Конкуренция - это тот механизм, который обеспечивает функционирование рыночной экономики. Только жесткая конкуренция может заставить частника заботиться о своей репутации, добросовестно и в срок выполнять свои обязательства по контакту.
Именно конкуренция сдерживает тенденцию роста цен в условиях свободного ценообразования и ориентирует производителя на снижение издержек производства, на улучшение качества работы. Конкуренция - это сильнейший способ непрерывного напряжения и возбуждения экономической деятельности субъектов рыночной экономики. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать, а обогнать его - создает мощный стимул экономического прогресса. Угроза выйти из игры в борьбе за существование и процветание действует надежнее других рычагов воздействия на товаропроизводителей. Без конкуренции, без торгового соперничества товаропроизводителей, многочисленных продавцов за "кошелек" потребителя рынок не сможет выполнить свою регулирующую роль, связанную с учетом интереса потребителя. Чем больше конкуренции, тем справедливее цены.
Именно конкуренция является эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и эффективности частного производства. Конкуренция не нужна лишь административно-командной системе, которая навязывает жесткий порядок "сверху" для производителей и потребителей и не нуждается в соперничестве между ними.
Поэтому восьмое условие перехода к рынку - это охват достаточно жесткой конкуренции, вплоть до банкротства, всех сфер деятельности на рынке.
9. Основой формирования и функционирования рыночной экономики, базирующейся на купле-продаже, является всемерное укрепление национальной денежной единицы, главного инструмента рынка. Ведь обмен товаров на рынке происходит с помощью денег.
Без стабильной денежной единицы рынок совершенно не управляем. Этот "дикий" рынок, работающий не на потребителя, а на самообогащение субъектов рынка, способных нажиться на инфляции.
Поэтому девятое условие перехода к рынку - это устойчивая денежная система, базирующаяся на конвертируемости национальной валюты.
10. Рыночные отношения жиждятся на взаимном доверии, соблюдении договоров, контрактов. Нельзя допустить, чтобы рыночные взаимоотношения взаимного обмена стали отношениями взаимного обмана.
Поэтому десятое условие перехода к рынку - это безусловное соблюдение этики рыночных отношений.
11. Субъекты рынка не могут заключать торговые сделки без достаточной и достоверной информации о ценах, о спросе, о предложении, о курсе акций, а курсе доллара и другой валюты и т.д.
Поэтому одиннадцатое условие перехода к рынку - это возможность получения достоверной информации о рынке, о рыночной конъюнктуре.
12. Рынок внутри страны не может успешно функционировать без связи и взаимодействия с другими рынками, без выхода на мировой рынок товаров и услуг, капитала.
Открытость российского рынка позволяет преодолеть отрицательные последствия спада производства неконкурентноспособной продукции за счет импорта, сгладить недостаток капитала за счет иностранных инвестиций, преодолеть отрицательные последствия монополизации производства и торговли в России, создать необходимые условия для развития конкуренции российских товаров, для привлечения иностранного инвестора. Никого не волнует, что в Лондоне из 600 банков 400 иностранных. Почему же многие у нас кричат: караул, продают Россию, когда иностранцы вкладывают свой капитал в экономику России. Иностранные инвесторы платят налоги в нашу казну, создают рабочие места для наших людей, привозят с собой передовую технологию и культуру организации производства.
Поэтому двенадцатое условие перехода к рынку - это широкая открытость российского рынка мировому рынку, иностранным инвесторам.
13. Россия позже других стран начала переход к рынку. В мире накоплен огромный положительный и негативный опыт в этом отношении. Нам полезно не повторять ошибки других и воспользоваться позитивным опытом, чтобы сократить время перехода к рынку и уменьшить тяготы для населения в связи со сменой экономических систем. Ведь лучше попробовать излечиться с помощью чужого опыта, чем погибнуть от недостатка своего.
Поэтому тринадцатое условие перехода к рынку - это учет зарубежного опыта формирования и развития рыночных отношений с учетом специфики России.
14. Любая реформа протекает успешно лишь при широкой поддержке населения, тех людей, для кого она проводится. Следует помнить, что экономическая реформа - это не самоцель, а средство повышения результативности общественного производства, а следовательно, решения назревших социальных проблем. Более того, пренебрежение социальными аспектами реформы способствует не только ослаблению социальной базы реформы, но и ее противодействию, а без поддержки населения рыночные реформы вообще невозможно осуществить.
Ведь рыночная система, в отличии от планово-распределительной, демократична по самой своей природе. Результаты ее функционирования во многом зависят от поведения широких слоев населения, причем не только от производительного, но и потребительского поведения. Потребительская паника, инфляционные ожидания населения, доверие или недоверие правительству реально влияют на ход экономических реформ.
Следует учитывать и то, что целые поколения советских людей отвыкли от рыночной среды и диктуемых ею правил поведения. К этому им еще необходимо привыкать, что само по себе оказалось н просто. Поэтому четырнадцатое условие перехода к рынку - это расширение социальной базы поддержки населением политики перехода к рынку, преодоление тенденции снижения жизненного уровня населения в процессе осуществления реформ, обеспечение ощутимого повышения качества жизни для большинства населения страны.
Тем более, что с бедного нечего взять в государственный бюджет и как следствие - нечего ему дать из бюджета для решения социальных задач.
15. Рынок не всесилен. Он не может спасти ни от инфляции, ни от безработицы, ни от кризиса, ни от монополизма, ни от падения жизненного уровня населения.
В тех областях экономической жизни общества, где рынок не может дать позитивных результатов, требуется вмешательство государства. Мировой опыт показал, что "невидимая рука" рынка, не в состоянии обеспечить такое саморегулирование экономики, которое позволило бы обеспечить непрерывное экономическое развитие страны и социальную защиту населения без "видимой руки" государства, которая корректирует "несовершенства", присущие рыночному механизму, с которыми он сам либо не справляется, либо делает это не эффективно.
Поэтому пятнадцатое условие перехода к рынку - это сохранение регулирующей роли государства в тех сферах деятельности, где рыночный механизм саморегулирования оказывается неэффективным.
16. Противодействие законодательной и исполнительной власти с которой столкнулась российская действительность, затягивает время реформ, делает процесс реформирования экономики более болезненным для населения.
Отсутствие или недостаточно полное законодательное обеспечение реформ, частая смена "правил игры", неумение властей просто и доходчиво объяснить людям,что они (власти) делают и что собираются делать, мешают завершить реформы, повысить качество жизни населения. Поэтому шестнадцатое условие перехода к рынку -это единство всех ветвей власти, умение говорить с людьми откровенно и по существу, согласие в обществе с ходом и направлением реформ, когда решения приняты и их надо выполнять.
Дискуссии полезны на стадии обсуждения возникающих проблем, а не их решения, когда нужны дела, а не слова, практические результаты, а не обещания.
Как нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка, так и нельзя перейти к рынку, соблюдая лишь те или иные условия этого перехода. Для этого надо использовать все эти условия в комплексе, во взаимосвязи, во взаимодействии, не останавливаться, не допускать зигзагов и метаний.
5.1. Пути перехода к рынку в России
1. Основополагающее значение для перехода к рынку имеет преобразование государственной собственности, ставящей непреодолимые барьеры на пути формирования широкого слоя собственников, субъектов рыночных отношений, то есть разгосударствление и приватизация, превращающие государственные предприятия в экономически самостоятельных субъектов хозяйствования, базирующихся на различных формах собственности. Именно многообразие форм собственности и хозяйствования, их равноправие, их здоровая конкуренция, создают объективную основу рыночной экономики.
Если национализация - это основа административно-командной системы, то разгосударствление, приватизация - основа перехода к рыночному регулированию.
В России завершился этап бесплатной приватизации, заканчивается этап денежной приватизации, связанной с продажей собственности в частные руки, и пополнением за счет вырученных денег доходной части бюджета. Настало время третьего этапа, связанного не со сменой государственной собственности на иного собственника, в том числе частника, а с повышением эффективности приватизированных предприятий, привлечением инвестиций для их развития.
Конечно, реальный процесс приватизации, связанный с"при-хватизацией", распродажей государственной собственности за бесценок, дает массу поводов для критики.