих оплате по предъявлению, и ликвидными запасами.

Чтобы устранить этот разрыв банки ограничивают кредит и повышают ставку процента. Это и вызывает кризис, который оздоровляет рынок.
К другим внутренним факторам можно отнести следующее:
1) личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объёмах производства и занятости;
2) инвестирование, т.е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;
3) экономическую политику государства, его прямое или косвенное воздействие на производство, спрос и потребление.
Среди экзогенных факторов, влияющих на цикличность развития экономики, существенным считается воздействие на людей пятен на солнце, имеющих десятилетний цикл. Предполагается, что различная интенсивность солнечной радиации влияет на сельское хозяйство, всю экономическую деятельность и политические события.
К другим внешним факторам относятся:
1) войны, революции и другие политические потрясения;
2) открытия крупных месторождений нефти, золота, урана и т. п.;
3) освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения;
4) колебания численности населения земного шара;
5) мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом изменить структуру общественного производства.


При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности и ослабление интенсивности кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.
§4. Государственное антициклическое регулирование
Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:
1) неокейнсианскому и 2) неоконсервативному, основанному на базе классической школы.
Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе – на регулирование совокупного предложения (табл. 5).
Таблица 5
Направления антициклического регулирования

Признаки
Неокейнсианство
Неоконсерватизм
Ориентация
на спрос
на предложение
Цели
Регулирование
хозяйства в целом (макроэкономика)
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)
Приоритеты регулирования

1.Налогово-бюджетная
политика
1.Кредитно-денежная политика
2.Кредитно-денежная
политика
2.Налогово-бюджетная политика
Оценка роли государства
Поощрение
Ограничение

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.
Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:
1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);
2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:
1) снижение ставок налога;
2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;
3) проведение политики ускоренной амортизации.
При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на 5.


5. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)
Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня №1 до №2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.
Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. ЕЕ цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика дешевых денег. Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы.

Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.
Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования.

Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности ( 6).


6. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)
Снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.
В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика дорогих денег, что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика дорогих денег может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность ( 7).



Содержание раздела