d9e5a92d

Как умирают профсоюзы


Именно вследствие тесной связи между руководителем и председателем ПО административный ресурс активно используется в приеме в организацию новых членов: "Как правило, они [новые работники], пишут заявления без всяких разговоров. Помогают мне девочки иной раз, если, допустим, меня нету, в отделе кадров помогают, бухгалтерия помогает112". Благодаря этой системе, численность профсоюзной организации значительно увеличилась в профсоюз вступают практически все новые работники, вернулись те, кто вышел. Лидер альтернативного профсоюза сетовал в интервью на отсутствие в его организации таких возможностей: "Членство профсоюза там такое, потому что прием на работу производится только с условием вступления в профсоюз… когда человек устраивается на работу, его заставляют прийти к ней, совместно с инструктажем по технике безопасности, заставляют пройти в кабинет председателя ПО"113.

Таким образом, лидеры ПО и руководители обмениваются ресурсами: от ПО контакт с коллективом, "вертикальная связь", от руководителя административная поддержка.
Таким образом, в обоих депо ПО помогает руководителям в управлении, создана при активном участии администрации, и пользуется всеми административными ресурсами. ПО одновременно выполняет функции социального отдела и отдела по работе с персоналом. При этом сами профсоюзные лидеры это хорошо осознают: "Зачем профсоюз? Ну, чтобы было к кому подойти пожаловаться. Мне нравится бегать по цехам, разговаривать с людьми.

Чем могу, помогаю"114.
Складывается впечатление, что в ТТ профсоюз является не только элементом системы управления, но и, в какой-то степени, средством манипулирования работниками. Так, созданная в Орджоникидзевском троллейбусном депо нестандартная профсоюзная организация свободный профсоюз возникла не случайно: "Администрация депо хотела уйти из управления, и они решили с профсоюза начать"115. В ЮТ бывший лидер ПО был близок к бывшему руководителю, с приходом же нового начальника депо ситуация изменилась.
Начальники депо состоят в ПО, как и многие работники администрации. За всё время существования не было открытых конфликтов по поводу нарушения трудовых прав между профсоюзной организацией и администрацией. С одной стороны, профсоюз не вмешивается в производственные дела, с другой стороны, администрация не препятствует работе профсоюза.

Начальники депо такой ситуацией удовлетворены, по их оценкам, процентов на 80. 20% неудовлетворенности связаны с пассивностью профсоюзной организации: "Нужно осуществлять контроль за неправильными решениями администрации. Необходимо привести к букве закона.

Председатель профкома в этом смысле мягкая женщина116".
По сути, взаимодействие администрации и профсоюзной организации строится на взаимопомощи. "Не должно быть противостояния, где-то надо и помочь администрации в этом роль профсоюза. Одно дело, когда руководитель делает, принимает решения, и совсем другое, когда идёт снизу117". Профсоюз использует ресурсы администрации для борьбы с появившимся в депо альтернативным профсоюзом, так как традиционный и альтернативный профсоюзы конкурируют в борьбе за ресурсы.
Такая стратегия предполагает активное сотрудничество профсоюзной организации с администрацией предприятия. Профсоюз не вмешивается в дела администрации, за это администрация предоставляет дополнительные социальные гарантии, которые реализуются через профсоюз. Это строго прослеживается по ОТ: "Профсоюз занимается социальными вещами. Можно сказать, что это служба персонала.

Это то же самое, просто профсоюз привычнее как-то118".
Принятые на себя функции по установлению взаимоотношений между трудовым коллективом и администрацией профсоюзом осуществляются непрофессионально. Профсоюз не может подменить ни социальный отдел, ни отдел по работе с персоналом, т.к. его функционеры не располагают достаточными знаниями, профессионализмом, технологиями подобной работы. Общественная организация и не обязана быть профессиональной.
В ЮТ председатель профкома отмечает, что ей приходится заниматься и производственными вопросами: "Песочницы на вагоне нет, не к мастеру идут, а ко мне. Я говорю девочки, ну ведь… нет, вот, сходи сама, нас не слушают". Вместо контроля за организацией труда председатель профкома часто сама все организует: "Вот в субботу ездила, проверяла, на Керамике сказали нет освещения… нету… пошла выяснять, оказывается, кабель украли… вот сейчас мне надо участкового найти с той стороны, сегодня вечером пойду в опорный пункт".


Если трудовой коллектив участвовал в управлении предприятием через СТК, то теперь его функции (буфера между руководством и трудовым коллективом) стал выполнять профсоюз. Участие ПО в управлении заключается прежде всего в том, что начальники депо так или иначе согласовывают принимаемые решения с председателями профкомов: "Директор если вот что-то такое серьезное, связанное с изменением труда рабочих, все равно советуется. И там уже можно или нельзя, смотришь уже, чтобы не было нарушений никаких"119.

Кстати, верно и обратное ни одно серьезное решение председатель профкома не принимает без согласования с начальником депо, но об этом информанты говорили уже после выключения диктофона.
Два примера характеризуют участие профсоюза в управлении:
1. История с передачей из ЮТ чешских вагонов в другое депо. По словам председателя профкома, именно по ее инициативе такое решение не было принято, а начальник депо об этой же истории рассказывает спокойнее и признателен профсоюзу только за сигнал о возмущении водителей.
2. Увольнение начальника одного из цехов ЮТ. Водители и кондукторы давно жаловались на П., в том числе выражали недовольство и председателю профкома. Поскольку реакции не было, написали анонимную жалобу в управление. Начальник управления пригласил начальника депо и председателя профкома разобраться.

Хотя последние и были против увольнения П., П. все же уволили.
Профсоюзная организация активно участвует в процессе приема работников. При увольнении же, если основание ст. 33 п. 3 КЗОТа РФ, участие в судьбе работника не принимается. "Мне и самому приходилось увольнять … что-то я не припомню такого случая, чтобы профком был подвязан, что где-то чего-то. Понимаете, когда человека увольняют, тогда уже действительно за дело.

Там его уже, по-моему, ни один суд не восстановит120". Роль профсоюза в работе с персоналом формальна, главным образом касается вопросов увольнения/сокращения. Основная работа с персоналом со стороны профкома это установление буферного взаимодействия между коллективом и руководством "если человек скандалит, лучше его выслушать, он успокоится"121.
Итак, конфликты на исследуемом предприятии достаточно редки. В тех же, которые происходят, профсоюз активного участия не принимает. Профсоюз предпочитает заниматься решением личных конфликтов.

Профсоюз активно сотрудничает с администрацией. Функция посредника между персоналом и администрацией выполняется профсоюзом успешно правила распределения ресурсов оговорены и соблюдаются обеими сторонами.

  1. Как умирают профсоюзы:
    "все постепенно утряслось"

Другой случай это отказ менеджмента признать профсоюз в качестве партнера в управлении предприятием и в качестве посредника во взаимодействии с персоналом. Рассмотрим эту ситуацию на примере возникновения и ликвидации профсоюза на одном из молодых предприятий заводе по производству безалкогольных напитков.
Завод по производству безалкогольных напитков, далее КБЕ, был создан в Екатеринбурге в конце 1998 г. В КБЕ работает приблизительно 240 чел. Рассмотрим ситуацию на КБЕ как пример возникновения трудового конфликта.
В июне 1999 г. трое работников КБЕ пришли в обком профсоюза с просьбой "о защите их трудовых прав … Как выяснилось, у них профсоюза нет, а мы работаем только с членскими организациями, поэтому мы им предложили создать …, и в дальнейшем уже защищать их интересы"122.
Трое молодых мужчин (один из них К. в дальнейшем станет председателем профсоюзной организации) стали, очевидно, выразителями общего настроения, связанного с неудовлетворенностью условиями труда в компании: "до прошлого года мы работали как в раю. Работа была просто с 9 утра до 6 вечера, никаких постоянных собраний… А зимой 1999 г. у нас сменился генеральный менеджер и он решил, что работаем мы плохо. И начались изменения…"123.
Недовольство было вызвано несколькими обстоятельствами:

  1. Недавно произошедшие изменения (часто не в лучшую сторону) условий работы торговых представителей.
  2. Увеличение продолжительности рабочего времени "Придумал работу в субботу. Совершенно неясно зачем. Мы ему объясняли, что все равно в субботу заказов не будет а ему неважно. Лишь бы мы выезжали на территорию. У него логика какая-то странная была плохо работаете, значит, будете работать в субботу"124.
  3. Увеличение рабочего дня и рабочей недели не сопровождалось увеличением заработной платы, к тому же уровень ее дифференциации, по мнению многих работников, был неоправданным: "…зарплата была в 2 раза меньше, чем у офисных. А это ведь большая разница или ты в офисе бумажки перебираешь и день рабочий у тебя меньше, или ты целый день по городу мотаешься"125.

По мнению экспертов, кадровый потенциал фирмы весьма высокий: "очень высокий уровень менеджеров, самый лучший из всех, с кем я работала в Екатеринбурге"126.



Содержание раздела