d9e5a92d

Обеспечение элементарной бизнес-информацией


В частности, следует снизить стоимость лицензирования, упростить порядок получения лицензии, опубликовать его в периодической печати и сделать доступным для предпринимателя скромного достатка. Затраты предпринимателя на получение нужной ему лицензии резко снижаются, если предприниматель может оформить лицензию в одной единственной инстанции и сделать это в любом удобном ему городе (см.

Ivanovic et al. 2000 и de Soto 1989)90. Важно также юридически закрепить право предпринимателя на получение лицензии автоматически и без промедления, если выполнены все нужные требования.

Полученные лицензии должны быть внесены в централизованный реестр, открытый широкой публике.
Обеспечение элементарной бизнес-информацией и ознакомление предпринимателей с порядком лицензирования

Необходимо обеспечить доступ широких слоев к элементарной бизнес-информации и ознакомить предпринимателей с установленным порядком лицензирования на осуществление коммерческой деятельности, с существующими типами коммерческих предприятий (совместные предприятия, корпорации и т.д.), о порядке инвестирования, о порядке соблюдения законов и нормативов, регулирующих предпринимательскую деятельность (см. таблицу 7). При наличии достаточного финансирования обучение предпринимателей может быть предложено как на общенациональном, так и на муниципальном уровнях. (Деятельность такого рода должна предприниматься наряду с усилиями по реформированию ключевых политических и экономических институтов, в противном случае такие программы будут просто субсидировать неудачно созданную систему).


Таблица 7. ЦЕНТР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕРНОГОРИИ ПРЕДОСТАВЛЕТ ВАЖНУЮ БИЗНЕС-ИНФОРМАЦИЮ И УСЛУГИ.

Для поддержки дальнейшего развития частного сектора в Черногории ведущие экономисты Университета в Подгорике создали Центр предпринимательства (ЦП) - независимую неправительственную организацию, задачей которой является поддержка экономических реформ, приватизации и предпринимательства. Работники ЦП определили серьезнейшее препятствие на пути развития честного сектора – нехватку услуг по оказанию поддержки предпринимателям и их обучению. Стремясь принять меры к разрешению данной проблемы, ЦП учредил собственный Бизнес-центр, в задачу которого входит оказание консалтинговых услуг новым компаниям и предложение различных программ по обучению предпринимателей. Сознавая широту спектра необходимых образовательных программ, ЦП сосредоточил главные усилия на обучении оказавшихся без работы людей, обращающихся за консультациями по организации собственного бизнеса, а также на учебных программах для компаний, стремящихся расширить свою деятельность через объединение с другими компаниями (партнерство), создание совместных предприятий и новые инвестиции. Бизнес-центр уже начал свою деятельность (обучив уже более 100 предпринимателей и содействуя открытию 10 новых компаний), причем эти результаты были достигнуты в достаточно сложных финансовых и технических условиях. Персонал Центра стремится повысить качество предоставляемых услуг и более четко определить структуру своей организации, ее стратегию и возможность продолжения своей деятельности.
В течение ближайших нескольких лет ЦП и CIPE будут работать над тем, чтобы расширить сеть своих филиалов и спектр оказываемых ими услуг, создавая на всей территории Черногории сеть бизнес-центров, предоставляющих консалтинговые услуги, обучение и прочие услуги представителям частного сектора. Кроме того, в течение периода действия предоставленного гранта будет осуществлен ряд важных новых проектов, что позволит Центру более эффективно сосредоточиться на обслуживании определенных слоев населения, а также повысить степень участия зарождающегося в Черногории частного сектора в решении политических вопросов. В рамках данного проекта уже успешно оказано содействие ряду малых предприятий по открытию магазинов, а также по расширению производства, объемов торговли, эффективности и созданию новых рабочих мест.

Источник: www.cipe.org.


Совершенствование инфраструктуры
Необходимо повысить производительность, рентабельность и качество инфраструктуры, которая обеспечивает функционирование рынка, путем развития конкуренции в этих сферах посредством приватизации и четкого порядка конкурсного распределения государственных заказов.



Реформа залогового законодательства

Стоимость кредита можно снизить, если ввести законы, позволяющие использовать движимость в качестве залога и выпускать ценные бумаги без права отторжения, развивать современную централизованную информационную систему, в которой четко регистрируется кому и на какой период времени передана в залог собственность, обеспечить защиту прав кредиторов соответствующими законами о банкротстве и создать условия, в которых заемный капитал не выглядит более привлекательным, чем капитал акционерный.

Роль акционирования в обществе

Потребуется создать условия, в которых предприятия используют на практике положения Глобальных принципов Салливана (см. полный текст в Приложении В), разработанных для поддержки экономической, социальной и политической справедливости; защищать права человека; обеспечить равные для всех возможности во всех сферах жизни общества, независимо от расовой принадлежности и пола, особенно при формировании состава членов комитетов и правлений, принимающих важные решения; обучать лиц из числа малоимущих граждан, инвалидов и других групп населения, имеющих сложности при поступлении на работу или продвижеию по службе, с тем, чтобы они могли занимать ведущие инженерные и руководящие должности; содействовать развитию отношений взаимопонимания между различными национальностями, живущими в одной стране, помогая тем самым улучшить качество жизни для всех граждан91.

7.0 ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА.

Высокий уровень коммерческих затрат и теневой сектор в экономике продолжают существовать, поскольку устранение препятствий на пути к легальной экономической деятельности стоит дорого. Для отдельного человека работать в рамках существующей системы дешевле, чем найти средства для изменения этой системы. Для предпринимателей и крупных объединений, приспособившихся с выгодой для себя к существующей системе или пользующихся ее преимуществами, сопротивляться изменениям зачастую дешевле, чем перейти на новую систему.

Именно в этом вопросе исследовательские центры и профессиональные и торговые ассоциации могут сыграть решающую роль либо разработав систему, которая поможет сократить затраты на осуществление реформ (из расчета на душу населения), либо формируя стимулы для проведения реформ. Ниже приводится последовательность мероприятий, указывающих, каким образом частный сектор может поддержать реформы, направленные на снижение коммерческих затрат, обеспечение равных возможностей для всех предпринимателей и переход из теневого в легальный сектор экономики92.

  • Поддерживающие идею реформ ассоциации частных предпринимателей и исследовательские центры должны проводить совместные исследования, направленные на выявление источников затрат коммерческой деятельности93 (затраты могут быть связаны с наличием или отсутствием определенных законов и нормативов), и давать экономическую оценку последствиям каждого из новых законов и нормативных актов94.
  • Поддерживающим идею реформ ассоциациям частных предпринимателей и исследовательским центрам следует работать с экспертами, давая оценку законопроектам и нормативным актам, и предлагая свои варианты, позволяющие снизить затраты и устранить препятствия на пути к сокращению теневого сектора экономики.


  • Результаты совместной аналитической работы НИИ и промышленных организаций должны широко и в доступной форме обнародоваться, как это делается, например, в брошюре Текущие вопросы предпринимательства, издаваемой Торговой палатой США. На одной странице брошюры публикуется новый закон или нормативный акт, указывается их значение для предпринимателей и стоимость соблюдения нового закона; далее предпринимателям дается рекомендация занять ту или иную позицию по отношению к новому закону, то есть, поддержать его или нет.


  • РаспрострHнять подобные публикации среди населения через СМИ и интернет, адресуя эту информацию особо заинтересованным группам ( в том числе политикам и законодателям), которые могли бы оказать поддержку реформам; запрашивать их мнение по поводу вопросов, которые обсуждаются в брошюре.95.


  • Проводить публичные дебаты, организовать форумы с целью повышения осведомленности населения о готовящихся реформах и обсуждения реформ, развивать общественные связи, объединяться и добиваться единого мнения со стороны различных прогрессивных общественных групп, чтобы сформировался широкий слой населения, поддерживающего реформы.
  • Проводить регулярные встречи представителей общественных объединений с законодателями и политиками; подобные встречи должны стать механизмом, с помощью которого общественность получает возможность обсудить с властью актуальные политические вопросы и дать реформам нужное направление.
  • Представители частного сектора должны использовать свои связи и возможности для стимулирования контактов между заинтересованными в реформах гражданами, политиками и законодателями, побуждая последних поддержать предложенные реформы.




Содержание раздела