Государственный бюджет совокупность доходов и расходов правительства за определенный период времени (обычно за так называемый бюджетный год, который по длительности равен календарному, но не всегда совпадает с ним).
4.2. Основные инструменты дискреционной фискальной политики. Эффект мультипликатора
Дискреционная фискальная политика проводимое по решению правительства изменение доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.
Основные инструменты дискреционной фискальной политики:
1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G).
2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).
Изменение объема государственных закупок товаров и услуг
В период экономического спада с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов увеличивается на величину прироста государственных закупок товаров и услуг G.
При этом объем производства и совокупный доход увеличиваются больше чем на G благодаря эффекту мультипликатора государственных закупок ( 4.2).
Увеличение государственных закупок товаров и услуг на G сдвигает функцию планируемых расходов вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение объема государственных закупок имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов АЕ и совокупного дохода Y больше, чем исходный прирост государственных закупок G.
4.2. Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении стимулирующей фискальной политики
При наличии государственных закупок товаров и услуг АЕ = С + I + G; тогда в точке равновесия Y=С+I+G. Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС Y и получим:
Решим уравнение относительно Y:
Отсюда очевидно, что
где
мультипликатор государственных закупок, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг. Поскольку МРС 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.
Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект даст увеличение любых автономных расходов (государственных закупок G, инвестиционных расходов I или автономного потребления a). Поэтому мультипликатор
более расширительно может быть назван мультипликатором автономных расходов. В общем виде:
, где А любой компонент автономных расходов.
При увеличении государственных закупок планируемые расходы увеличиваются на G. В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход:
Рост совокупного дохода вызовет увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС Y1. Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину:
Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС Y. Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут:
Аналогично следующее расширение объема производства и совокупного дохода будет:
и т.д. до бесконечности.
В общем виде:
По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:
Отсюда
Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.
В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг G. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются больше чем на G благодаря эффекту мультипликатора ( 4.3).
4.3. Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении сдерживающей фискальной политики
Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.
Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на 4.4.
4.4. Эффект налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики
Сокращение подоходных налогов на T увеличивает располагаемый доход домашних хозяйств на ту же величину (
). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS
= MPS T и на увеличение потребительского спроса на сумму МРС
= МРС T. В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на МРС T, и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов АЕ и совокупного дохода Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов T.
При наличии подоходных налогов С = а + МРС (Y Т).
В точке равновесия Y = С + I.
Введем в это уравнение потребительскую функцию С = а + МРС (Y Т) и получим:
Y = а + МРС (Y Т) + I.
Решим уравнение относительно Y:
Отсюда очевидно, что
где
налоговый мультипликатор, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов. Знак «минус» означает, что Y и T всегда имеют разные знаки, так как при увеличении подоходного налогообложения совокупный доход сокращается, и наоборот.
Поскольку МРС 1, то налоговый мультипликатор по модулю больше единицы, но меньше мультипликатора государственных закупок.
При сокращении подоходного налогообложения планируемые расходы увеличиваются на МРС T. В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход:
Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок:
и т.д.
В общем виде:
По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:
Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.
В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на T МРС.
При этом объем производства и совокупный доход сокращаются больше чем на T благодаря действию налогового мультипликатора ( 4.5).
4.5. Эффект налогового мультипликатора при проведении сдерживающей фискальной политики
Рост подоходных налогов на T вызывает снижение располагаемого дохода на ту же величину, а потребительского спроса на T МРС. В результате функция планируемых расходов сдвигается вниз, и точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2. Увеличение объема подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокращение планируемых расходов АЕ, объема производства и совокупного дохода Y по модулю больше чем первоначальное увеличение налогов T .
Таблица 4.1. Инструменты фискальной политики
Состояние экономики |
Вид фискальной политики |
Изменение объема государственных закупок |
Изменение объема подоходного налогообложения |
Экономический спад |
Стимулирующая |
Увеличение |
Сокращение |
Экономический подъем |
Сдерживающая |
Сокращение |
Увеличение |
4.3. Комбинированная фискальная политика
Комбинированная фискальная политика дискреционная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно. Проведение такой фискальной политики может привести к образованию несбалансированности (ненулевому сальдо) государственного бюджета.
Сальдо государственного бюджета разница между суммой доходов и суммой расходов правительства.