d9e5a92d

Подделка векселей


Рассчитываться за них предлагается за наличный расчет (а сумма сделки в сотни раз превышает допустимый законом уровень). Торг по цене идет до того уровня, пока один из учасZников рынка (например, небольшая компания), не согласится на эту схему. Далее векселя проверяются у эмитента и передаются без сопроводительных документов, подтверждающих законность их приобретения.

В тот же день продавцы обращаются в органы внутренних дел с заявлением о краже (или утере) векселей. Искусственное раздувание спроса. Суть схемы состоит в создание искусственного спроса на неликвидный вексель, который, под якобы имеющийся спрос и покупает, с целью перепродажи, наиболее доверчивый участник рынка, а затем, "покупатель" отказывается от сделки под каким либо предлогом.

Договор продажи при этом подписывается с фирмой, зарегистрированной по подложным документам.
Преступления, совершаемые иными участниками вексельных правоотношений
К данного рода преступлениям относятся неправильное выполнение различными субъектами иных надписей на векселе – о посредничестве, об акцепте, об авале.
Преступления, совершаемые любыми лицами
Подделка векселей. Бланки векселей имеют высокую степень защиты.

Они печатаются на бумаге высокого качества, содержащей водяные знаки и защитные волокна красного цвета. Краска, которой печатаются серия и номер, обладает магнитными свойствами.
Однако с развитием научно-технического прогресса, широким распространением компьютеров и другой оргтехники резко возросло число фактов изготовления поддельных ценных бумаг для совершения хищений денежных средств. Для подделки используются типографская и копировально-множительная техника и капельно-струйные печатающие устройства.

Несмотря на высокую степень защиты векселей, подделки достигают значительного сходства с подлинниками.
Случаи массовой подделки векселей впервые получили весной 1996г. Тогда же стали подделывать и векселя Минфина.

Совершению мошеннических операций с этими векселями способствовала сложная и дорогостоящая процедура проверки этих векселей. В настоящее время отмечен резкий рост числа преступлений, совершенных с применением поддельных векселей Сбербанка России, Минтопэнерго и других эмитентов. О масштабах фальсификаций позволяют судить материалы уголовных дел. Только по одному из них из обращения изъято поддельных ценных бумаг на сумму более $240 млн., а также 10 тысяч незаполненных бланков.

И такие случаи далеко не единичны.
Различают полную и частичную подделку векселей. При полной подделке изготавливается полностью фальсифицированный вексель.

При частичной подделке фальсифицируются отдельные реквизиты векселя – подпись (печать) плательщика, другие обязательные надписи.
Преступления, совершаемые с использованием похищенных подлинных бланков векселей. В бланки вносятся заведомо ложные сведения об их выдаче и векселедержателях, проставляются оттиски поддельных печатей.
Преступниками для проведения крупномасштабных мошеннических операций используются подлинные бланки векселей сберегательного банка России, ксерокопии векселей Главного управления федерального казначейства Министерства финансов России, Минтопэнерго. В различных регионах периодически появляются фальшивые векселя на несколько миллиардов рублей каждый, выпущенные от имени различных коммерческих структур (Новосибирский филиал "Главмосстройбанка", ИЧП "Макаренко", фирма "Катя").

Отмечаются случаи обращения векселей с поддельным авалем, совершенным от имени Сбербанка России.
Меры защиты от злоупотреблений в сфере вексельного обращения
Для ограничения возможностей совершения мошеннических действий по купле-продаже векселей и других ценных бумаг специалисты рекомендуют выполнять следующие требования:

  • для разных документов использовать разные бланки и печати, образцы которых должны быть только в тех организациях, которые работают с банком;
  • резко ограничить доступ сотрудников банка, не имеющих к этому отношения, ко всем видам бланков, образцам подписей руководителей и печатей банка;
  • ввести систему защиты самих бланков, подделка которых с использованием компьютерной техники невозможна (в первую очередь это относится к использованию специальных сортов бумаги и водяных знаков);
  • не допускать служащих (а тем более представителей других организаций) к составлению и печати документов, к которым по роду работы они отношения не имеют;
  • использовать для пересылки важных финансовых документов защищенные каналы связи и защищать передаваемую информацию;
  • четко прописывать в договорах систему приема-передачи ценных бумаг и оговаривать порядок перепроверки документов, используя как минимум двойную систему проверки: предоставление письменного документа и устное распоряжение руководителей, имеющих соответствующие права;
  • тщательно проверять контрагентов по сделкам, используя все доступные для этого средства (желательно при этом копирование документов, удостоверяющих личность).
<

p> Очень важно, чтобы вся система защиты строилась на соблюдении строгой конфиденциальности ее организации, о которой должен быть осведомлен только ограниченный круг работников банка, причем каждый из них должен знать только ее отдельный элемент. Кроме мероприятий по проверке конкретной сделки, в масштабе города (региона) целесообразно:

  • создавать банки данных об участниках вексельных сделок (их деловой активности, платежеспособности, наличии просроченных долговых обязательств, лицах, замеченных в совершении сомнительных сделок и мошенничеств, типичных схемах-предложений, предлагаемых мошенниками).
  • систематически публиковать информацию о рейтинге векселедателей и акцептантов, разработав методику оценки их финансового состояния (такая работа уже проводится рядом банков и других коммерческих структур, работающих на рынке ценных бумаг).

Цель таких мероприятий – повышение прозрачности вексельного рынка и значительное уменьшение числа злоупотреблений с использованием векселей, и, как следствие, стабилизация и декриминализация этого рынка.
Особое значение при выявлении и раскрытии мошенничеств с использованием векселей необходимо придавать организации взаимодействия между банками, в частности их службами безопасности, и оперативными подразделениями по борьбе с экономическим преступлениям территориальных подразделений МВД.
Меры по ограничению использования поддельных векселей
В связи со значительным ростом преступлений, связанных с подделкой ценных бумаг, Правительство Российской Федерации 24 января 1995 г. приняло Постановление 78 "О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации", в соответствии с которым производимые и ввозимые в установленном порядке на территорию Российской Федерации векселя подлежат экспертной оценке, а также учету Министерством финансов Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предприятия и организации, имеющие лицензии Минфина России, представляют ежемесячно в этот орган по 6 экземпляров всех изготовленных бланков с приложением сертификата качества. По 3 экземпляра всех бланков ценных бумаг с приложением сертификатов качества остаются в справочно-инфор-мационном фонде Министерства финансов, созданном на базе ВНИИ Гознака, и по 3 экземпляра передаются в Министерство внутренних дел, где в Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ МВД России) создан справочно-информационный фонд ценных бумаг, образцы которого используются для сравнения при проведении криминалистических исследований поддельных векселей и других ценных бумаг.
Бланки ценных бумаг, не учтенные в указанном порядке, являются недействительными. Для успешной работы на вторичном рынке ценных бумаг необходимо обладать информацией о финансовом положении эмитентов векселей, условиях их выпуска и обращения, о внешнем виде и реквизитах самого векселя, о возможных подделках. "Финансовая газета" и другие печатные органы периодически помещают такую информацию.
Целесообразно обладать также информацией о добросовестности и надежности контрагента, продающего вексель на вторичном рынке. Покупатели ценных бумаг на фондовом рынке могут обратиться в справочно-инфрмационный фонд Министерства финансов, где за соответствующую плату им проведут экспертизу ценной бумаги, определят ее подлинность.

В этом же справочно-информационном фонде по телефону можно получить информацию о существовании того или иного векселя и о его параметрах. Такими возможностями обладают и специалисты региональных филиалов Сбербанка России.
Приемлемым способом определения подделки векселей до их приобретения является также обращение к эмитенту, выпустившему векселя, специалисты которого имеют возможность проверить их на подлинность. Основные направления защиты интересов государства и инвесторов на рынке ценных бумаг:

  • развитие и совершенствование нормативной правовой базы рынка ценных бумаг как часть осуществляемой в России правовой реформы;
  • повышение информационной прозрачности рынка и его открытости;
  • повышение эффективности судебной системы в целом как часть правовой реформы;
  • совершенствование системы предотвращения и расследования преступлений на рынке ценных бумаг с учетом существующих возможностей правоохранительных органов и судебной системы в целом, а также возможностей привлечения саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • усиление контроля со стороны государства деятельности и финансовой отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе введения института аудиторских организаций, уполномоченных ФКЦБ России осуществлять проверку деятельности и финансовой отчетности профессиональных участников рынка;
  • повышение роли государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг, в том числе путем наделения ФКЦБ России полномочиями по созданию ликвидационных комиссий в отношении коммерческих организаций, деятельность которых на рынке ценных бумаг прекращается в связи с нарушениями законодательства Российской Федерации или финансовой несостоятельностью, и согласования с ФКЦБ России промежуточных балансов ликвидируемых организаций;
  • поддержка государством добровольного страхования рисков профессиональными участниками рынка ценных бумаг.


Содержание раздела