Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, рег[лирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств. Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:
а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;
в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
г) другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном, порядке.
При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.
Должностные лица юридических лиц-резидентов, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
При обнаружении признаков преступления, к проверке подключаются таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, либо органы внутренних дел.
Порядок контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий-резидентов, осуществляющих экспорт товаров. По каждому заключенному контракту экспортер оформляет паспорт сделки. Он содержит сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля. Паспорт сделки вместе с оригиналом или копией контракта представляется экспортером в уполномоченный банк. Банк рассматривает представленные документы и при выполнении необходимых условий контракт принимается на расчетное обслуживание.
Для этого второй экземпляр паспорта сделки помещается в досье, которое представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки.
Перед таможенным оформлением экспортных товаров, экспортер получает в банке ксерокопию паспорта сделки, снимает копию с подготовленной грузовой таможенной декларации, которые затем предъявляет таможенным органам в дополнение к документам, предусмотренным таможенным законодательством России. В 10-дневный срок, начиная со дня отпуска товаров таможенными органами, экспортер представляет в банк копию грузовой таможенной декларации.
На основании данных грузовой таможенной декларации ГГК РФ составляет учетные карточки таможенно-банковского контроля (так именуется возвратный документ, который формируется таможенными органами для направления в банки; он содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации). Затем они объединяются в реестры и направляются в банки.
В банке с полученных документов снимаются ксерокопии, которые распределяются по досье для контроля за поступлением валютной выручки. Второй экземпляр реестра пересылается в таможенные органы.
Полученные от банков реестры обрабатываются в вычислительном центре ГТК с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.
В дальнейшем ГТК России направляет собранную информацию в подотчетные ему таможенные органы, а также в адрес Федеральной службы валютного и экспортного контроля, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Банка России, Прокуратуры Российской Федерации. Эти организации могут использовать полученную информацию в пределах своей компетенции для проведения расследования случаев нарушения норм валютного регулирования и применения в необходимых случаях установленных законодательством Российской Федерации санкций к банкам и экспортерам.
Примечания
10.6 Банковский контроль над экономической преступностью в России
Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков. Можно выделить следующие направления банковского контроля:
Контроль за проведением кассовых операций. 13 января 1992 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета РФ "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации", а 14 июня 1992 г. – Указ Президента РФ № 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения".