ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
2.1. Рынок как экономическая категория.
Рынок - это комплексная экономическая категория. Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает: производство, распределение, обмен, потребление.
^оіпомниі^ Рынок выражает собой систему экономических отношений,
складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.
Есть много и других определений категории «рынок». Мы рассматриваем потребительский рынок товаров (услуг). Для аптечных организаций товарами и услугами являются лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, информационные и другие услуги.
Структура всех рынков чрезвычайно разнообразна и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие экономические связи между продавцами и покупателями.
Основа рыночной деятельности - процесс обмена товаров, совершающийся при помощи рыночного механизма. Этот процесс определяет движение товарной массы и встречное движение денежных средств. Объектом отношений купли-продажи является товар, потребительские и стоимостные свойства которого оказывают, влияют на процесс товарно-денежного обращении и его эффективность.
Рынки являются центром экономической деятельности и, поэтому, решения многих наиболее важных экономических проблем связаны с функционированием рынка. Все составляющие экономику рынки продуктов и ресурсов, а также связи между ними образуют рыночную систему.
Рыночная система составляет основу рыночной экономики, но не единственный ее признак. Другими признаками рыночной экономики являются:
• Частная собственность на средства производства;
• Свобода предпринимательства и выбора;
• Личный интерес, как главный мотив поведения;
• Конкуренция;
• Опора на рыночную систему цен;
• Ограниченная роль правительства.
Основными рынками, входящими в рыночную систему, являются:
• рынок рабочей силы;
• рынок ценных бумаг;
• рынок капитала;
• рынок товаров и услуг, в т.ч. ЛС и ИМН;
• финансовый рынок;
• рынок технологий и др.
Все эти рынки представлены разветвленной сетью организационных структур: предприятия, компании, фирмы, (в т.ч. аптеки), биржи, банки и т. д. На рынке могут покупаться и продаваться сырье, товары, услуги, труд и др. Большинство людей, фирм на рынке одновременно являются продавцами и покупателями.
Функции рынка:

Информационная: через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническая: в нормальной рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, а продавцу представляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая: покупатель на рынке согласен оплатить только общественно необходимые затраты; на рынке устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве и потреблении.
Регулирующая: важная роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, если растет цена это сигнал к расширению производства и наоборот падает - к сокращению.
Санирующая: рыночный механизм это жесткая и даже жестокая система; ей присуще социальное расслоение и беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищается от экономически неустойчивых хозяйствующих единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
Рынки классифицируются по различным признакам, которые принимаются за основу при их изучении, например:

1. По отраслевой принадлежности товара, как объекта обмена: рынок металлов, обуви, автомобильный, лекарственных препаратов и др. Товары связаны определенными признаками производственного характера или служат удовлетворению одной и той же потребности, например, в здоровье.
2. По степени распространения экономических связей продавцов и покупа
телей (по географическому положению):
- местный (рассматривается в отношении отдельного населенного пункта, городской или сельской местности, отдельных районов города).
- региональный (областной, краевой, республиканский);
- внутренний (национальный);
- внешний (мировой);
3. По характеру и уровню спроса и предложения:
- рынок покупателя (Этому рынку присуща ситуация, при которой величина предложения товара со стороны продавцов, представленных на рынке, превышает величину спроса на данный товар со стороны покупателей. На рынке широкий ассортимент товаров, конкуренция);
- рынок продавца (Для него характерна такая ситуация, при которой величина спроса на товар со стороны покупателей, представленных на рынке, превышает величину предложения данного товара со стороны продавцов. В таких условиях товаропроизводители работают без учета спроса покупателей, и своей задачей они считают производство продукции из тех ресурсов, которые имеются или легко доступны. На рынке ограниченный ассортимент, дефицит, покупатель приобретает то, что предлагает продавец).
4. По типу покупателей:
- оптовый рынок (покупателями являются производители и массовые потребители - государственные учреждения);
- торгово-посредническай рынок (покупателями являются торговые предприятия, приобретающие товар для последующей продажи (дистрибьюторы разного типа);
- розничный потребительский рынок (покупателем выступает конечный потребитель).
5. По соотношению между количеством производителей и потребителей
(продавцов и покупателей). В экономической литературе описано несколько типов рыночных структур - моделей рынков. От модели рынка зависят действия основных рыночных инструментов - цены, спроса, предложения, а также методы управления рынком.
Наиболее распространенной является классификация по соотношению количества продавцов, покупателей, типу продукта, степени контроля за ценой, наличием неценовой конкуренции. Выделяют 4 модели рынка (табл.1).
Таблица 1. Модели рынка |
характерная
черта |
чистая
конкуренция |
монополистическая конкуренция |
олигополия |
чистая
монополия |
число фирм |
очень много |
много |
несколько |
одна |
тип
продукта |
стандартизо
ванный |
дифференцирован
ный |
стандартизованный или дифференцированный |
уникальный, нет заменителей |
контроль над ценой |
отсутствует |
есть, но в узких
рамках |
ограниченный взаимной зависимостью |
значительный |
неценовая
конкуренция |
отсутствует |
реклама, торговые знаки, марки |
есть |
связи с общественностью |
пример |
сельское
хозяйство |
розничная торговля, продажа ЛП |
сталь, автомобили, производство ЛП |
местные производители некоторых ЛП |
|
Стандартизованный продукт - продукт, который приобретают у безразлично какого продавца, при условии, что цена одинакова, все единицы товара полностью заменяют друг друга.
Дифференцированный продукт - продукт, отличный от аналогичного у других фирм, подобен, но не идентичен, следовательно не является полным заменителем.
- Встречаются классификации рынка, в основе которой лежит только число продавцов и покупателей. Тогда различают 9 моделей рынка (таблица 2).
Таблица 2.
Классификация рынков по числу участников._ |
^'^Пррдавец
покупатель |
много |
немного |
один |
много |
Полиполия (полная конкуренция) |
олигополия |
монополия |
несколько |
Олигопсония |
Билатеральная |
Ограниченная |
|
(олигополия спроса) |
олигополия |
монополия |
один |
Монопсония |
Ограниченная |
Билатеральная |
|
(монополия спроса) |
монопсония |
монополия |
|
Названия моделей рынка взяты из греческого: poly - много; oligoi - несколько; monos - один; opsonein - покупатель, спрашивать; polein - продавать. Билатеральный от bi... и латинского lfteralis - боковой, двусторонний. |
Наиболее целесообразным типом рынка является чистая (совершенная) конкуренция. Этот рынок называется свободным. Все другие типы рынков представляют собой несовершенную конкуренцию.
Понятие «рынок» близко, хотя и не идентично, понятию «отрасль». Если рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, то отрасли объединяют продавцов (производителей) товаров. Рынок в определенном смысле больше отрасли, т.к. он включает не только продавцов, но и их покупателей. Однако отрасль, как правило, шире рынка. Так, автомобилестроение как отрасль обслуживает несколько рынков, на которых предъявляется спрос на автомобили разных типов и классов. Для анализа цен и выпуска определенного товара удобно рассматривать рынок данного товара, а для изучения условий и возможностей входа на этот рынок и ухода с него - исследовать отрасль. Ведь потенциальный новичок, скорее всего, принадлежит к той же отрасли, хотя и обслуживает другой рынок, та же отрасль, скорее всего, остается и пристанищем для предприятия, покидающего один рынок и переключающегося на обслуживание другого.
Есть и еще одно причина несовпадения объема понятия и границ рынков и отраслей. В открытой экономике даже на единичном рынке продаются и покупаются товары, произведенные отраслями экономики других стран, а часть продукции отраслей национальной экономики экспортируется и продается на внешних рынках по ценам, отличающимся от цен той же продукции на национальном рынке.
В настоящее время общественное воспроизводство без государства невозможно. Но это не означает, что государственные органы вмешиваются в коммерческую деятельность фирмы, в мир бизнеса. Государство должно следить за тем, чтобы были защищены интересы потребителей и производителей, а так же чтобы решались специфические проблемы общества (экология, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), которые рынком регулироваться не могут. В жизни общества с развитыми рыночными отношениями, с одной стороны рынок и конкуренция играют основополагающую роль, а с другой - гарантом и рынка и конкуренции выступает государство.
Функционирование рынка осуществляется с помощью обмена товарами, деньгами, правом собственности, информацией. Для того чтобы представить, как функционирует рынок необходимо определить, какие типы обмена для него характерны. Вообще обмен может быть трех типов: двоичный, комплексный, взаимодействующий. Например, на фармацевтическом рынке эти типы обменов будут выглядеть следующим образом:
информация информация информация
А............................................А, А...................................................................А А...................................................................А |
 |
В настоящее время преобладает взаимодействующий тип обмена на рынке. |
1. Д |
Гвоичный. |
|
|
|
-> |
|
|
аптека |
ЛИ
<------------
платежи |
покупатель |
|
производитель |
ЛП
<------------
платежи |
аптека |
|
2. Комплексный. |
производитель |
ЛП J |
оптовое |
ЛП |
аптека |
лП |
покупатель |
|
платежи |
звено |
платежи |
|
платежи |
|
|
3. Взаимодействующий. |
2.2. Особенности современного фармацевтического рынка.
Составной частью рыночной системы является фармацевтический рынок, который представлен лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, услугами, научно-консультативной информацией.
Фармацевтическому рынку свойственны функции, характеристики, закономерности любого рынка. С другой стороны развивающийся фармацевтический рынок имеет свои особенности, которые обусловлены особенностями ЛП как товара, состоянием системы производства, распределения и потребления и т. д.
В настоящее время емкость Российского рынка ЛП оценивается в 2.5-3,0 млрд. $ (емкость мирового рынка 250 млрд. $).
Отметим основные особенности современного фармацевтического рынка России.
• Значительное увеличение ассортимента лекарственных препаратов.
До 1992 года в ассортименте оптовых и розничных аптечных предприятий было 3- 3,5 тыс. наименований ЛП. В настоящее время зарегистрировано и разрешено к применению более 13,5 тыс. препаратов (в мире около 110 тыс. препаратов). И хотя, рост количества ЛП происходит за счет синонимов и аналогов (субститутов), аналитики отмечают возросший уровень обеспеченности населения ЛП до 68-87% в зависимости от региона.
• Неспособность российских производителей удовлетворить потребность
в лекарственных средствах.
В тяжелом положении оказалось обеспечение субстанциями лекарственных средств. В 1998 году производство субстанций по номенклатуре снизилось по сравнению с 1997 г. в 2,7 раз, а по объему в 5 раз. Производственные мощности предприятий фармацевтической индустрии используются в среднем на 65-74%. За последние 20 лет в России не построено ни одного фармацевтического завода по производству лекарственных препаратов. Основные фонды изношены на 70-90%. Загрузка мощностей снизилась до 30-65%. А объем товарной продукции фармацевтической промышленности сократился на 36%. В настоящее время в аптечной сети соотношение импортных и отечественных медикаментов не 70 к 30 процентам как было недавно, а 50 на 50.
• Рост оптового звена аптечной службы.
В основном за счет создания новых предприятий негосударственной формы собственности. В оптовом звене частные структуры занимают 96,5% .В России сейчас более 5 тыс. предприятий оптовой торговли, из которых более 600 в Москве. Список наиболее активных дистрибьюторов возглавляют: СИА Интернейшнл, Биотэк, Инвакорп Фарма, Протек, аптечные склады №1 и №2, Экохелп Фарма, Интерлизинг.
• Высокая степень огосударствленное^ розничного звена товародвиже
ния. В России лекарственное обеспечение осуществляют более 19900 аптек, превалирующее большинство - 65,2% имеют государственную и муниципальную организационно-правовую форму, 34,8% - другие организационно-правовые формы. Рост розничного звена в настоящее время происходит за счет мелкорозничной сети.
• Несовершенство системы доведения ЛП до потребителей.
Около 32 млн. россиян пользуются льготами при получении ЛП. Однако в разных регионах России льготные категории населения не имеют равные права, т.к. значительно отличается количество ЛП включенных в перечень ЛП, подлежащих отпуску из аптек бесплатно или льготно, в разных регионах. Опыт Москвы по организации отпуска по бесплатным и льготным рецептам через аптечные пункты поликлиник так же не лишен недостатков. Не редко врачей ограничивают в выписывание количества бесплатных и льготных лекарственных препаратов одному больному до1-2 наименований. Бывают случаи, когда врачи вообще не выписывают ЛП включенный в перечень для бесплатного и льготного отпуска в связи с отсутствием, пусть и временно, их в аптечном пункте.
• Разночтение отдельных приказов и Федеральных законов в области ле
карственного обеспечения. (Например, приказ № 328 от 23.08.99. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)», приказ № 330 от 12.11.97. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств»).
• Территориальные особенности, которые связаны не только с объективными факторами (климат, демография, традиции), но и с организацией и управлением аптечной службой, порядком лицензирования, формированием надбавок, степенью монополизации рынка.
2.3. Особенности экономики аптеки.
Все закономерности функционирования рынков присущи и для организационных структур, представляющих фармацевтический рынок. Однако следует отметить, что ни одна научная теория, в т.ч. и экономическая не обладает абсолютной точностью, она не может быть справедливой абсолютно во всех случаях. Должны учитываться особенности отрасли, предприятия, состояния внешней среды.
Аптека, как один из субъектов микроэкономики, имеет свои особенности, которые определяют ее экономическую деятельность.
Прежде всего, аптека - это учреждение здравоохранения. Главной особенностью деятельности аптеки, которая определяет ее экономику, является одновременное совмещение нескольких функций - медицинской, производственной, маркетинговой, сбытовой, информационной. Рассмотрим, как выполнение каждой из этих функций влияет на экономику аптеки.
Медицинская функция. Около половины лекарств отпускается строго по рецептам врача, это выполнение медицинской функции, однако, такое ограничение в отпуске сдерживает объем реализации. Лекарственные средства -особый медицинский товар, к его качеству, хранению предъявляются повышенные требования, что также увеличивает расходы аптек. Сотрудники аптек должны оказывать первую доврачебную помощь, которая осуществляется бесплатно.
Производственная функция. Расходы аптеки увеличивают: необходимость создания запасов сырья для приготовления ЛП по индивидуальным прописям и мелкосерийного изготовления, особые требования к составу помещений (асептический блок, ассистентская, кабинет провизора-аналитика), трудовые затраты на приготовление ЛП, использование дополнительной энергии для обеспечения процесса производства (например, для получения воды очищенной), замедленная товарооборачиваемость и др.
Сбытовая (торговая) функция. Как уже отмечалось выше, есть факторы, сдерживающие реализацию. Существуют особенности формирования спроса на лекарственные препараты (наличие промежуточных потребителей). Кроме того, значительная доля лекарственных препаратов имеет ограниченный срок годности, по истечении которого они списываются, что увеличивает расходы. Дежурные аптеки работают ночью, однако, производительность труда в это время низкая.
Наконец, к изготовлению, контролю, реализации лекарственных препаратов привлекаются высококвалифицированные специалисты - расходы на оплату их труда составляют большую часть затрат аптеки.
В результате на аптечном предприятии: 1) более низкий (чем мог бы быть) темп роста продаж, 2) продажа, как за наличный, так и по безналичному расчету, 3) сравнительно высокий уровень издержек обращения (производства), 4) замедленная оборачиваемость товаров, и др.
2.4. Действие закона спроса и предложение на фармацевтическом рынке.
Для научного прогнозирования экономических показателей аптек необходимо знать объективные закономерности, определяющие поведение покупателей и продавцов на фармацевтическом рынке.
Основными инструментами рынка является - спрос, предложение, цена. А основными законами - закон спроса, предложения, закон стоимости.
4ЭІЮМНИ7& Спрос представляет собой одно из основных понятий рыночной экономики, которое означает подкрепляемое денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.
Спрос характеризуется его величиной - объемом спроса, означающей количество товара, которое покупатель имеет и способен приобрести по данной цене в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
Для понимания сущности этой категории необходимо знать закон спроса.
попомни?* Закон спроса:
Тпри прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении складывается в обратной зависимости от цены.
Указанная обратная зависимость может быть обоснована различными причинами:
Во-первых, с точки зрения здравого смысла вполне очевидно, что снижение цен увеличивает число покупателей. Высокая цена сдерживает желание потребителей совершить покупку и наоборот.
Во-вторых, потребление любого товара подвержено действию принципа убывающей предельной полезности. Предельная полезность - полезность извлекаемая потребителем из одной дополнительной единицы продукции. Этот принцип означает, что последующие единицы приобретаемого товара приносят все меньше и меньше полезности (выгоды, удовлетворения) покупателю. Поэтому потребители покупают дополнительные единицы при условии снижения их цены.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что начиная с определенного момента, дополнительная единица каждого продукта будет
приносить потребителю постепенно уменьшающееся добавочное удовлетворение.
Для большинства лекарственных препаратов закон убывающей предельной полезности имеет несколько иное действие. В процессе лечения каждая последующая доза лекарственного препарата приносит большую предельную полезность, т.е. предельная полезность возрастает до определенного уровня, характеризующего или снятие симптомов или выздоровление. После достижения этой точки предельная полезность резко убывает, дальнейшие применение лекарственного препарата может даже принести вред больному.
В-третьих, проявляется эффект дохода и замещения. Снижение цен расширяет покупательскую способность потребителей. Эффект дохода в том и состоит, что потребители в состоянии купить большее количество данного товара после снижения цены. Склонность потребителей заменять дорогостоящие товары более дешевыми аналогичными товарами выражает эффект замещения. Оба эффекта действуют одновременно и приводят к возникновению у потребителей способности и желания покупать большие количество товаров по более низкой цене.
Спрос - это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов.
Таким образом, закон спроса выражает:
^ обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара,
^ постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Закон спроса утверждает, что повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса (при прочих равных условиях).
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара, считать неизменными, то можно говорить о функции спроса от цены.
Функцию спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:
1. табличным, например:
Pi ( руб.) |
qd (штук) |
|
|
100 |
600 |
150 |
400 |
2. аналитическим, описывающий линейную функцию:
а Q
D
Q
d = а — a
1 P
t или P
t =---—;
а
1 а
1
Q
d — величина спроса ;
P — цена ;
а, а
1 — константы уравнения .
3. графическим - на графике 1 представлено графическое отображение функции спроса от цены. На оси ординат откладывается фактор - цена (Р); на оси абсцисс - результативный признак - спрос (Q). По цене Р
1 приобретается Q
1 товара, а при цене Р
2 - Q
2. График носит названия - “график спроса” или “кривая спроса”
График 1. Кривая спроса. |
 |
Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.к. описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными: ценой и количеством продаж товара, а так же снижающеюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняет падение его цены.
Каждая из точек пересечения на оси ординат имеет экономический смысл. Точка пересечения кривой спроса с осью цен означает, что
при р = - цене спрос на покупку товара предъявляться не будет. А в точке
а
пересечения кривой спроса с осью величины спроса (Qi) выражает потребность в товаре (Qi потребность = а).
Таким образом, закон спроса сопряжен с процессом (законом) постепенного убывания спроса и с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ.
Закон спроса не действует в трех случаях:
1. При ажиотажном спросе, вызванным ожиданием повышения цен.
2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством помещения денег.
3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Зависимость величины спроса от цены можно рассчитать с помощью коэффициента ценовой эластичности.
Эластичность спроса - показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товаров.
Эластичность спроса - это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванное понижением цены на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное выражение снижения цен.
Коэффициент ценовой эластичности (ЕЭ рассчитывается по формуле:
р =
Q1
- Q0 .
P1
- P0
d Qo >
где
Qo, Q
1 - количество приобретаемых товаров; Р
0, Р
1 - цена товара
или пр°
ст°
: д q % изменение спроса %
E D
ДP % изменение цены %
Коэффициент эластичности спроса может быть рассчитан и по формуле:
т7 д Q • д р д Q р
E D = • = '
На практике предельное изменение спроса и цены целесообразно рассчитывать по следующей формуле:
• 100 %
• 100 %
(р 1 + P 2 )* 2
E
d показывает на сколько % изменится величина спроса, при изменении цены на 1%. E
d всегда < 0; если | E
d | > 1 - спрос эластичный; при | E
d | < 1 -спрос неэластичный.
Рассчитав коэффициент ценовой эластичности или построив графики спроса, можно определить, эластичен спрос на конкретный товар или нет.

1. Цена на лекарственный препарат снизилась с 13 до 12 д.е. Это повлияло на привлечение покупателей, и величина спроса увеличилась с 5000 упаковок до 7000 упаковок.
Построим график спроса и рассчитаем коэффициент эластичности спроса. Р
0 = 13 д.е. Q
0 = 5000 уп.
Р
1 = 15 д.е. Q
1 = 7000 уп.
Для построения графика 1 необходимо найти хотя бы две точки, через которые проходит кривая спроса.
Точка А ^ Р
0 и Q
0
Точка |
В ^ Р1 и Q1 |
|
|
Р
(руб)
14
12 |
1 |
А |
|
С 2 |
10
8
6
4
2 |
|
...... |
---------------- |
|
0 |
2 4 |
6 |
8 10 12 |
14 Q, тыс. уп. |
|
Рассчитаем коэффициент ценовой эластичности спроса: |
Ql - Q
0 P
1 - P
0 7000- 5000 12 -13 0,4
Ed =— - - = * = =
-0,5
Q
0 P
0 5000 13 - 0,8
|- 0,5 I < 1. Спрос не эластичный. При снижении цены на 1% величина спроса увеличилась на 0,5%.
2. Цена на лекарственный препарат снизилась с 13 д.е. до 12 д.е. Величина спроса изменилась с 5000 упаковок до 12000 упаковок.
Построим график 2 и рассчитаем коэффициент ценовой эластичности.
Р
0 = 13 д.е. Q
0 = 5000 уп. ; Р
1 = 12 д.е. Q
1 = 12000 уп.
Q
1 - Q
0 P
1 - Р
0 12000 - 5000 12 - 13 1,4
Ed =— - - = * = =
-1,75
Q
0 Р
0 5000 13 - 0,8
I- 1,75 | > 1. Спрос эластичный. При снижении цены на 1% величина спроса увеличилась на 1,75%.
Основными факторами - ценовые детерминанты - влияющими на ценовую эластичность являются:
^ наличие товаров-заминителей: наличие большого числа товаров (лекарственных препаратов) призванных удовлетворять одну и ту же потребность. Дает покупателю большой выбор и обусловливает высокую эластичность; ^ временной фактор (эластичность спроса наиболее четко проявляется в долгосрочном периоде);
^ значение того или иного товара для потребителя (спрос на товар первой необходимости неэластичен, на предметы роскоши обычно более эластичен);
^ степень насыщения потребности в товаре (прямая зависимость);
^ удельный вес в бюджете потребителя (чем больший вес в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него).
Рассмотрим каждый из факторов.
1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта, тем более эластичен спрос на него. Например, спрос на витамины эластичен, т.к. есть много заменителей (другие витамины, фрукты, соки). Спрос на инсулин неэластичен, т. к. у него почти нет заменителей и при увеличении цены больные будут приобретать препараты инсулина в нужных количествах.
 |
Q |
2. Удельный вес в бюджете потребителя. Чем больший удельный вес в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него. Например, одежда занимает значительную часть бюджета, и увеличение цены на нее снизит спрос. ЛП занимают сравнительно небольшой удельный вес в бюджете и спрос на них менее эластичен.
3. Предмет роскоши или необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно неэластичен. Большинство лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам - это предмет необходимости - их будут покупать и при увеличении цены, то же относится к лекарственным препаратам отпускаемых бесплатно ил на льготных условиях. А некоторые дорогостоящие предметы ухода за больными, санитарии, гигиены или пищевые добавки, например, пищевая добавка «Лизивит-С», можно отнести к предметам роскоши. И если цены на них поднимутся, потребление снизится.
p |  |
Q |
4. Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Одна из причин - привычки. Необходимо, чтобы прошло время для поиска достойного заменителя. Например, спрос на таблетки «Каптоприл» в краткосрочном периоде - неэластичный. Но, если цена «Каптоприла» будет достаточно высокой, через какое-то время часть больных может перейти на другой препарат и спрос на «Каптоприл» станет более эластичным.
p |
|
Каптоприл, краткосроч-ный период |
|
|
|
|
К а п т о п р д о л г о с р ( ный пер |
и л ,
) ч -
иод |
|
|
|
|
|
Q |
Безусловно, цена является важным фактором, определяющим количество покупаемого товара, в том числе и ЛП. Но есть и другие факторы, которые влияют на размер покупки. Эти факторы называются неценовыми детерминантами спроса, они изменяют сам спрос (а не величину спроса).
К важнейшим неценовым детерминантам спроса относятся:
• предпочтение потребителей;
• денежные доходы;
• число покупателей на рынке;
• изменение в структуре населения (например, увеличение количества пожилых людей увеличивает спрос на лекарства);
• экономическая политика государства (увеличение денежного пособия выплачиваемое малоимущему населению увеличивает спрос на товары, которые они потребляют);
• цены на сопряженные товары;
• потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Неценовые детерминанты изменяют спрос и смещают кривые спроса
вправо или влево, не изменяя их наклона.

Например, увеличилось число покупателей на рынке, при той же цене покупается больше товара; линия спроса D сдвигается вправо - график Di. Или, снизились доходы некоторой части населения, при той же цене будет приобретаться меньше товара; кривая спроса D сдвинулась влево - график D2.
Графический анализ влияния на спрос неценовой детерминанты - число покупателей на рынке.

Аптека имеет лицензию на реализацию пищевых добавок. Средняя стоимость 1 упаковки составила в среднем 20 рублей, и в день приобреталось 30 упаковок; после расширения ассортимента средняя стоимость возросла до 24 рублей, а количество упаковок реализуемых в день снизилось до 26. Посещая выставку “Аптека - 97” директор аптеки заключила несколько новых договоров с фирмами - производителями на поставку большого ассортимента пищевых добавок. Расширился рынок сбыта путем организации дополнительно двух киосков в метро, где особым спросом пользовались пищевые добавки “Локо”. В результате спрос увеличился с 24 до 36 уп. в день, а средняя цена за упаковку осталась прежней - 24 руб. за 1 уп.
1) построим график зависимости величины спроса от цены (D
1).
Р
0 = 20 руб. Q
0 = 30 уп.
Р
1 = 24 руб. Q
1 = 26 уп.
2) построим график изменения спроса при увеличении количества потребителей на рынке - D2.
При цене 24 руб. спрос - 26 уп.. Цена не изменилась, однако спрос равен 36 упаковок. Угол наклона кривой не изменяется.
Р (руб) |
\D1 \ |
|
24 |
|
Ч D2 |
20 |
|
\ |
0 |
1 ! |
|
|
26 30 36 Q, тыс. уп. |
Важным инструментом рыночной экономики является предложение.
^помнит* Закон предложения гласит:
с повышением цен возрастает величина предложения, со снижением цен сокращается предложение (при прочих равных условиях). Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.
Предложение можно рассмотреть как желание и способность предоставить товары для продаже на рынке.
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций.
Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (Pi), то можно говорить о функции предложения от цены.
Как и функция спроса, функцию предложения от цены может быть представлена одним из трех способов:
1. табличным, например:
Pi ( руб.) |
Qs (штук) |
|
|
100 |
300 |
150 |
500 |
3. аналитическим, описывающий линейную функцию:
q
s b
Q
s = b + b, P
i или P
i = —
1---;
^
1 i i b
1 b
1 ’
Q
s — величина предложени я ;
P
t — цена ;
a, b — константы уравнения .
3. графическим - на графике 2 представлено графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией или кривой предложения.
 |
Qi
Q, количество |
Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем предложения, а ординаты - цены предложения. Как видно из графика, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены предложения увеличивается, и объем предложения. Кривая показывает какое количество товара и по какой цене производители могут продавать на рынке. При цене Р
1 производится Q
1 товара, при более высокой цене Р
2 - Q
2.
Зависимость предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения (E
S), который показывает процент изменения величины предложения при изменении цены на 1%. Эта величина всегда положительная. Для расчета коэффициента эластичности предложения используется следующая формула:
_
Qi
- Q
0 ^
Pi
- ро
Es *
Qo
ро ’
где
Qo, Q
1 - количество предлагаемого товара при соответствующей цене;
Ро, Р
1 - цены на товар.
Эластичность предложения - это показатель, выражающий изменения совокупного предложения, происходящие в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (меньше 1).
На ценовую эластичность предложения влияют такие факторы, как доля товара на рынке, является ли товар предметом необходимости, фактор времени. Обычно при оценке эластичности предложения рассматривается три временных периода: краткосрочный (при котором предложение неэластично), среднесрочный (период достаточен для расширения или сокращения производства), долгосрочный (фирма полностью осуществляет расширение
или сокращение производства и эластичность предложения будет выше, чем в двух других случаях).
К неценовым детерминантам предложения относятся: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидаемое изменение цен, число продавцов на рынке.
Неценовые детерминанты предложения смещают кривую вправо или влево (без изменения угла наклона):

Например, снизились цены на сырье, при той же цене готовой продукции предложение становится больше (Qi); кривая S сдвинута вправо, график Si.
Увеличились налоги, возросли затраты, и при той же цене готовой продукции предложение становится меньше; кривая S сдвинута влево, график S
2.
Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике.
Это абстрактный символ рынка “Рыночный крест”
 |
q‘
Q |
Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий S и D, которым соответствуют объем Q* и цена P*. Их называют соответственно равновесным объемом и равновесной ценой.
В рыночной экономике спрос и предложение стремятся к равновесию, то есть установлению равновесной цены и количества товара. Спрос и предложение не всегда одинаковы, но у рынков всегда есть тенденция к равновесию.
На рынке точка равновесия устанавливается автоматически без вмешательства со стороны государства.
Рыночное равновесие - это компромисс между продавцом и потребителем. Оно достигается через механизмы цены равновесия. Противоречия между интересами покупателя и продавца заключаются в противоположном отношении к цене, ее изменению. Цена равновесная - это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.
Подъем цены выше цены равновесия означает избыток товаров на рынке, т.к. интересы продавца ставятся выше интересов покупателей, а снижение цены ниже цены равновесия приводит к возникновению дефицита, т.к. продавцам невыгодно выносить товары на рынок. Такие явления происходят, в частности, при вмешательстве государства в рыночный механизм.
Необходимость государственного регулирования возникает в связи с несовершенством отдельных рынков (нестабильность, неполный учет затрат и результатов) и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.
Если государство устанавливает максимальную цену, которую может запросить продавец (P
max - ниже равновесной). Эти цены устанавливаются в том случае, когда считается, что “потолочная” цена позволит потребителю приобрести товар, который он не мог бы купить при рыночной цене (товары первой необходимости). На графике видно, что этой цене соответствует предложение Q
S, которое меньше спроса Q
D, в результате возникает дефицит.
Если цены установлены выше равновесных - минимальная цена, устанавливаемая правительством, то это приводит к излишкам. Производители стремятся больше произвести товара - предложение Q
S’, а покупатели могут купить только Q
d’ товара, возникает избыток.
P |
|
_ |
излишек |
|
|
|
/ |
предложения |
|
P .
А min |
d\ |
/ S |
____товара |
|
|
|
|
/ |
дефицит |
P* |
|
|
|
/ |
спроса |
|
|
|
|
|
товара |
|
P |
|
|
|
|
|
А max |
|
|
|
|
|
|
Qs Qd’ Q |
* Qs‘Qd |
Q |
Нельзя думать, что равновесная цена раз и навсегда установлена. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках. Процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям приведет к формированию новой рыночной цены, новому объему производства, соответствующим изменившимся условиям.
Между равновесным количеством, равновесной ценой, коэффициентом ценовой эластичности существует взаимосвязь, которая может быть исполь-
зована для прогнозирования спроса при изменении цены. Кривые предложения и спроса используются для прогнозирования изменений рыночных условий, например, последствий от изменений валового национального продукта, цен на другие товары, издержки.
В различных экономических исследованиях указывается необходимость учета следующих основных принципов рыночного ценообразования:
¦¦¦ цена всегда стремится к уровню, при котором спрос равен предложению; ¦¦¦ при повышении спроса под влиянием неценовых факторов и при неизменном предложении или при сокращении предложения и неизменном спросе цена возрастает;
¦¦¦ уменьшение спроса при неизменном предложении и увеличение предложения при неизменном спросе ведет к понижению цены.

При равновесной цене 100 руб., равновесное количество спроса и предложения равно 15 ед. Допустим, что государство установило:
1) цену “пола” равную 120 руб., тогда непроданными останутся 10 ед. товара, т.е. образуются излишки. Что остается делать продавцу? - опять снизить цену до равновесной 100 руб.
2) цену “потолка”равную 80 руб. При такой цене продавец модет предложить только 10 ед. товара, а покупатель может купить 20 ед. Деффицит в 10 ед.
Таким образом когда рыночная цена выше равновесной это приводит к образованию излишков и неудовлетворености продавцов. Занижение цены ведет к образованию деффицита и неудовлетворенности покупателей.
P
120
100
80 |  |
10 ед. 15
20 ед. |
излишек едложения товара
дефицит спроса товара
2.5. Закономерности потребительского поведения.
В экономической теории поведение потребителя на рынке рассматривается в 3 этапа:
1. Изучение предпочтений (вкусов);
2. Изучение бюджетных ограничений;
3. Потребительский выбор.
1. Изучение предпочтений.
Потребительские предпочтения (вкусы) описываются тремя предположениями:
а) предпочтения сформировались (например, «верю» только в «Цитрамон»);
б) предпочтения транзитивны (если «Лазикс», как мочегонное средство сильнее «Триампур», а «Триампур» сильнее «Верошпирона», то «Лазикс» лучше «Верошпирона»;
в) все товары хорошие. Потребители предпочитают большее количество товара меньшему (лучше купить два тюбика зубной пасты вместо одного за такую же цену).
Однако хорошая реклама может изменить предпочтение и повлиять на увеличение спроса, появление новых продуктов может изменить вкус. Посмотрим, как эти общетеоретические положения работают на рынке ЛП. Для рынка безрецептурного отпуска лекарств и ИМН в том случае, когда решение о покупке принимает сам покупатель, справедливы все три предположения (средства профилактики, контрацептивы). В остальных случаях, когда решение о назначении лекарства принимается врачом, его рассматривают как промежуточного потребителя, учитываются предпочтения врача. Но без сомнения, предпочтения врача определяются особенностями организма больного, его возрастом, эффективностью действия лекарства, побочными эффектами.
2. Изучение бюджетных ограничений.
На предпочтение оказывают влияние бюджетные ограничения, т.е. размер части бюджета, предназначенный для покупки данного товара. Влияние дохода на спрос описывается коэффициентом подоходной эластичности (Бі):
Qi Qo
Qo |  |
, где |
Ei
Io, Ii - доход,
Qo, Q
1 - количество приобретаемых товаров.
Или E
i = % изменения спроса / % изменения дохода
Е
і показывает, как изменится спрос на товар при изменении дохода на 1%, при этом, если Е
і > 0, то говорят, что товар высшей категории, т.е. при увеличении дохода потребители приобретают этот товар. Е
і < 0, то товар низшей категории, т.е. при снижении дохода потребители приобретают больше данного товара.
Для анализа того, как бюджетные ограничения определяют пределы потребления людей, строятся бюджетные линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации наборов товаров, например ЛП и продуктов питания, в пределах отпущенного на них бюджета.

I = Pf • Qf + Pm • Qm, где
I - доход;
Qf - количество продуктов питания;
P
F - цена единицы питания;
Q
M - количество ЛП;
P
M - цена единицы ЛП.
Если мы хотим посмотреть каким количеством продуктов питания надо пожертвовать, чтобы получить больше ЛП, надо решить это уравнение относительно Q
f; в результате получим:
Qf = I/
pf
- (Рм/ Ре) Ом-
Максимальное количество товара, от которого может отказаться человек, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, называется предельной нормой замещения - MRS (marginal rate of substitution), она вы-

MRS =
ражается как AQm , где
AQ
f - изменения в количестве продуктов питания;
ДQ
M - изменения в количестве ЛП.
Наилучшее удовлетворение потребности при заданном бюджете наступает, когда MRS = P
M / P
F, т.е. для нашего случая, предельная норма замещения продуктов на ЛП равна соотношению цен ЛП и продуктов.
3. Потребительский выбор.
Итак, поведение потребителей определяется предпочтением и бюджетным ограничением. Как же осуществить выбор? Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность понятие сугубо индивидуальное. Существуют обстоятельства ограничивающие возможности покупателя в приобретении товара, такими основными ограничителями является цена и доход. Покупатель должен достичь максимального удовлетворения своих потребностей при ограниченном бюджете.
Мы с вами уже указывали эффект дохода и замещения, которые указывают так же на потребительское поведение и желание купить больше товара по низкой цене.
Закономерности потребительского поведения зависят от влияния неценовых детерминант спроса. Рассмотрим некоторые из них.
1) Цены на сопряженные товары.
Следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары.
Для измерения этих зависимостей существует коэффициент перекрестной эластичности (E
xy), который показывает насколько чувствительна величина спроса на продукт (Х) к изменению цены на продукт (Y):
exy
_
Q1X
Q
0X
P1Y
P0Y
Qf
, где
^0X
L0Y
Qo, Qi - количество приобретаемого товара X; Р
0, Рі - цена на товар Y.
% изменения колиа ества X
или
exy
% изменения цены Y
если Е^ > 0, то товары взаимозаменяемые Е^ < 0, то товары взаимодополняющие Е^ = 0, то товары независимые.
К взаимозаменяемым товарам относятся синонимы и аналоги ЛП. Например, «Винпоцетин» и «Кавинтон». Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар, влечет за собой повышение спроса на другой. Существует прямая связь.
Если товары взаимодополняющие, например, масло какао и свечи с маслом какао. При повышении цены на масло какао, спрос на свечи с ним снизится. Существует обратная зависимость между спросом на один товар и ценой на другой, взаимозаменяющий.
Рост цен на независимые товары (продукты питания) для отдельных групп населения может привести к снижению спроса на ЛП.
Расчет коэффициента перекрестной эластичности.

Цена на сильные антибиотики увеличилась на 15%.Спрос на нистатин снизился на 20%.
Д0
Х +20
Exy =
Х = = !-
ДР
у +15
Коэффициент перекрестной эластичности < 0, следовательно, ЛП взаимодополняющие.
Цена на но-шпу в таблетках возросла на 30%. Спрос на но-шпу в ампулах увеличился на 60%,
+ 60
ХУ
+ 30
Коэффициент перекрестной эластичности также > 0, следовательно, ЛП взаимозаменяемые.
Содержание раздела