d9e5a92d

Налоговый контроль за расходами физических лиц.


Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится изъятие этих документов в установленном порядке. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом может быть проведена встречная проверка. При ее проведении у этих лиц истребуются документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения. Целью осмотра является определение соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
При воспрепятствовании доступу на проверяемые территории или в помещения (кроме жилых помещений), налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) налогоплательщика признается налоговым правонарушением и влечет ответственность.
Рассмотрим более подробно особенности налогового контроля за расходами физических лиц. Этот вид контроля непосредственно направлен на борьбу с легализацией доходов, полученных незаконным путем, уклонением от уплаты налогов, теневой экономической деятельнгстью.

Данный вид контроля в различных вариантах широко используется правоохранительными органами стран с развитой рыночной экономикой. Методические принципы, лежащие в основе такого контроля рассматривались нами, в частности, при изучении метода анализа чистого капитала.
Налоговый контроль за расходами физических лиц. Налоговый контроль за расходами физических лиц осуществляется в соответствии со статьями 86.1, 86.2 и 86.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Сущность этого вида контроля состоит в следующем.

Если налоговый орган обнаруживает, что расходы налогоплательщика значительно превышают его доходы, с которых уплачены налоги, то перед налогоплательщиком ставится вопрос об источниках происхождения средств и, при необходимости, проводится дополнительное расследование. Цель последнего – проверка того, насколько добросовестно налогоплательщик исполнял обязанность по уплате налогов. Контролю подлежат расходы физических лиц, приобретающих в собственность:

  • недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
  • механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  • акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  • культурные ценности;
  • золото в слитках.

Организации и уполномоченные лица, регистрирующие сделки купли – продажи имущества, либо осуществляющие иные сделки, обязаны в 15-тидневный срок направить в налоговый орган по месту своего нахождения извещение о совершенных сделках. При получении информации от организаций и уполномоченных лиц должностные лица налоговых органов сопоставляют данные о суммах, указанных в сведениях о совершенных сделках с суммами доходов, отраженных в декларации о доходах физического лица, представленной налогоплательщиком за предыдущий налоговый период.


При отсутствии поданной в налоговый орган налогоплательщиком декларации о доходах физического лица, сопоставляются данные о суммах, указанных в сведениях о совершенных сделках, с суммами доходов, отраженных в справках о доходах физического лица, и иными сведениями, имеющимися в налоговом органе за предыдущий налоговый период. В случаях, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации о доходах за предыдущий налоговый период, или в случаях, когда налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, должностные лица направят физическому лицу заказным письмом с уведомлением требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества и представлении специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.
Специальная декларация с приложением копий документов, заверенных в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в декларации сведения, представляется налогоплательщиком в шестидесятидневный срок со дня получения требования налогового органа о представлении декларации. Инспекции МНС РФ по районам и городам вправе требовать от физического лица или его представителя для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации и проводит проверку представленных документов
При недостаточности сведений, указанных в специальной декларации, инспекции МНС РФ по налогам и городам могут дополнительно для выяснения всех обстоятельств дела выполнять действия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, проводимые в процессе осуществления налогового контроля с целью выявления сокрытого (заниженного) дохода. За совершение налоговых правонарушений к виновным лицам могут быть применены налоговые санкции.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговый кодекс РФ (глава 16) предусматривает ответственность за следующие налоговые правонарушения:

  • Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
  • Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • Статья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение
  • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Статья 128. Ответственность свидетеля
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

10.5 Валютный контроль над экономической преступностью в России
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля.

К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.



Содержание раздела