7. Воздействие государства:
– политика экспансии;
– политика сдерживания
График на 7, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.
Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.
Таким образом, нами были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п.
Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.
ОСНОВНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Цикл
Инвестиционные циклы
Сельскохозяйственные циклы
Промышленные (экономические) циклы
Технологические циклы
Большие циклы конъюктуры Кондратьева Н.Д.
Фазы цикла
Кризис
Депрессия
Оживление
Подъем
Причины кризисов
Экзогенные факторы
Эндогенные факторы
8. Кривая совокупного спроса AD
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем бoльшую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить.
Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВНП, на который предъявлен спрос, является обратной, и этим объясняется отрицательный наклон кривой AD.
Отклонение кривой АD вниз и вправо определяется тремя факторами: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; 3) эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки
предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Иными словами, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
При этом предполагается, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок как и предпринимателям, которым также требуется больше денег на выплату зарплаты и другие необходимые расходы. Более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами.
Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках фирмы (предприятия) и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменение процентной ставки.
Таким образом, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект реального богатства или реальных кассовых остатков населения
проявляется в том, что при более высоком уровне цен снижается реальная покупательная способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета). В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.
И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность накопленных финансовых активов, возрастет и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок
связан с тем, что объемы импорта и экспорта страны зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен в данной стране и за границей. При прочих равных условиях, повышение уровня цен в данной стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта.
Таким образом, при повышении уровня цен в стране эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в данной стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и, следовательно, увеличению чистого экспорта Хn в совокупном спросе. Движение вдоль кривой АD, от одной точки к другой, отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства товаров и услуг.
И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства.
Помимо указанного ценового фактора, на кривую АD воздействуют и неценовые факторы. К ним относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д..
Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой АD. Например, увеличение предложения денег и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится сдвигом кривой АD вправо ( 9).
9. Смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов
Рост налогов приведет к снижению совокупного спроса и переместит кривую АD влево. Увеличение государственных расходов, также как и инфляционные ожидания населения приведут к правостороннему смещению кривой АD.
§2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие
Совокупное предложение
– это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год (объем реального ВНП). Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который фирмы поставляют на рынок, является прямой, и этим объясняется положительный наклон кривой предложения.
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями товаров и услуг при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Кривая АS ( 10.) состоит из трех сегментов или отрезков:
10. Кривая совокупного предложения AS
1) кейнсианский (горизонтальный), отражающий представление кейнсианской теории о функционировании экономики;
2) промежуточный (отклоняющийся вверх);
3) классический (вертикальный), отражающий представление классической теории о функционировании экономики.
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства.