d9e5a92d

За 10 лет удвоился ВВП?


Характерной чертой данной модели является сильная социальная поддержка населения, обеспечивающая наименьшую дифференциацию населения по уровню доходов и высокий уровень занятости, предполагающий государственные расходы на переквалификацию работников и поддержание численности рабочих мест. Социальная политика государства обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей населения через бесплатные услуги или услуги по льготным ценам. Однако это требует значительных государственных расходов, что приводит к росту налогов.

Вместе с высокой стоимостью рабочей силы это приводит к высоким ценам производимых в стране товаров, что затрудняет конкуренцию на внешних рынках.
В японской модели рынка ключевым субъектом рыночных отношений является корпорация, собственники которой присваивают доход не в виде предпринимательской прибыли, а в виде заработной платы за выполнение специфических функций по управлению (разрыв в уровнях максимальной и минимальной заработной платы составляет не более 5-6 раз, в отличии от США, где такой разрыв достигает 10-11 раз) и в виде дивидендов по акциям.
Для японских корпораций характерны особые методы закрепления рабочей силы за предприятием: долгосрочные трудовые соглашения, содействие корпорации в воспитании своих работников, получения ими квалификации и образования, создание условий для профессионального роста и творчества, набор всевозможных льгот и т.д.
Для японского рынка характерны группировки мелкого и среднего бизнеса вокруг корпораций, закупающих их продукцию.
В рамках японской модели рынка применяются и административно-экономические методы регулирования. Например, устанавливаются сроки и объемы обновления оборудования для конкретных корпораций с установлением штрафных санкций за невыполнение, принимаются государственные решения о преобразовании предприятий и т.д.
Особенности модели рынка в новых индустриальных странах (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Кувейт, Объединенные арабские Эмираты) связаны с быстрой ломкой патриархальных и феодальных структур и формирования капиталистических отношений на основе создания предприятий новейшей технологии, включения в международное разделение труда. Эти процессы осуществляются в основном за счет государственных средств и за счет привлечения иностранного капитала.
Значительный удельный вес государственных инвестиций предопределяет государственный контроль за различными сторонами воспроизводства, включая цены на некоторые товары. Внешнеэкономическая активность привлекает в страну устойчивую иностранную валюту, обеспечивает загрузку мощностей, высокие темпы экономического роста.
Какую же модель рынка выбрать для России?
Споры на этот счет не утихают и по сей день, хотя в сторону рынка мы двигаемся уже более семи лет. Однако из-за очень многих колебаний и непоследовательности реформирование экономики было недопустимо медленным и непоследовательным.

В результате мы превратились в страну полумер, полудемократии, полурынка, полузаконов, полунищих.
Критерием для выбора модели рынка служат те экономические отношения, для эффективного функционирования которых и вводится та или иная модель рынка.
По удельному весу государственной собственности Россия близка к Китаю. Значит ли это, как об этом говорят некоторые депутаты Государственной Думы, что для нас наиболее приемлема именно китайская модель, которая дала в Китае очевидные результаты.

Там за 10 лет удвоился ВВП?
Нет, не значит. Во-первых, для этого у нас очень мало китайцев, во-вторых, у нас за годы реформ была разрушена система государственного управления, включая партийное влияние на осуществление хозяйственных реформ.
Выход следует искать в использовании опыта всех стран с Учетом специфики России с тем, чтобы завершение перехода к Рынку было менее болезненным и более эффективным. Ведь из всех возможных вариантов движения к рынку мы выбрали наименее эффективный, о чем свидетельствует поражение сторонников рынка на выборах 1993, 1995, 1996 годов.
Новая команда реформаторов обозначила дальнейшее направление развития реформ и исправления допущенных ошибок, связанное с ограничением аппетитов естественных монополий, перехода к приватизации "за деньги", с борьбой с "недосбором" налогов, с неплатежами, с задержкой выплаты заработной платы, с проведением земельной реформы, со стимулированием инвестиций, которые позволяют развивать реформы и двигаться вперед. Уверенность в успехе вселяет тот факт, что экономическим реформированием занимаются молодые реформаторы, а президент - политическим обеспечением этих реформ. Ведь предшествующий опыт реформирования России показал, что когда президенты непосредственно брались за экономические реформы, то набивали шишки они сами и руководимая ими страна. Когда же молодые реформаторы брались за политическое обеспечение реформ, то хорошего результата тоже не было. Значит, и в деле реформ каждый должен заниматься своим делом.



Тогда не придется говорить: "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".
Прежде чем говорить о конкретной для России модели рынка надо выяснить общие принципы организации и функционирования рыночной экономики, то есть ответить на вопрос: что же такое рынок и каковы его функции. Тогда будут ясны условия и пути перехода к рынку.

2.1. Понятие рынка
В последние годы рынок и его категории стали самыми популярными в нашей экономической науке и публикациях. Это и понятно.

Из нечто абстрактного и отдаленного они все в большей мере становятся нашей повседневной действительностью.
Рыночная экономика возникла из-за склонности людей к обмену, продиктованная ограниченной производственной возможностью индивидуума, с одной стороны, и безграничной его потребностью в различных благах,с другой. Так появился базар, где осуществлялась торговля продуктами питания и товарами широкого потребления, которые сами производители обычно привозили на рынок, где встречались с покупателями этой продукции.

И сейчас под рынком в узком смысле слова, понимается место, где встречаются продавец и покупатель товаров, где совершаются массовые сделки по купли-продажи этих товаров.
В отличии от рыночной, административно-командная система внедряется между производителем и потребителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и плановых директив, регулирующих экономическую деятельность производителей и потребителей материальных благ и услуг.
Постепенно понятие "рынок" приобретает более широкое значение. Рынок в широком смысле слова - это система экономических взаимоотношений между субъектами рынка (продавцом и покупателем), базирующихся на купли-продажи товаров с целью удовлетворения спроса покупателя и извлечения прибыли для продавца; этот способ взаимодействия производителя и потребителя, по которому товары и услуги перемещаются от производителя к потребителю под воздействием законов товарно-денежных отношений, а не по решению вышестоящих управляющих, планирующих и распределяющих органов, как при административно-командной системе.

Поэтому понятие "рынок" можно представить как сокращенный термин рыночной экономики.
Общество всегда должно для себя определить, какой выбрать механизм хозяйствования, который бы заставил работника выполнять работу, нужную для удовлетворения обществен^ ных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью из-за ограниченности ресурсов и постоянно возрастающей потребностью населения.
Жизненный опыт показал, что сам этот выбор весьма ограничен: это может быть либо "план" при распределительной системе, либо "рынок" при рыночной.
Первый способ предполагает руководство экономикой из единого центра, когда поведением работника управляют с помощью команд, где указывается - что производить, в каком количестве, кому и по какой цене поставлять произведенную продукцию.
Не случайно, подобную систему называют административно-командной системой управления. Эта система требует, чтобы экономический центр, определив общественную потребность и имеющиеся ресурсы, составил бы на этой основе директивный план развития экономики на определенный срок (обычно на пять лет) с разбивкой по годам, довел задания до каждого предприятия и, выделив для его выполнения необходимые ресурсы, жестко проконтролировал его выполнение.

При этом считается, что включение результатов труда в плановое задание подтверждает общественную значимость данного труда.
Второй способ управления основан на использовании системы экономических стимулов и санкций, которые исходят не от вышестоящего начальника, как в первом случае, а от самого потребителя, который на рынке "голосуя" своим рублем "за" или "против" данного товара, тем самым признает или отрицает общественную значимость заключенного в нем труда. Не случайно эту систему хозяйствования называют рыночной.

Механизмом координации труда в этой системе выступает конкуренция, опирающаяся на функционирование товарно-денежных отношений, свободное ценообразование, изучение спроса и предложения товаров. В этой системе, исходя из прибыли (или убытка), производитель сам решает, что, как и для кого производить, а цены формируются исходя из соотношения спроса и предложения.



Содержание раздела