d9e5a92d

Преступления против правил конкуренции в России


В сфере приватизации государственной собственности преступления наиболее часто совершаются сотрудниками органов власти и комитетов по управлению имуществом. Значительное распространение имели злоупотребления со стороны должностных лиц государственных предприятий, использующих незаконные способы превращения государственной собственности в частную.
Преступность в сфере потребительского рынка. Статистические данные свидетельствуют о продолжающей криминализации сферы потребительского рынка. За период с 1997 по 1999 годы число зарегистрированных преступлений здесь увеличилось более, чем в 1,5 раза.

Причем отмечается увеличение темпов их прироста, что является неблагоприятной тенденцией.
Преступления, совершаемые в сфере потребительского рынка можно объединить в две группы: преступления против прав потребителей и прочие преступления.
К преступлениям против прав потребителей относятся: ложная реклама, обман потребителей, обсчет, обмеривание, обвешивание, недолив, недовес, недовложение, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара.
Опасной тенденцией в динамике преступности против потребителей является возрастание оборота товаров, услуг, выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья. Наиболее неблагоприятная ситуация на рынке алкогольной продукции.
Особенно интенсивно растет криминогенность сегмента потребительского рынка, связанного с оборотом продовольственных товаров.
Среди преступлений, не связанных непосредственно с посягательством на права потребителей, наиболее типичными являются: незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ).
В целях уклонения от уплаты налогов широко используются бездокументарные операции по скупке и продаже товаров. Преступники используют хорошо отработанные приемы документарного прикрытия движения товаров по цепочке: производитель – посредник – продавец, фальсифицируют или подделывают товарно – транспортные документы на доставку товара, приобретенного в основном на наличные деньги у посредников, производителей.

После его реализации все фиктивные документы уничтожаются без отражения в бухгалтерском учете.
Неконтролируемый потребительский рынок облегчает также совершение преступлений, связанных с легализацией незаконно полученных доходов (ст. 174 УК РФ), обеспечивая благоприятные условия для смешивания легальных и нелегальных фондов денежных средств.
Использование в расчетных отношениях неучтенной наличности – "черного нала", направлено не только на сокрытие доходов от налогообложения, но также на создание неформальных фондов для целей коррупции и коммерческого подкупа.
Одним из наиболее криминализованных является рынок продукции, связанной с правами на интеллектуальную собственность. Изготовление и реализация контрафактной продукции осуществляется в форме высокоорганизованного бизнеса.
Трудности борьбы с "пиратским" бизнесом связаны тем, что этот рынок контролируется организованными преступными группами и сообществами, которые предпринимают активные усилия по нейтрализации усилий правоохранительных органов.
В среднесрочной перспективе, несмотря на увеличение количества статей в УК РФ, связанных с регулированием потребительского рынка, экспертами прогнозируется дальнейшее усиление криминализации этой сферы.
Факторы криминализации российской экономики
На уровень экономической преступности оказывает влияние сложный комплекс факторов, среди которых наиболее значимы политические, экономические и правовые. Выделяют также такие факторы, как организационные, психологические, медицинские и технические.
К политическим факторам экономической преступности относятся: нестабильность политического режима, непоследовательность уголовной политики, коррумпированность работников государственной службы, необустроенность межгосударственных границ после распада СССР, отчуждение населения от управления государственными делами и контроля за системой мер борьбы с преступностью (5).
Экономические факторы: высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов; дисфункции социально-экономических институтов; общее ослабление государства и его неспособность обеспечивать регулирование экономики; макроэкономические диспропорции, значительный государственный сектор экономики, неэффективная налоговая политика и другие важные факторы. Организационно-правовые факторы:


  • недостаточно эффективная координация деятельности органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры;
  • недостаточное ресурсное обеспечение правоохранительных органов;
  • высокая текучесть кадров правоохранительных органов. Большой процент от общего числа работающих составляют сотрудники со стажем до трех лет. Доля сотрудников, проработавших более пяти лет, с увеличением стажа работы постепенно снижается, т.е. происходит отток высококвалифицированных работников в коммерческие, а иногда и криминальные структуры.
  • снижения социально-правовой активности населения;
  • отсутствие системы защиты свидетелей и потерпевших (распространение получили их запугивание и подкуп);
  • низкая эффективность ревизионного (аудиторского) контроля;
  • отставания правовой базы борьбы с преступностью от ее изменений и другие.

Примечания

  1. См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М.: НОРМА, 1997, с. 136.
  2. Теневую экономику санкциями не запугать. Финансовые известия от 24.02.98г.
  3. До 1994 г. – хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем присвоения ипи растраты либо путем злоупотребления служебным положением.
  4. См.: Ривкин К. Криминалистическая характеристика современных присвоений. – Экономика и жизнь. – Ваш партнер-консультант. № 17. Апрель 1995. С. 22 (Х).
  5. Криминология. Учебное пособие /Под. ред. В.Е.Эминова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997, С.16.

7.2. Преступления против правил конкуренции в России
В условиях рыночной экономики конкуренция обеспечивает рост более эффективных компаний за счет менее эффективных. В России самые производительные компании часто не имеют стимулов и возможностей для инвестиций. Причины подобного положения в том, что неэффективные компании нередко пользуются льготами и скрытыми субсидиями, которых лишены эффективные компании, а также осуществляют монополистическую деятельность, используют методы недобросовестной конкуренции.

Это является в настоящее время одним из наиболее значимых факторов, препятствующих экономическому росту. По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, проводившей исследование экономики России с июля 1998 г. по август 1999 г., при наличии условий равной конкуренции в России реален ежегодный экономический рост 8% (1).

Выводы экспертов подчеркивают важность борьбы с монополистическими преступлениями и недобросовестной конкуренцией.
Преступления, связанные с монополистической деятельностью
В соответствии со ст. 178 УК РФ преступлением признаются следующие деяния:
а) Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких цен или монопольно низких цен.
Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.
Доминирующее положение на рынке – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Определение доминирующего положения и злоупотребления им на рынке финансовых услуг имеет свои особенности.
б) Ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.
Ограничение конкуренции осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.
Дейстия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально – экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка.



Содержание раздела