8-й принцип - обязательное выделение части ресурсов на проведение мероприятий, повышающих ценностную значимость товаров и услуг фирмы, раскрывающих их привлекательные свойства и удобства для клиентов.
9-й принцип - единство стратегии и тактики поведения производителя в условиях активной адаптации к изменившимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование спроса.
10-й принцип - осознание общественной миссии фирмы, ее значимость для потребителя с тем, чтобы повысить у персонала удовлетворение от работы в данной фирме.
11-й принцип - социально-этический, который побуждает работников фирмы принимать решения не только с учетом запросов конкретного потребителя, чтобы получать максимальную и устойчивую прибыль, но и с учетом долговременных интересов общества, с тем, чтобы производить продукты и оказывать услуги, которые благоприятно влияют на развитие человека и не несут ущерба для его здоровья, не загрязняют окружающую среду.
Соблюдение этих принципов предполагает использование определенных средств, методов маркетинга.
Можно выделить следующие методы маркетинга:
1. Анализ внешней по отношению к производителю экономической среды (цены, налоговая политика, возможность для инвестирования, величина ссудного процента, уровень инфляции, Демографическая ситуация, культурная среда, требования движения общества потребителей и т. д.).
2. Анализ рыночных возможностей, замер и прогнозирование спроса, сегментирование рынка (процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, потребностях). При этом следует учитывать, что на сбыт товаров оказывают решающее влияние такие факторы как:
а) общая емкость рынка;
б) соотношение возможностей фирмы и ее конкурентов;
в) эластичность спроса;
г) роль оптовой торговли;
д) распределение рынка между конкурентами. 3. Изучение поведения потребителя, то есть выяснение того, что ему конкретно надо, каковы его нужды, потребности в том или ином продукте или услуге, мотивация, каков его покупательный спрос. При этом важно определить, почему покупатель покупает один товар и отказывается от другого, хотя с технической точки зрения оба товара одинаково удовлетворяют его потребности.
Здесь важно не только изучить мотивы поведения человека, его поступков на рынке, но и найти способы эффективного воздействия на решение покупателя. При этом используются следующие приемы:
а) опрос среди потребителей, поставщиков, посредников, работников торговых организаций;
б) индивидуальные или групповые интервью;
в) наблюдение за поведением покупателя;
г) проведение экспериментов;
д) использование информации, полученной с ярмаркой, конференций, совещаний;
е) использование данных официально статистики, научных исследований, периодической печати.
4. Изучение свойств товара с точки зрения потребителя и свойств будущего товара, чтобы выяснить, что именно хотят от товара потребители с точки зрения его основных свойств. При этом следует учитывать, что на сбыт товара влияют не только качество товара, его потребительные свойств, но и другие факторы, а именно:
а) отличие цены от цены конкурента;
б) взаимозаменяемость;
в) косвенная польза товара для покупателя;
г) уровень платежеспособного спроса на товар;
д) авторитет фирмы;
е) давление конкурентов;
ж) финансовое состояние предприятия;
з) гибкость производственной и сбытовой программы.
5. Разработка методов распространения товара. Они связаны с умением планировать товародвижение и сбыт товаров, налаживать продвижение товара к покупателю, обеспечивая более глубокое внедрение товара на рынке. При этом важно учитывать следующие факторы:
а) географические (регион, город, село);
б) демографические (пол, возраст);
в) уровень образования покупателей;
г) экономические, социальные, психологические факторы;
д) образ жизни;
ж) поведенческие признаки (разовые и постоянные покупатели, бывшие и потенциальные покупатели, интенсивность потребления и т. д.);
з) степень конкуренции;
и) каналы товародвижения;
к) формы послепродажного обслуживания.
6. Формирование спроса и стимулирование спроса посредством распространения сведений о достоинствах своего товара и убеждение потребителя покупать именно его, развертывание службы сервиса с целью интенсификации сбыта, освоения новых рынков и на этой основе обеспечить расширение границ рынка данного товара.