d9e5a92d

Промышленный шпионаж


Наибольшую опасность представляет особая разновидность этой незаконной деятельности, которая отличается высокой организованностью, профессионализмом исполнителей и организаторов, использованием новейших средств ведения разведывательной деятельности. Она получила название "промышленный шпионаж". Промышленный шпионаж.
Промышленный шпионаж динамично развивается и в России. Если несколько лет назад в большинстве случаев в основном информационной разведкой занимались криминальные структуры, то в настоящее время ситуация изменилась.

Возрастание конкуренции явилось причиной развития методов информационной разведки в таких секторах экономики, как туристический бизнес, шоу-бизнес, воздушные перевозки, производство продуктов питания, бизнес недвижимости, крупная оптовая торговля и ряд других.
Анализируя открытые и доверительные источники информации за 1996 год, в Санкт-Петербурге, С. Н. Гирин отмечает, что из всех фактов промышленного шпионажа, 81% фактов – непрофессиональные случаи и попытки получения информации о деятельности конкурентов. В 3 % случаев можно предполагать след преступных группировок. Оставшиеся 16% – профессионально проведенные мероприятия, преследующие чисто экономические цели.

Среди этих целей можно предположить с достаточной долей вероятности следующие: перехват выгодных контрактов; получение выгодного инвестирования; борьба за рынок; разведка рынка в регионе конкурентов; смена руководства фирмы; срыв контрактов; поглощение фирм; оказание влияния на правоохранительные органы. Последнее направление особенно опасно.

Его активно осваивает организованная преступность.
Отдел собственной безопасности управления налоговой полиции Рязанской области разоблачил местную частную охранную фирму "Крейс", которая собирала компрометирующую информацию на сотрудников полиции и других силовых структур. Эта информация продавалась рязанским преступным группировкам и коммерческим структурам.
В России длительное время распространению извлечения доходов в обход общественных интересов способствовала правовая неопределенность режима коммерческой тайны. Ст.

183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений.
В России известны случаи, когда коммерчески значимую информацию о конкурентах продавалась государственными чиновниками высокого ранга, имеющими к ней доступ в силу служебных обязанностей.
Высокие доходы, получаемые от незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности, являются благоприятной средой для активизации устойчивых преступных групп, их криминальной экспансии в новые сферы незаконного бизнеса. Отрицательное влияния оказывает широкое распространение этого незаконного бизнеса на престиж государства. Распространенными формами недобросовестной конкуренции являются также следующие:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

В большинстве случаев недобросовестная конкуренция в этих формах осуществляется посредством использования недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы. Как правило, все эти виды рекламы вводят потребителей в заблуждение, способны нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, достоинству или деловой репутации указанных лиц. Они содержат некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром конкурента либо сведения не соответствующие характеристике товара, порочат профессию, товар.

Данные деяния рассматриваются также при изучении преступлений против интересов потребителей.
Примечания


  1. 8% роста в год. – Коммерсантъ-Daily, № 191, 19 октября 1999 г. – С. 8.
  2. Ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 15.07.92 № 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 № 83-ФЗ)
  3. Статья 10 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (в ред. законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 15.07.92 № 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 № 83-ФЗ.
  4. Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения. Автореф. канд. дисс. М., 1996. с.22-23.
  5. Борьба с подделыванием товаров и ярлыков // Борьба с преступностью за рубежом. – 1997, № 11, С. 12-14.

7.3. Преступления и правонарушения против потребителей в России
Криминализация экономических отношений, (1) связанных с реализацией потребителями своих прав при приобретении товаров и услуг, проявляется в России в использовании ложной рекламы и обмане потребителей в различных формах. Рассмотрим более подробно указанные злоупотребления.
Ложная реклама
Реклама является важнейшим фактором, оказывающим влияние на принятие потребителем выбора о приобретении товара или услуги.
В целях дезинформации потребителя и, в конечном счете, для получения незаконной выгоды, криминально ориентированные предприниматели, действующие в сфере торговли умышленно допускают нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством России. Таким образом рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вводят в заблуждение потребителя рекламы.
Со стороны рекламодателя нарушение состоит в предоставлении заведомо неверных сведений об объекте рекламы, со стороны рекламопроизводителя – в производстве рекламы с такой информацией, со стороны рекламораспространителя – в ее распространении.
Действующее законодательство содержит перечень сведений, при наличии которых реклама является недостоверной.
Действующее законодательство (ст.182 УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за осуществление заведомо ложной рекламы, то есть использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.
Цель данной статьи – совершенствование охраны порядка поведения предпринимателей на рынке, установленного законом, а также защита законных прав и интересов потребителей от имеющих особо широкое распространение и профессионально разработанных способов негативного воздействия на их поведение с помощью заведомо ложной информации, которые могут ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также вред общественным интересам, принципам гуманности и морали (2).
Обман потребителей
Обман является одним из наибоSее типичных преступлений, совершаемых в отношении потребителей товаров и услуг. Конкретными разновидностями обмана потребителей являются обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение и ряд других.
Обсчет представляет собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее условленной либо объявленной цены без ведома потребителя. Используются различные способы обсчета – неправильное исчисление цены товаров или услуг, неправильная сдача денег потребителю, заведомо неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно – правовыми актами и не устанавливается по соглашению с потребителем и другие.
Обмеривание, обвешивание, недолив, недовес, недовложение представляет собой передачу товаров в объеме, не соответствующем заключенному договору и установленным стандартам либо иным условиям, определяющим вес, объем и иные количественные параметры передаваемого товара.
Из истории методов обвеса и обмера (начало ХХ века). Некоторые современные методы обмера и обвеса (3)
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара – передача заведомо искаженной информации в целях воздействия на принятие решения покупателем, фальсификация товаров.
Фальсификация товаров все чаще осуществляются в форме бизнеса преступными группами, которые организуют крупномасштабное производство товаров, пользующихся наибольшим спросом, например, растворимого кофе, чая и других.
В условиях глобализации экономики фальсификация и торговля некондиционными товарами приобретает транснациональный характер. В результате ущерб причиняется потребителям различных стран (пример).
Обман потребителя часто направлен на дезориентацию потребителя относительно значимых для него условий договора, например доставка на дом, установка, послепродажное обслуживание. Ст.

200 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителя в различных формах.
Цель статьи – уголовно – правовая охрана интересов конечного потребителя, т.е. гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести (либо заказывающего, приобретающего или использующего) товары, работы, услуги исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.



Содержание раздела