d9e5a92d

Поэтапный анализ приоритетных задач кадровой политики


этот показатель возрос до 27,2%. В 1995 г. об избытке работников, согласно обследованию промышленных предприятий, проведенному Центром исследований рынка труда Института экономики РАН, заявили 35,5% руководителей, то есть – каждый третий. Второй этап (приблизительно с середины 1994 года и по 1997 год включительно) – период неустойчивого преобладания экономической составляющей над социальной. Это означает, что при улучшении финансово-экономического положения предприятия социальная составляющая кадровой политики усиливается; при противоположных обстоятельствах – заметно ослабевает. Своеобразной "лакмусовой бумажкой", определяющей доминантную составляющую, является критический уровень скрытой безработицы (индивидуальный для каждого предприятия).

В данном контексте, уместно отметить, что до сих пор среди экономистов нет единства мнений относительно критерия трудоизбыточности143.
Если отвлечься от цифр и представить ситуацию на качественном уровне, то она будет выглядеть так. При приближении масштаба внутрипроизводственной незанятости к критическому уровню "давление в экономической камере" в силу резкого ухудшения показателей эффективности труда нагнетается до определенного предела, после которого доминирующей становится экономическая составляющая. Предприятие начинает придерживаться стратегии персонал-менеджмента, ориентированной на снижение "экономической" напряженности: оптимизацию численности, сопровождаемую высвобождением излишков рабочей силы из производства.
При "нормализации" масштабов внутрипроизводственной незанятости, то есть при приближении к допустимому для предприятия уровню, начинает преобладать социальная составляющая, а следовательно, усиливаться защитная функция работодателя.
Таким образом, при значительном падении объемов производства происходит сокращение персонала; при "оживлении" производства – численность работников стабилизируется, усиливается дифференциация зарплаты по конечному результату труда, повышается ее средний уровень. Отличительной особенностью данного этапа можно считать численную адаптацию, а также преобладание такой формы функциональной адаптации, как работа в нестандартном режиме (сокращенные рабочий день и/или неделя). Прочие формы функциональной адаптации, связанные с внутризаводским движением персонала (в частности, профессиональная мобильность, совмещение профессий), применялись на данном этапе только к работникам "ядра", на сохранение которого нацеливались приоритеты кадровой политики.

Следовательно, в период 1994-1997 гг. уровень экономического риска чаще оказывался в "критической" зоне, чем в "допустимой", побуждая руководство предприятий к решительным действиям (к сокращению излишков рабочей силы), поскольку дальнейшее наращивание внутрипроизводственной незанятости было бы сопряжено с переходом в катастрофическую зону риска, а следовательно, с "обвальной" трансформацией "скрытой" безработицы в открытую.
Третий этап (с 1998 года) – период преобладания экономической составляющей над социальной. К концу 1997 г. стало абсолютно ясно, что невозможно сохранение высокой занятости без повышения экономической эффективности труда. Масштабы внутрипроизводственной незанятости ("скрытой" безработицы) достигли критических размеров.

Закономерным результатом отмеченного явилось то, что в последние год–два вектор приоритетов кадровой политики большинства промышленных предприятий изменил направленность в сторону оптимизации численности и повышения эффективности использования трудоустроенной рабочей силы.
Принимая во внимание национальные особенности и менталитет российского населения, можно предположить, что началу третьего этапа во многом способствовали "Методические рекомендации по разработке кадровой политики предприятия", утвержденные Приказом Министерства экономики РФ № 118 от 1 октября 1997 г., а также определенные "Федеральной Целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы" приоритетные направления в государственной политике занятости, ориентирующие в первую очередь на рост эффективности труда. В последнем документе указывается, что "в регионах с преобладанием моноэкономической структуры производства, в малых городах, где нет еще достаточно реалистичных программ выхода из кризиса и улучшения экономической конъюнктуры (прежде всего в области инвестиций), политика в сфере занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных". И вместе с тем, в документе подчеркивается, что "в таких регионах государственная политика, ориентированная на рост эффективности и ускорение структурных сдвигов в занятости, должна активизировать деятельность исполнительных органов власти по выводу экономики региона из кризиса и разработке соответствующих программ развития".




Таблица 11.2
Поэтапный анализ приоритетных задач кадровой политики
конверсируемых предприятий

Период
Этап
конверсии
Этап кадровой
политики
Приоритетные задачи кадровой политики
1989-1991 гг.
Первый:
"разведка"
В дореформенный период кадровую политику предприятий нельзя обозначить иначе как государственный патернализм
Кадровая политика еще не являлась "проблемной" и, принимая во внимание трудоизбыточность отечественных предприятий, в основном сводилась к избавлению от "балласта"
1992-1994 гг.
Второй: наступление или период "обвальной" конверсии
Первый: преобладание социальной составляющей над экономической
Сохранение трудового коллектива предприятия (преимущественно высококвалифицированных кадров)
1994-1997 гг.
Третий: крушение иллюзий, или этап решительных действий
Второй: неустойчивого преобладания экономической составляющей политики занятости над социальной
Сохранение "ядра" трудового коллектива; повышение гибкости рабочей силы
с
1998 г.
Четвертый: подведение итогов
Третий: преобладания экономической составляющей над социальной
Повышение эффективности труда; повышение гибкости рабочей силы




Кадровая политика на конверсируемых предприятиях Алтая
К числу указанных регионов относится депрессивный Алтайский край, экономика которого представляет симбиоз военно-промышленного, машиностроительного и аграрного комплексов. Суммарная доля предприятий оборонной промышленности и машиностроения в общем объеме производства края по-прежнему велика, а в дореформенный период составляла более 50%, значительно превышая аналогичный показатель в соседних регионах. В результате складывающейся десятилетиями однобокой специализации региона возникли явные диспропорции как в развитии промышленности, так и в структуре регионального народного хозяйства.

В переходный (трансформационный) период дореформенные дефекты народного хозяйства края резко обострились. Помимо охвативших страну общеэкономического и политического кризисов, негативные тенденции в народном хозяйстве края усилила начавшаяся в конце 80-х годов конверсия ВПК, выбранная руководством страны в качестве одного из основных рычагов структурной перестройки экономики. Об особой актуальности проблемы "скрытой безработицы" для региона свидетельствуют следующие цифры.

В период 1992–1997 гг. объем промышленного производства России сократился на 47,1% (в ВПК страны – на 71,3%). За тот же период в Алтайском крае спад промышленного производства (с ВПК) составил 68,8%.

Таблица 11.3
Темпы изменения показателей ВПК г. Бийска за 1986-1998 гг., %

Показатель
Темп изменения в среднем за год

1986-1988
1989-1991
1992-1994
1995-1997
1998
Объем продукции в сопоставимых оптовых ценах (с 1993 г. – ИФОПП)

+2,4

-6,5

-32,9

+0,5

-7,5
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП)

-0,9

-4,4

-14,9

-5,2

-7,9
Производительность
труда
+3,0
-0,9
-27,9
+1,7
+0,5

Исследование социально-экономических проблем предприятий ВПК Алтайского края позволило уточнить временные границы ранее выделенных этапов трансформации приоритетов кадровой политики промышленных предприятий, а также совместить их с четырьмя этапами конверсии (таблица 11.2). Было проведено комплексное обследование ведущих конверсируемых предприятий Бийска – второго после Барнаула промышленного и культурного центра Алтайского края, известного в доконверсионный период лишь узкому кругу посвященных как анклав оборонной химии. В соответствии со спецификой приоритетов политики занятости немаловажно отметить, что Бийск – типичный представитель так называемых закрытых и, одновременно, малых городов, в которых несколько крупных предприятий обеспечивали основную занятость населения. Кроме того, структура промышленного сектора экономики Бийска является по существу "микрокопией" краевой структуры промышленности.

В подтверждение отметим, что объем производства промышленного сектора (с ВПК) экономики Бийска в период 1992-1997 гг. сократился (относительно 1991г.) на 62,9%, в целом по ВПК города – на 73,2%, что сопоставимо с краевым уровнем.

Таблица 11.4
Динамика изменения показателей ВПК г. Бийска за 1992-1998 гг., %

Показатель
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Темп изменения ИФОПП
-24,9
-40,2
-33,7
-2,9
+22,5
-18,1
-7,5
Темп изменения
численности ППП

-7,2

-13,9

-23,7

-3,0

-3,9

-8,8

-7,9
Темп изменения
производительности труда

-18,3

-38,0

-27,3

-1,0

+10,2

-14,3

+0,5


Содержание раздела