d9e5a92d

ПОСЛЕДСТВИЯ УСТРАНЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕСА


Этот веб-сайт позволяет предпринимателям обмениваться информацией и методикой снижения затрат на ведение бизнеса, а также содержит ссылки на веб-сайты других ассоциаций, экспертных групп и учреждений, занимающихся вопросами устранения препятствий на пути легальной экономической деятельности. В настоящее время новая редакция отчета переводится на несколько языков.

Переводы будут размещены на веб-сайте CIPE и на сайтах региональных отделений CIPE в Египте, Черногории и России.
3) Профсоюзы и другие неправительственные организации предложили увеличить объем малых кредитов и консалтинговых услуг для теневого сектора экономики. CIPE одобряет эту инициативу и намерен ее поддерживать. Наиболее эффективными мерами представляются:

  • программы малых кредитов;
  • обучение принципам работы демократического общества и рынка;
  • учебные программы на тему Как открыть фирму и управлять ею;
  • обучение пониманию и выполнению законов и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность – в особенности тех, которые касаются бухгалтерского учета и налогообложения.


4) Многие участники семинара поддержали идею создания индекса расчета трансакционных издержек для определения затрат на ведение бизнеса в разных странах. CIPE одобряет эту рекомендацию и надеется, что исследовательские центры в разных странах мира займутся этим вопросом.

9.0. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСТРАНЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕСА.

Таблицы, приведенные в разделе 3.0., свидетельствуют о том, что теневой сектор вносит существенный вклад в рост производства и занятости населения. Вместе с тем предприниматели лишены права участвовать в решении насущных политических и экономических проблем ввиду высоких затрат на ведение бизнеса. В результате представители теневого сектора не могут в полной мере использовать свой экономический потенциал и способствовать созданию истинно демократического общества.

Во многих случаях реформы подготавливались международными и региональными организациями или местной элитой при весьма незначительном участии населения (в частности, представителей теневого сектора экономики). В результате во многих развивающихся странах и в странах с переходной экономикой отмечается растущее разочарование и недовольство существующим положением – в особенности среди предпринимателей теневого сектора, которые не ощущают никакой пользы от политических и экономических реформ. То обстоятельство, что в этих странах предприниматели-сторонники реформ в легальном и теневом секторах экономики не получают ответа на волнующие их вопросы, может серьезно воспрепятствовать развитию демократии и экономических реформ и увеличивает вероятность того, что демократические преобразования будут повернуты вспять (см.

Diamond 2000).
Для того чтобы содействовать участию теневого сектора в легальной экономической жизни и в создании правовой и нормативной базы, важно установить демократические принципы управления в общественном и частном секторах. Это требует создания механизмов, подобных тем, которые были предложены в Санской декларации представителями стран, вставших на путь демократического развития. Эти механизмы позволяют гражданам регулярно высказывать свои пожелания и замечания, участвовать в создании правовой и нормативной базы, контролировать работу государственных и частных структур и требовать отчетности от их представителей. При помощи этих механизмов объединения предприятий частного сектора и общественность могут поддерживать реформы, снижающие затраты на предпринимательскую деятельность и стимулирующие развитие легального сектора экономики.

Эти меры заставят государственный и частный секторы прислушаться к мнению граждан, повысят производительность, гласность и отчетность (то есть улучшат корпоративное управление), повысят темпы роста предприятий и снизят уровень коррупции. Кроме того, если мнению граждан будет уделяться больше внимания при подготовке реформ, у них появится чувство своей причастности к преобразованиям в стране.

Это упрочит демократию и увеличит число сторонников реформ, что крайне важно для консолидации процесса демократических и рыночных преобразований.




10.0. ПРИЛОЖЕНИЕ A: КОНФЕРЕНЦИЯ СТРАН, ВСТАВШИХ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ.

В условиях высоких темпов глобализации успех или неудача перехода страны к стабильной демократии и открытой экономической системе приобретает все большее значение. Тем не менее, многие страны борются за реформы практически без поддержки международного сообщества.

Руководители этих государств должны иметь возможность вести открытый диалог между собой и с мировым сообществом о проблемах и нуждах своих стран.
Национальный демократический институт и правительство Йемена создали такую возможность, организовав в июне прошлого года в столице Йемена Сане конференцию под названием Переходный период: политические и экономические реформы в странах, вставших на демократический путь развития". Среди участников форума были видные политические деятели ряда стран - президент Мали Альфа Умар Конаре, премьер-министр Йемена Абдулкарин Аль-Эриани, спикер парламента Грузии Зураб Жвания, еще около 160 высокопоставленных чиновников и ответственных работников политической, экономической и социальной сферы, а также более 50 представителей спонсорских организаций.
Участники конференции единодушно провозгласили свою приверженность демократическим принципам в так называемой Санской декларации. Декларация подтверждает верность этих стран курсу демократии и обосновывает важность поддержки со стороны международного сообщества.

Ниже приводится текст Декларации.

Санская декларация

Мы, участники проходившей с 27 по 30 июня 1999 года конференции в Сане (Йемен) – представители 16 стран, вставших на путь демократического развития, – собрались для того, чтобы рассказать о своих успехах в деле развития демократии, обсудить трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе перехода к истинной демократии, и подтвердить нашу верность демократическим правам и принципам. Конференция стала историческим мероприятием: в ней участвовали представители стран, чьи демократические преобразования не слишком широко известны.
Мы осознаем, что переходный период еще не завершен и что нам предстоит еще многое сделать для консолидации наших демократических систем и для продвижения политических и экономических реформ. Мы гордимся тем, что присоединились ко все растущему сообществу демократических стран; однако в мире пока еще уделяется больше внимания тем странам, которые считаются более важными стратегически или переживают кризис.

И все же демократические процессы в наших странах способствуют упрочению мира, стабильности и процветания как в национальном, так и в международном масштабе.
Подтверждением важности участия всех сфер общества в этом процессе стал состав участников конференции, в который вошли члены правительств, правящих и оппозиционных партий, а также представители профсоюзов, предпринимательских объединений и общественных и организаций из Бенина, Боливии, Сальвадора, Грузии, Ганы, Гватемалы, Гайаны, Македонии, Малави, Мали, Монголии, Марокко, Мозамбика, Намибии, Непала и Йемена. Демократические преобразования в наших странах проходят по-разному, однако наше участие в этой конференции подтверждает всемирный и цельный характер демократической идеи.

Страны с разными традициями, культурой и историей объединила на этом форуме общая верность демократическим принципам и уверенность в том, что экономического процветания нации можно быстрее всего достичь именно в демократическом обществе, основанном на уважении прав человека, законности и участии населения в жизни государства. Нас объединяет верность следующим идеям:

  • курс на экономические реформы и защита основных прав трудящихся; принятие всех возможных мер для распространения этих идей и для выработки всеобщего мнения о необходимости достижения этих целей;
  • совершенствование системы защиты прав человека;
  • регулярное проведение свободных и справедливых выборов; особое внимание должно уделяться повышению народного доверия к выборам;
  • развитие законодательных органов с участием и представительством общественности, в целях обсуждения политических вопросов и наблюдения за работой правительства;
  • создание полномочий демократического управления на местном уровне;
  • дальнейшая поддержка всестороннего участия женщин в политической жизни и принятие необходимых мер для достижения этой цели;
  • уважение прав меньшинств и всемерные усилия для вовлечения их в политический процесс;
  • расширение опыта демократии путем принятия всех обоснованных мер для доступа общественности к процессу нормативной деятельности и ее участия в этом процессе;
  • поддержка мер по укреплению гражданского общества;
  • развитие свободы печати;
  • безотлагательное решение проблемы коррупции путем проведения полноценных реформ, в том числе в плане повышения гласности работы правительства;
  • укрепление независимости судебной системы, облегчение доступа граждан к правовой помощи и обеспечение равноправного применения законов.


Ниже приводятся некоторые меры, рекомендуемые участниками Форума; эти меры являются конкретным воплощением наших общих демократических принципов.



Содержание раздела