ТЕМА 3.ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ.
3.1. Цена, функции цен, факторы, влияющие на стоимость лекарственных препаратов.
Цена - это одна из важнейших экономических категорий. Кроме того, цена - один из рыночных инструментов наряду со спросом и предложением. Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется такими затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми.

Цена - денежное выражение стоимости товара.
Категория «цена» связана с функционированием товарно-денежных отношений. От уровня и динамики цен на товары и услуги зависит уровень жизни населения. В рыночной цене должны учитываться требования таких экономических законов, как закон стоимости, законы спроса и предложения. Цены базируются на общественно-необходимых затратах труда, материалов, сырья, а так же учитывают потребительские свойства продукции.
Как инструмент управления цена выполняет ряд функций:
• учетную;
• стимулирующую;
• регулирующую;
• распределительную.
Учетная функция. Истоки рыночной цены лежат в сфере производства. Поэтому важнейшая функция - измерение затрат и результатов. Цена должна дать ответ на вопрос - сколько затрачено труда, материалов, сырья, какова производительность и эффективность труда и, в конечном счете, каковы издержки производства, обращения продукции и прибыль. Суть этой функции заключается в том, что цена выполняет роль измерителя оценки общественно - необходимых затрат и результатов производства.
Стимулирующая функция. Чтобы товар покупали, он должен быть высшего качества, иметь широкий ассортимент и умеренные цену. Функция экономического стимулирования заключается в учете качества продукции и стимулировании его повышения и обновления ассортимента.
Регулирующая функция. Рыночная цена отличаться от той цены, которую хотел бы назначить производитель. Производитель заинтересован в получении большей выручки от продажи, а потребитель стремится минимизировать свои затраты на покупку этой продукции. Поэтому регулирующая функция заключается в установлении равновесной цены, которая балансирует спрос и предложение.
Распределительная функция. Цена служит средством перераспределения доходов на основе отклонений ее от стоимости товаров для решения социальных или экономических задач. Это осуществляется с помощью системы налогообложения и некоторых других мер. Например, оборот от продажи лекарственных препаратов не облагается налогом на добавленную стоимость. В г. Москве не взимается налог с продажи лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения. Производители ЛС, выпускающие жизненно необходимые ЛП, имеют льготы по уплате налога на прибыль.
Поскольку ЛП относятся к товарам особого рода, цены на них должны учитывать свойства ЛП как товара вообще, так и эти особенности.
В чем же заключаются особенности ЛП как товара:
¦¦¦ С одной стороны, как и любой товар, ЛП имеют экономическую сущность, которая выражается стоимостью в деньгах (учитывающей затраты и результаты при его производстве), ЛП обладают своей потребительской стоимостью (удовлетворяют определенную потребность). С другой стороны, ЛП имеют социальную сущность, которая заключается в охране здоровья человека. Причем главной должна быть социальная значимость ЛП. Доказательством этому являются государственные программы, связанные с социальной защитой населения.
¦¦¦ Как товар, ЛП характеризуются социально-экономической эффективностью. Показатель экономического эффекта выражает рост национального дохода, связанного с производством лекарств, социальный эффект сопровождается экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов в результате улучшения качества жизни человека.
¦¦¦ Спрос на ЛП регулируется не физиологическими нормами потребления, а патологией человека. Генератором спроса обычно является врач (промежуточный потребитель), хотя и больные и здоровые люди могут самостоятельно приобретать некоторые ЛП (отпускаемые без рецепта).
¦¦¦ Эластичность спроса на ЛП от цены может зависеть от характера заболевания, способа оплаты за ЛП (наличный или безналичный расчет). Так, хронические больные не могут обходиться без лекарств, поэтому спрос на ЛП, которые они используют, будет не эластичен или малоэластичен. Спрос на ЛП, отпускаемые по рецептам за полную стоимость, бесплатно или на льготных условиях также малоэластичен.
¦¦¦ ЛП приобретают из-за болезни, а не из желания купить новый товар.
Хотя особенностей ЛП как товара значительно больше, перечисленные так или иначе связаны с ценами и ценообразованием на ЛП.
Цены на ЛП определяются многими факторами. Их можно сгруппировать по трем направлениям: факторы спроса, предложения и среды (таблица 3.1.).
Таким образом, формирование цен (ценообразование) на товары, в т.ч. ЛП, определяется как свойствами самого товара, так и комплексом факторов спроса, предложения и среды.
Каждая модель рынка имеет свой механизм ценообразования, в частности:
Рынок чистой конкуренции, где очень много продавцов и множество покупателей характеризуется тем, что отдельные покупатели и продавцы не оказывают большого влияния на уровень рыночных цен. Повышать цену отдельному продавцу бессмысленно. На таком рынке самые низкие цены.
Таблица 3.1.
Факторы, влияющие на цену лекарств: |
факторы спроса |
факторы предложения |
факторы среды |
1. Эффективность и побочные действия ЛП.
2. Наличие аналогов.
3. Группа врачей, назначающих ЛП.
4. Длительность лечения и количество ЛП на курс лечения.
5. Стоимость курса лечения.
6. Число и характеристика покупателей по полу, возрасту, доходу и др. факторам.
7. Ценовая эластичность.
8. Подоходная
эластичность.
9. Длительность и модель ЖЦТ.
10. Наличие правительственных программ по
оказанию мед. и лек.
помощи.
11. Отнесение ЛП к обязательному ассортименту. |
1. Количество и характер конкурирующих ЛП (субститутов)
2. Количество конкурирующих производителей.
3. Система распределения.
4. Размеры, форма, стайлинг (упаковка).
5. Ожидаемый ЖЦТ.
6. Легкость имитации и улучшения качества другими фирмами.
7. Источники сырья.
8. Налоги.
9. Размещение производства по отношению
к рынку.
10. Правительственное регулирование и сертификация ЛП.
11. Отнесение к жизненно- необходимым ЛП. |
1. Расходы на здравоохранение.
2. Наличие программ по здравоохранению.
3. Роль правительства в финансовой поддержке здравоохранения.
4. Степень роста экономики.
5. Экономическая стабильность или нестабильность.
6. Регулирование экспорта, импорта.
7. Традиции потребления ЛП.
8. Размер и распределения ВНП.
9. Лицензионное регулирование.
10. Политическая среда. |
|
При монополистической конкуренции много покупателей и много про |
давцов, цены могут отличатся у разных фирм. Реклама, методы личной продажи оказывают влияние на цены.
На олигополическом рынке продавцов несколько, покупателей много. Рыночная цена на таком рынке определяется тем предпринимателем, у которого самые низкие издержки и, соответственно, самые низкие цены. Изменение цен одного продавца приводит к привлечению покупателей, и на это сразу реагируют другие продавцы.
Продавец продукции самостоятельно определяет цены своего товара на рынке чистой монополии.
3.2. Стратегия ценообразования.
Стратегия ценообразования включает следующие этапы:
1. Постановка целей ценообразования.
2. Разработка ценовой политики.
3. Выбор и реализация стратегии цен.
4. Корректировка цен.
Постановка целей.
Цели ценообразования любой организации, действующей в рыночных условиях, главным образом ориентированы на:
> Увеличение объема продаж;
> Увеличение текущей прибыли;
> Обеспечение выживаемости в условиях конкуренции.
Могут быть и другие цели, например:
• максимизация долговременной прибыли;
• стабилизация рынка;
• ориентация на среднего покупателя;
• сдерживание конкурентов от чрезмерного повышения цен и т.д.
Цены, ориентированные на объем продаж могут быть установлены в
соответствии с рыночной ситуацией, состоянием спроса и предложения или в соответствии с желаемым ростом продаж.
Объем продаж прямо зависит от эластичности спроса. Спрос и цена в рыночной ситуации находятся в обратно пропорциональной зависимости (закон спроса). Степень чувствительности спроса к цене определяется коэффициентом ценовой эластичности. При реализации этой цели ценообразования необходимо учитывать, эластичен спроса на ЛП или нет.
Для оценки эластичности спроса проводят его замеры при различных ценах или проводят специальные опросы потребителей.
Если спрос на ЛП малоэластичен (| Е
0| <1), то это может быть связано со следующими обстоятельствами:
• Нет заменителей товара (например, инсулин для инъекций, для инсулинозависимых больных);
• Покупатели не сразу замечают повышение цен (например, хронические больные накапливают определенный запас ЛП);
• Покупатели медленно меняют свои покупательские привычки (например, больной уверен, что именно этот препарат на него хорошо действует);
• Покупатели считают, что повышение цены оправдано повышением качества ЛП (например, больной предпочитает более дорогой стугерон циннаризину, т.к. считает, что венгерские препараты лучшего качества);
• Отпуск лекарства по бесплатным и льготным рецептам.
При малоэластичном спросе снижение цены будет мало стимулировать объем продаж. Поэтому, если фирма стремится увеличить свои продажи, в этих условиях надо ориентироваться на неценовые детерминанты спроса, изучать запросы потребителей и стараться удовлетворить их.
Если спрос на ЛП эластичен (ІЕ
0І>1) (среди товаров аптечного ассортимента эластичен спрос, как правило, на ЛП, отпускаемые без рецептов и ИМН), для увеличения продаж следует задуматься о снижении цены. Сниженная цена принесет больший объем общего дохода (от продажи). Но такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет пропорционального роста издержек по производству и сбыту товара. Например, при определении стоимости витаминных глазных капель, изготовленных в аптеке, учитывались все расходы, связанные с их изготовлением. Стоимость капель резко возросла, что сразу привело к снижению объема продаж. Для стимулирования продаж надо снижать цену, например, за счет снижения внутрипроизводственных
расходов.
Аптека «Авиценна» реализует ЛП как по рецептам, так и без рецептов, парафармацевтику. Цель ценообразования - увеличение объема продаж, может быть достигнута за счет снижения цены (применение более низкой торговой наценки) на ЛП, отпускаемые без рецептов.

В аптеке продавался крем «Hovey Almond” по цене 32 рубля. За месяц продано 24 упаковки. При снижении цены до 25 рублей величина спроса изменилась и составила 34 упаковки.
Аптека выбрала правильную тактику, т.к. спрос на крем эластичен.
34 - 24 25 - 32
ed
= ^ =-1.9% и снижение цены до определенного
24 32
размера способствует увеличению продаж (32 х 24 = 768; 25 х 34 = 850)
Цены, ориентированные на увеличение текущей прибыли, обычно устанавливаются в соответствии с оценкой спроса и возмещением инвестиций или затрат на производство и реализацию товара. Выбирается цена, которая обеспечивает максимальную прибыль и полное возмещение затрат.
Спрос определяет максимальную цену, а минимальная цена определяет
ся издержками производства и обращения. Цена должна покрывать все издержки по производству, распределению и сбыту, включая определенную норму прибыли за приложенные усилия и риск.
Цены, ориентированные на выживание в условиях конкуренции. При выборе такой цели ценообразования необходимо знать цены и качество товаров у конкурентов. Этой информацией фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Например, открывая фитоотдел в аптеке, заведующая узнала, что в соседних аптеках, где он уже есть, цены на кислородные коктейли от 2 до 30 рублей за порцию, и будет неразумно установить их в размере 5 рублей. Однако, такая стратегия оправдана, если цена такая же, как у конкурентов, и при этом покрывает издержки фирмы.
Аптека (фирма, субъект рынка) может иметь более одной цели ценообразования. Например: получение максимальной прибыли и ориентация на среднего покупателя. Можно иметь долговременные и кратковременные цели ценообразования. Главное, чтобы они были увязаны со стратегическими и текущими планами предприятия. Например, если стратегическое планирование предприятия основано на контроле над затратами, то цель ценообразования может состоять в увеличении текущей прибыли в краткосрочном периоде, а в долгосрочном - в ориентации на среднего покупателя.
Таким образом, при выборе цели ценообразования главными факторами являются структура и величина спроса, затраты и цены конкурентов.
Разработка меновой политики.
Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга и должна быть направлена на достижение стратегических целей.
К основным принципам, на которых строится ценовая политика любого торгового предприятия, относятся:
• увязка ценовой политики с общими целями предприятия;
• постоянный учет конъюнктуры рынка и особенностей сегментов, в которых работает данное предприятие;
• формирование торговых надбавок с учетом уровня торгового обслуживания покупателей;
• дифференцированный подход к установлению размеров торговых надбавок в зависимости от особенностей размещения аптечных организаций в населенных пунктах, ассортимента лекарственных средств и др.
Торговое предприятие в условиях рыночных отношений имеет возможность осуществлять дифференцированную ценовую политику, основанную на определенных принципах и использовании различных методов формирования торговых надбавок и рыночных цен.
Ценовая политика, как правило, излагается в виде документа, в котором дается ответ на следующие вопросы:
• метод ценообразования;
• оценка соотнесения цен конкурентов;
• частота изменений цен;
• изменение цены в зависимости от ЖЦТ;
использование скидок с цены.
Одним из самых важных аспектов ценовой политики является выбор метода ценообразования на товары. Метод ценообразования зависит от того, новый это товар или уже существующий на рынке.
На выбор метода ценообразования влияют следующие факторы:
- конкретные условия рынка (степень монополизации, эластичность спроса, круг потребителей);
- характер реализуемой продукции (степень новизны, взаимозаменяемость другим товаром и др.);
- положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое состояние, связи с др. производителями и др.).
Ценообразование на новые товары.
Выбор метода зависит от цели ценообразования.
Если цель ценообразования - увеличение объема продаж, то целесообразно применять следующие методы ценообразования:
Ценообразование проникновения (или стратегия прочного внедрения на рынок). Этот подход основан на выходе на рынок товаров с низкой начальной ценой (цена проникновения) для привлечения большего количества покупателей и завоевания большей доли рынка. Такое ценообразование можно применять, если новый товар имеет высокую ценовую эластичность спроса, а также для сдерживания выхода конкурентов на рынок.
Ценообразование на основе психологии покупателя. Назначая цену, продавец должен учитывать психологию ценовосприятия покупателя. Многие специалисты считают, что цена должна выражаться обязательно нечетным числом. В США, в частности, почти невозможно встретить в магазине ценников с «круглыми цифрами». Торговцы предпочитают цену 9 долл. 99 центов, а не 10 долл. Уплачивая фактически 10 долл. покупатель воспринимает ее как 9 долл.
Ценообразование на основе репутации (престижа) фирмы. Престижная цена устанавливается на престижные товары, предметы роскоши, товары известных фирм, обладающих особыми качествами. Например, аспирин немецкой фирмы “Байер” стоит во много раз дороже, чем аспирин других компаний. Чтобы устанавливать такие цены предприятие должно быть уверено в репутации этих товаров и точно знать, что аналоги, имеющиеся на рынке, не обладают такими качествами, за которые потребители готовы платить больше.
Если цель ценообразования - «увеличение текущей прибыли», то чаще применяют методы:
Метод “Затраты - плюс” (или средние издержки + прибыль; cost-plus). Этот подход заключается в начислении заранее определенной прибыли к себестоимости товара. Это наиболее простой способ ценообразования. Цена рассчитывается по формуле:
общие постоянные+общие переменные+прибыль
издержки издержки
цена =-
коли ^ество произведенного товара
Хотя этот метод прост, он имеет ряд недостатков. Например, цена не привязана к спросу, прибыль выражается в % от затрат и у фирмы малая заинтересованность в поддержании затрат на низком уровне. Этот метод не подходит для компании с высоким уровнем исследований и разработок.
Метод “снятие сливок” (Skimming pricing - S.p.) - этот подход связан с установлением высокой начальной цены для товара, чтобы “снять сливки”, что соответствует верхней части кривой спроса. Этот метод направлен на достижение целей, базирующихся на прибыли и сопровождается высокими расходами на продвижение товара. S.p. может быть рекомендован, если компания выделила большую сумму денег на исследования по разработке продукта, имеет высокие расходы на продвижение товара (например, на рекламу), если в ближайшее время ожидается появление аналогичного товара у конкурента, если товар очень новый и рынок будет насыщаться медленно, наконец, если не определена природа спроса.
Решение о том, на сколько высока S.p. зависит от двух факторов:
• шансов выхода на рынок конкурентов.
• эластичности цен в верхней части кривой спроса.
Если ожидается, что конкуренты не скоро выставят свои аналогичные товары на рынок, то цена будет высокой, а, если известно, что конкуренты годами разрабатывали аналогичный товар, S.p. не должна быть очень высокой. В верхней части кривой спроса ценовая эластичность низкая. Кроме того, при отсутствии аналогов или близких заменителей перекрестная эластичность также низка. Поэтому, учитывая новизну товара и ценовую неэластичность спроса, можно получить немедленный эффект, установив высокие S.p. цены. Если начальная цена оказалась слишком высокой, то она может быть снижена. Это гораздо лучше, чем устанавливать низкую цену, а затем ее поднимать. Если ценовая эластичность выше, чем ожидалось, то более низкая цена будет более прибыльна и принесет больше пользы.
Ценообразование с учетом политики цен на аналогичный товар лидера
на рынке. Цены на рынке или в отрасли устанавливают при введении нового товара на рынок, когда необходимо учитывать политику на аналогичные товары лидера. Цена на новый товар может отклоняться от цены лидера (в сторону увеличения), но только, если это связано с более высоким качеством товара.
Ценообразование на основе конкуренции (установлении цен примерно на уровне конкурентов). В данном случае речь идет о нейтральной стратегии ценообразования, которая означает отказ от использования торговых надбавок и цен для увеличения занимаемого (освоенного) сектора рынка. Такой подход не позволяет так же сокращать долю на рынке.
Нейтральное ценообразование используются торговыми предприятиями, действующими на товарных рынках тогда, когда покупатели весьма чувствительны к уровню цены на товары.
Такой подход популярен по нескольким причинам. Во-первых, он является простым, не требующим вычислений кривых спроса, ценовой эластичности или затрат на единицу продукции. Во-вторых, предполагается, что текущий уровень цен удовлетворителен как для покупателя, так и для компании.
Ценообразование на устоявшиеся на рынке товары.
Стратегия ценообразования должна меняться на протяжении всего жизненного цикла ЛП.
Классически изменения цены ЛП на протяжении жизненного цикла происходит следующим образом (рисунок 3.1.)
 |
Рисунок 3.1. Изменение цены ЛП на различных стадиях жизненного цикла. |
Можно выделить 3 подхода в выборе метода ценообразования на товары, присутствующие на рынке.
Сохранение цены в определенных пределах. Это возможно на протяжении всего ЖЦТ, если сегмент рынка, формирующий большую часть продаж не подвержен конкуренции и влиянию других факторов (и если достигнуты цели ценообразования). При данном методе используются следующие виды цен:
> Долговременные._цены слабо подвержены изменениям на протяжении длительного периода. Как правило, на товары массового спроса.
> Эластичная {гибкая) _ цена, быстро реагирующая на изменение спроса и предложения, как в сторону увеличения, так и снижения (цель ценообразования - «увеличение объема продаж»).
> Цена .потребительского .сегмента,^для различных сегментов рынка на одни и те же товары устанавливаются разные цены, рассчитанные на различных покупателей (цель ценообразования как «увеличение текущей прибыли», так и «увеличение объема продаж»).
Снижение цены. Может быть защитной мерой в условиях конкуренции и наступательной стратегией, если падают затраты. В данном случае могут использоваться следующие виды цен:
> Скользящая _падающ,ая_цена основана на учете спроса и предложения По мере насыщения рынка спрос падает, а если спрос на товар имеет высокую ценовую эластичность, то снижение цены может привлечь потребителей. (цель ценообразования - «увеличение объема продаж»)
> Преимущественн.а.я .цена. Это один из видов защитной стратегии. Этот подход можно использовать, если предприятие контролирует большую долю рынка и продукция имеет высокий престиж у потребителей. Некоторое понижение цены позволяет предприятию сохранить преимущество на рынке по отношению к старым и новым конкурентам. (цель ценообразования - «обеспечение выживаемости на рынке»)
> Ниже,_ чем у_ „большинства предприятий, „чаще применяется для взаимодополняющих товаров. Они могут быть реализованы по обычным ценам вместе с товарами, цены на которые снижены. Здесь важно привлечение внимания к основной продукции, а товары, цены на которые снижены -это своеобразная реклама. (цель ценообразования как правило «обеспечение выживаемости на рынке»)
Увеличение цены. Может быть вызвано различными причинами. В инфляционной экономике цены могут расти, т.к. растут все виды затрат и для обеспечения прибыли на адекватном уровне необходимо увеличивать цену. Увеличение цен может быть реакцией на падение доходов, связанных с изменением спроса - это возможно в условиях монополии производства. Резкое увеличение спроса также может вызвать повышение цен.
Всегда надо помнить, что нельзя регулировать продажу, только изменяя цену. Покупатель настороженно относится к дешевым товарам.
На основе маркетинговых исследований важно установить верхнюю границу цены данного товара с учетом его ценности для покупателей и того уровня, который обеспечит формирование наилучших финансовых результа-
тов.
Экономическая ценность товара определяется исходя из цен лучшего товара - аналога конкурентов и ее корректировки с учетом положительных отличий предлагаемого товара от указанного аналога (основывается на оценке конечного и промежуточного потребителя).
Выбор и реализация стратегии иен.
Выбор стратегии зависит от установленных целей ценообразования следующим образом:
Если цель ценообразования: то стратегия строится на:
^ увеличение продаж...................изучении спроса
^ увеличение прибыли..................учете затрат
^ выживание в конкуренции...........изучении конкурентов.
Стратегия, базирующаяся на спросе, предполагает установление цен после изучения спроса потребителей. Этот вид стратегии лучше всего использовать для товаров, цена которых является главным фактором, определяющим поведение потребителей. Большое значение имеет ценовая эластичность спроса. При этом может устанавливаться максимальная цена.
Стратегия, основанная на расчете затрат, предполагает точный учет издержек производства и обращения, к которым добавляется прибыль. Таким образом, определяется нижняя торговая цена.
Стратегия, базирующаяся на выживании в условиях конкуренции, предполагает установление цен выше или ниже или равными рыночным.
Выбор стратегии ценообразования можно обобщить следующим образом (таблица 3.2.):
Таблица 3.2. |
цель
ценообразова
ния |
основы
стратегии |
Ценовая политика |
Методы ценообразования на: |
новые товары |
устоявшиеся товары |
виды цен |
методы ценообразования |
виды цен |
методические
подходы к ценообразованию |
увеличение объема продаж |
спрос |
цена проникновения |
проникновения (прочного внедрения на рынок) |
скользящая
падающая
цена |
снижение цен |
психологическая цена |
основан на
психологии
покупателя |
долговременная цена |
сохранение
цены |
престижная
цена |
основан на
репутации
(престиже)
фирмы |
эластичная цена (гибкая) цена потребительского
сегмента |
сохранение
цены |
увеличение текущей прибыли |
затраты |
цены, учиты
вающие средние затраты |
«затраты +» |
увеличенная
цена в связи с
ростом затрат |
увеличение
цены |
цена сегмента |
«снятие сливок» |
цена сегмента |
увеличение
цены |
обеспечение
выживаемости в условиях конкуренции |
конкуренты |
цена лидера |
учет политики цен на аналогичный товар лидера на рынке |
преимущественная цена ниже, чем у большинства предприятий |
снижение цены |
цены конку
рентов |
на основе
конкуренции |
. -. |
снижение цены |
|
Корректировка иен (или настройка).
После того, как реализована стратегия цен, обычно требуется непрерывная тонкая настройка для отражения изменения затрат, условий конкуренции и соображений спроса. Корректировка цен может происходить посредством изменений в прейскурантах, наценок, надбавок, скидок, компенсаций.
На ЛП корректировка цен осуществляется в виде торговой надбавки к свободной отпускной цене и целой системой льгот и скидок при приобретении товаров у посредников и производителей.
Роль торговой надбавки трудно переоценить. Именно этот элемент цены представляет доход торгового предприятия, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой коммерческого расчета, создания условий для самофинансирования и т.п.
При формировании свободных цен и торговых надбавок необходимо учитывать следующие факторы:
• конъюнктуру фармацевтического рынка (соотношение спроса и предложения);
• условия хозяйственной деятельности аптечной организации и последовательное выполнение функций управления по реализации основной задачи аптечной организации - бесперебойное обеспечение населения, ЛПУ и др. организаций ЛП и ИМН;
• уровень обслуживания населения и др.
Специфические особенности торговой деятельности оказывают влияние на содержание ценовой политики.
3.3. Система регулирования цен на лекарственные препараты.
В экономически развитых странах ежегодно увеличиваются расходы на лекарства, это связано: (1) с внедрением новых технологий, (2) ростом числа врачей, (3) увеличением доли людей пожилого возраста, (4) повышением требования пациентов к системе здравоохранения.
Задача Правительства в области ценообразования на ЛП заключается в осуществлении контроля над расходами на ЛП сегодня и за темпами их роста в будущем, а также в поддержании принципа справедливости в здравоохранении, т.е. гарантировать возможность приобретения необходимых лекарств по доступным ценам.
С целью сдерживания затрат на лекарственную терапию можно воздействовать на:
- количество потребляемых ЛП.
цены.
Для регулирования цен, например, в европейских странах используют
следующие пути:
^ Непосредственный контроль над ценами.
При этом чаще всего применяются:
¦ ценообразование методом «затраты +».
¦ внутреннее сравнение. Цены устанавливаются с учетом цен на аналогичные ЛП, имеющиеся на внутреннем рынке. Если в стране нет таких ЛП, то сравниваются с аналогами в других странах.
¦ внешнее сравнение. Рассчитываются средние цены по нескольким странам. Например, в Ирландии используют североевропейскую цену (по 5-и странам), в Италии - европейскую цену (формула 4-х стран).
¦ контроль над прибылью оптового и розничного звена (регулирование наценки).
¦ понижение или замораживание цен по соглашению между производителями и правительством.
^ Свободное ценообразование.
^ Контроль над возмещением расходов на ЛП.
При реализации данного направления за рубежом существуют 2 подхода:
I) Контроль над возмещением расходов, который осуществляется с помо
щью:
¦ «позитивных» перечней. В эти перечни включены ЛП, стоимость которых возмещается частично или полностью.
¦ «негативных» перечней. Перечни ЛП, стоимость которых не подлежит возмещению (например, ЛП безрецептурного отпуска).
¦ «базисных» цен. Устанавливаются базисные цены, которые подлежат возмещению. Если цена ЛП превышает «базисную», то разницу возмещает пациент.
¦ контроля над расходами на рекламу.
¦ перевода рецептурных ЛП в безрецептурные.
II) Сдерживание расходов на основе:
¦ экономичного назначения. Назначение недорогих, безопасных и эффективных ЛП. Это делается путем ограничения прописываемых ЛП (списки основных ЛП и т.д.), замены патентованных ЛП биоэк-вивалентными дженериками, определения бюджета на назначение ЛП врачом.
¦ частичного покрытия расходов на ЛП больными. Например, государство оплачивает 100% расходов на жизненно необходимые ЛП, 60-75% - для лечения серьезных, но не угрожающих жизни болезней, 40-60% - лекарств для поддержания комфортного состояния.
¦ фиксированного сбора при покупке ЛП. Например, в некоторых странах существует тариф, уплачиваемый за каждое приобретаемое лекарство.
В большинстве стран для регулирования цен на ЛП используют комбинацию методов; например, во Франции применяют внутреннее сравнение, есть «позитивные» перечни, частичная оплата и замораживание цен.
В странах СНГ имеются значительные отличия в системах регулирования цен; существуют разные правила ценообразования для
¦ государственного и частного сектора
¦ больничных и амбулаторных ЛПУ
¦ импортных и отечественных ЛП.
Однако, основным является использование системы наценок, с установлением max пределов или без них.
Системы регулирования цен постоянно меняются, т.к. с одной стороны растут бюджетные расходы (увеличение декретированных групп населения и бесплатного и льготного отпуска ЛП), а с другой - существующие механизмы контроля цен не способны сдерживать их рост.
Например, в РФ за последние годы можно отметить следующие основные этапы в политике ценообразования на ЛП:
До1991 г. |
Единые оптовые и розничные цены на ЛП |
Февраль
1991г. |
Свободные оптовые цены на отечественную продукцию. Фиксированные оптовые цены на ЖН ЛП. Фиксированные розничные
цены (прейскуранты цен). Производители отказывались поставлять ЛП по единым ценам. В результате произошло вымывание
ЖН ЛП из аптек. |
Январь 1992 г. |
Отмена фиксированных оптовых цен. Введение тарифов на изготовление ЛП в аптеках. Розничные цены устанавливаются исходя из спроса, без ограничения и учета оптовой цены. |
Декабрь 1992 г. |
Установлен 30% уровень рентабельности для производителей
ЛП; введены фиксированные торговые надбавки: 50% и 80% для
районов Крайнего Севера) (Постановление Правительства РФ
№970) |
1993 г. |
Дотации на закупку импортных ЛП за счет государственных
средств (коэффициенты 0,2; 0,5; 0,7; 0,9). |
Январь 1994 г. |
Отмена дотаций на закупку импортных ЛП. |
Июль
1994 г. |
Отмена ограничений рентабельности для производителей; торговые надбавки устанавливаются местными органами власти. Постановление Правительства РФ №890 от 30.07.94. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения ЛС и ИМН» закрепило за субъектами РФ право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок |
1999 г. |
Постановлением Правительства РФ № 347 от 29.03.99 «О
мерах государственного контроля за ценами на лекарственные
средства» предусмотрена государственная регистрация отпускных цен производителей ЛС, включенных в Перечень жизненнонеобходимых и важнейших ЛС и ИМН. Государственная регистрация цен на ЛС, включенные в данный Перечень осуществляется Минздравом РФ. Оптовые и розничные надбавки к ценам на |
|
ЛС, включенные в Перечень, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов федерации, исходя из местных условий и особенностей реализации ЛС в регионе. Надбавки могут
устанавливаться дифференцированно, в зависимости от уровня
зарегистрированных цен.
В соответствии с Законом РФ от 27.12.97 г. № 2118-1 «Об
основах налоговой системы в РФ» и в редакции более поздних
законов органами исполнительной власти отдельных регионов
изданы соответствующие законы по регионам. Так Законом г.
Москвы № 15 от 19.05.99 г. введен в действие Закон г. Москвы
от 17.03.99 г. № 14 «О налоге с продаж». Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ,
услуг) реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
Из реализуемой через аптечные организации продукции не являются объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость: лекарств, протезно-ортопедических изделий, отечественного происхождения мыло хозяйственное и туалетное, зубная
паста, ИМН, медицинские услуги населению (исключая косметические). |
Январь 2000 г. |
Вступил в силу Федеральный Закон от 2.01.2000 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений Федеральный Закон «О лекарственных средствах». Для государственной регистрации ЛС заявитель представляет в Федеральный орган контроля качества лекарственных средств кроме основных документов предложения
по цене лекарственных средств (дополнение к статье 19 ФЗ) |
3.4. Формирование ценовой политики на ЛП в аптеке.
Переход к рыночной экономике, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий вызвало необходимость радикальной реформы в системе ценообразования.
При ценообразовании на ЛП используются следующие виды цен:
• свободная отпускная цена предприятия-изготовителя;
• свободная оптовая цена (отпускная цена) на ЛП и ИМН приобретенные за счет собственных валовых средств;
• свободная оптовая цена посредника;
• контрактная цена (оговоренная в контракте);
• свободная розничная цена.
В рыночных условиях цены на многие ЛП и парафармацевтическую продукцию стали свободные и учитывают действие объективных законов спроса, предложения, стоимости.
Свободные оптовые и отпускные цены на ЛП устанавливаются предприятиями изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции (о себестоимости поговорим позднее). В свободные отпускные цены включены налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством.
Свободные розничные цены на ЛП определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями в соответствии со сложившимся спросом и предложением, качеством товара, свободными оптовыми ценами пред-приятий-изготовителей.
В настоящее время политика ценообразования на ЛП в аптеках, в том числе формирование розничной и оптовой цены на ЛП и ИМН, зависит от влияния ряда факторов:
• тип канала товародвижения;
• функциями аптечной организации (наличие производственной функции);
• государственная регистрация цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства;
• распоряжения органов исполнительной власти субъектов РФ исходя из местных условий и особенностей реализации товаров аптечного ассортимента по вопросам формирования цен, в т.ч. утверждение размеров оптовых и розничных надбавок;
• номенклатура (характер) аптечной организации и ее местонахождение и др.
Рассмотрим порядок формирования цен на ЛС и ИМН в субъекте РФ -в г. Москве. Условно все ЛП и ИМН (кроме изготавливаемых в аптеках по индивидуальным прописям) по порядку формирования цен объединим в 3 группы:
1. ЛС, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно ил со скидкой;
2. ЛС, цены производителей, которых включены в Госреестр цен на ЛС (жизненно-необходимые и важнейшие ЛС);
3. ЛС, не включенные в 1 и 2 пункт.
1. Порядок формирования цен на ЛС, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В настоящее время в г. Москве отпуск ЛС населению бесплатно и на льготных условиях осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях по месту оказания медицинской помощи. Из аптек отпускаются лекарства по бесплатным и льготным рецептам, содержащие наркотические ЛС, этиловый спирт, а также ЛС индивидуального изготовления. Распоряжением мэра г. Москвы от 12.04.99 г. № 336-РМ «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой» с 15.04.99 г. утвержден предельный размер торговых надбавок к ценам закупки:
• На готовые наркотические ЛП: оптовое звено - 10%, розничное звено -10%. Общая торговая надбавка не должна превышать 20%, независимо от количества посредников. Если оптовых посредников несколько, то оптовая надбавка не должна превышать 10% и распределяться по согласованию сторон.
• Для этилового спирта: оптовое звено - свободная торговая надбавка, розничное звено - 10%.
• Для уполномоченных фирм - юридических лиц, содержащих на своем балансе аптечный пункт (без права юридического лица) предельная суммарная торговая надбавка - 15%.
• Для ГЧП «Аптечный склад № 1» на специфические ЛП (онкологические, эндокринологические) - в размере 15% с выплатой по договору комиссии уполномоченным фирмам комиссионного вознаграждения, составляющего 5% к цене закупки.
Предельные торговые надбавки как розничные, так и оптовые устанавливаются к цене закупки. Если цена производителей подлежит государственной регистрации, то предельные торговые надбавки устанавливают к фактической цене закупки, но не выше зарегистрированной цены производителя.
Порядок формирования цен на ЛС, цены производителей которых
включены в государственный реестр цен на лекарства.
В целях обеспечения социальной защиты населения, государственного контроля за ценами, рационального использования бюджетных средств, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", в соответствии с решением Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы (протокол от 26 июня 2000 года N 5) распоряжением мэра г. Москвы от 27.07.2000 № 811-РМ «О формировании цен на лекарственные средства, це
ны производителей которых подлежат государственной регистрации» с 15 августа 2000 года для всех субъектов, зарегистрированных на территории г.Москвы и осуществляющих свою деятельность в сфере обращения лекарственных средств, установлен следующий порядок формирования цен на лекарственные средства, цены производителей которых подлежат государственной регистрации:
утверждены предельные размеры торговых надбавок, применяемых к зарегистрированным ценам производителей при формировании цен на лекарственные средства (за исключением отпуска по льготным и бесплатным рецептам) в размере:
1. Для предприятий оптовой торговли (независимо от количества участников
в товародвижении до розничного звена) - 15%
2. Для организаций - импортеров и предприятий оптовой торговли при закупке за счет собственных валютных средств (независимо от количества участников в товародвижении до розничного звена) - 25%
3. Для предприятий розничной торговли:
- при прямых поставках от производителя - 35%
- при поставках через предприятие оптовой торговли, организацию - импортера - 25%
При получении лекарственных средств от производителя по зарегистрированным ценам предприятия оптовой торговли формируют цены путем добавления к зарегистрированной цене производителя оптовой надбавки, исчисленной от зарегистрированной цены.
При получении лекарственных средств по ценам ниже зарегистрированных или со скидкой от зарегистрированной цены, предприятие оптовой торговли формирует цены путем добавления к фактической цене поставки оптовой надбавки, исчисленной от зарегистрированной цены.
Суммарная оптовая надбавка не должна превышать предельный размер оптовой надбавки, установленный независимо от количества участников в товародвижении до розничного звена.
Предприятия розничной торговли формируют цены при прямых поставках от производителя или от предприятия оптовой торговли путем добавления к зарегистрированной цене производителя или фактической (ниже зарегистрированной) или отпускной цене предприятия оптовой торговли розничной надбавки, исчисленной от зарегистрированной цены.
2. поставки через предпрития оптовой торговли
Схема 3.1. Порядок формирования цен в г. Москве на ЛС, цены производителей, которых включены в государственный реестр цен на ЛС.
производитель
 |
ТН = 35% от зарегистрированной цены |
 |
Цена производителя, но не выше зарегистрированной цены |
Р
О . .
3 Ц н g и й
4
ан
1. прямые поставки
посредники
-#
 |
ТН розн. звена = 25% от зарегистрированной цены |
производитель
 |
Цена производителя, но не выше зарегистрированной цены |
р
о
3
н
и
4
н
ТН оптового звена (суммарная) =15% от зарегистрированной цены

Государственное унитарное предприятие - аптека «Невея» заключила договор о поставке ЛП с оптовым посредником - фирмой «Протек» и Московской фармацевтической фабрикой.
По заказу-заявке получен от фирмы «Протек» - Альбумила раствор д/ин. 10% - 200 мл. фл. д/кровезаменителей, зарегистрированная цена = 640 руб.; от Московской фармацевтической фабрики - «Корвалол», капли для внутреннего применения, 15 мл. фл., зарегистрированная цена 4 руб. 50 коп; «Ротокан», спиртовой раствор, 25 мл, цена не вошла в Гос. реестр, а цена производителя 4 руб. 70 коп; настойка боярышника, спиртовой раствор , 25 мл, цена производителя 5 руб. Аптека составила протокол согласования цен на лекарственные средства (таблица 3.3. и 3.4.)
ПРОТОКОЛ Таблица 3.3.
согласования цен на лекарственные средства и изделия
медицинского назначения между фирмой «Протек» (поставщик)
и аптекой «Невея» на поставку аптеке «Невея)
(аптечное предприятие) (аптечное предприятие) |
№
п/п |
Наименование и краткая характеристика |
КИСІЭЭ |
Производи
тель |
Отпускная цена производителя. |
Цена
государственной регистрации, дата регистрации |
Торговая
надбавка
организации-
импортера |
Торговая
надбавка
оптового
звена
(посредника) |
Торговая
надбавка
розничного
звена |
Розничная цена
за
единицу
продук
ции |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
1) |
Альбумила раствор д/ин. 10% - 200 мл. |
|
Челябинская областная станция переливания крови. |
640 руб. |
640 руб., 10.05.2000 г. |
- |
- |
15 |
96
(15% от 640) |
25
% |
160 (25% от 640) |
896
(640 + 96 + 160) |
|
Поставщик |
|
|
Директор аптечного предпри- |
ятия |
|
|
|
МП |
Подпись |
МП |
Подпись |
Дата |
Дата |
|
|
ПРОТОКОЛ Таблица 3.4.
согласования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения между Московской фармацевтической фабрикой ОАО (поставщик)
и аптекой «Невея» на поставку аптеке «Невея)
(аптечное предприятие)_(аптечное предприятие) |
№
п/п |
Наименование и краткая характеристика |
КИСІЭЭ |
Производи
тель |
Отпускная цена производителя. |
Цена
государственной регистрации, дата регистрации |
Торговая
надбавка
организации-
импортера |
Торговая
надбавка
оптового
звена |
Торговая
надбавка
розничного
звена |
Розничная цена
за
единицу
продук
ции |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
1) |
Корвалол», ка- |
|
Московская |
4 руб. 50 коп. |
4 руб. 50 коп. |
|
|
|
|
35 |
1, 58 |
6, 08 |
|
пли для внут- |
|
фармацевти- |
|
|
|
|
|
|
% |
руб. |
руб. |
|
реннего при- |
|
ческая фабри- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
менения, 15 мл. |
|
ка ОАО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) |
«Ротокан», |
|
Московская |
4 руб. 70 коп. |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
2,35 |
8,05 руб. |
|
спиртовой рас- |
|
фармацевти- |
|
|
|
|
|
|
% |
руб. |
|
|
твор, 25 мл, |
|
ческая фабри- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ка ОАО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) |
настойка боя- |
|
Московская |
5 руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
1,50 |
6,50 руб. |
|
рышника, |
|
фармацевти- |
|
|
|
|
|
|
% |
руб. |
|
|
спиртовой рас- |
|
ческая фабри- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
твор , 25 мл. |
|
ка ОАО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставщик |
|
|
Директор аптечного предпри- |
ятия |
|
|
|
МП |
Подпись |
МП |
Подпись |
Дата |
Дата |
|
|
Если фармацевтическая организация розничной торговли получает ЛС от производителя (прямая поставка) по цене ниже зарегистрированной (например, «Магния Сульфат» 20,0 - цена государственной регистрации 5,0 руб., отпускная цена производителя за ед. продукции 3, 75 руб.), тогда розничная цена складывается из отпускной цены производителя и торговой надбавки, рассчитанной от цены государственной регистрации (3, 75 руб. + (5,0 х 0,35) = 5, 50 руб.).
Если ЛП получен оптовой организацией непосредственно у иностранной фирмы, то на момент получения товара мог измениться курс валюты центрального банка (ЦБ), тогда оптовая цена складывается из цены по курсу ЦБ на момент получения товара + торговая оптовая надбавка, исчисленная от цены регистрации по курсу ЦБ на дату регистрации.
3. Порядок формирования цен
на остальные лекарственные средства и парафармацевтическую продукцию
(цены производителей которых не включены в государственный реестр)
Остальные лекарственные средства и изделия медицинского назначения реализуются по ценам, сформированным с применением свободных торговых надбавок, учитывающих конъюнктуру рынка.
Цена на лекарственные средства, изготавливаемых в аптеках формируется
из:
• стоимости ингредиентов по розничным ценам,
• стоимости аптечной посуды,
• тарифов на изготовление (определение тарифов на изготовление лекарств, внутриаптечную заготовку и фасовку производят на основании методических рекомендаций, утвержденных МЗ РФ или местных органов управления аптечной службой, кроме того, если в уставе аптеки есть запись о том, что в аптечном учреждении разработаны тарифы на изготовление лекарственных форм аптеки, то директор аптеки имеет право утверждать свои тарифы).
свободная розничная цена всех |
|
тарифы на индивидуальное |
|
стоимость упа- |
|
свободная роз- |
ингредиентов |
+ |
изготовление + прибыль |
+ |
ковки и посуды |
|
ничная цена |
|
Схема 3.2. Изготовление лекарств по индивидуальным прописям, мелкосерийное производство: |
Торговая надбавка и тарифы не покрывают всех расходов по изготовлению ЛП и, поэтому, в аптеках, где производство еще осталось, необходимо постоянно корректировать тарифы, а убыточность этого вида деятельности компенсировать доходами по реализации готовых ЛП.
свободная розничная |
|
материальные |
|
|
|
свободная роз- |
цена ингредиентов, в |
|
затраты, обра- |
|
прибыль |
|
ничная цена то- |
т. ч. растительного |
+ |
зующие себе- |
+ |
|
= |
вара |
сырья |
|
стоимость |
|
|
|
|
|
Схема 3.3. Изготовление лекарств в отделах, арендующих помещения аптеки,
например, фитоотдел. |
Развитие рыночных отношений приводит к тому, что в аптечном предприятии появляются такие операции с товаром, которых не было раньше: бартер, закупка за счет собственных валютных средств, консигнация и т.д., что необходимо учитывать при формировании ценовой политики.
Для проведения аптекой ценовой политики необходимо:
• постоянно устанавливать размер надбавок и рыночных цен, которые могут обеспечить реализацию прибыли;
• оценивать, каким должен быть объем продаж при этих ценах;
• устанавливать объемы к источникам поступления товаров в соответствии с ожидаемым объемом продаж;
• рассчитывать средние издержки, которые соответствуют этим объемам закупок и реализации товаров;
• изучать ожидаемые показатели рентабельности, которые могут быть достигнуты при избранных торговых надбавках и достигнутых объемах товарооборота.
Содержание раздела