d9e5a92d

Состояние инвестиций, приток иностранного капитала


Это напоминает аренду какого-либо имущества, когда арендодатель, оставаясь собственником имущества, продает арендатору за определенную плату лишь пользование этим имуществом в течении определенного времени. В отличии от аренды, данный акт называется наймом рабочей силы, а работник выступает в качестве наемного работника.

Если бы рабочая сила навечно продавалась собственнику средств производства, то рынок труда превратился бы в работорговлю. Наемный работник и предприниматель - юридически равноправные люди и в одинаковой мере пользуются всеми правами человека. Акт купли- продажи рабочей силы фиксируется в виде трудового договора с взаимными правами и обязательствами обеих сторон.
Поскольку интересы продавца и покупателя различны (первые стремятся продать свою рабочую силу дороже, вторые -купить ее дешевле), то вступают в силу законы рынка, закон спроса и предложения, закон рыночной конкуренции.
Равновесие на рынке труда наступает тогда, когда спрос на рабочую силу равен предложению рабочей силы. Это достигается с помощью заработной платы, регулирующей спрос и предложение рабочей силы или благодаря деятельности государства.
Основными элементами механизма функционирования рынка рабочей силы, его саморегулирования являются: спрос, предложение, стоимость и цена рабочей силы, конкуренция.
Спрос на рабочую силу отражает объем и структуру общественной потребности в рабочей силе, представленной на рынке труда в зависимости от наличия рабочих мест, обеспеченных фондом оплаты труда и жизненных средств, то есть тех денег, которые наниматель выплачивает работнику за его труд.
Предложение рабочей силы определяется численностью и составом людей (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации), способных к труду и заинтересованных в получении работы на условиях найма.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы характеризует конъюнктуру рынка рабочей силы, которая формируется под воздействием следующих факторов:
1) состояние экономики (фазы экономического цикла, связанные с подъемом или падением производства, непосредственным образом влияют на спрос на рабочую силу);
2) прибыль предприятия, являющаяся экономической основой его^инвестиционной активности, влияющей на спрос на рабочую силу;
3) отраслевая структура хозяйства (трудоемкая или наукоемкая);
4) наличие природных ресурсов или возможности приобретения необходимого сырья;
5) уровень развития технического базиса производства, научно-технического прогресса, влияющий на объем и структуру спроса на рабочую силу;
6) состояние инвестиций, приток иностранного капитала;
7) уровень развития образования;
8) уровень доходов населения;
9) развитие рынка товаров и услуг, жилья, капитала и ценных бумаг;
10) состояние социальной и производственной инфраструктуры;
11) ситуация во внешнеэкономической сфере (соотношение экспорта и импорта);
12) степень развития частного сектора, малого бизнеса и самозанятости;
13) уровень развития интеграционных связей, возможности миграции рабочей силы;
14) демографический фактор (уровень рождаемости и смертности, темпы роста трудоспособного населения, половозрастная структура);
15) территориальная иммобильность (нежелание менять место жительства). В России территориальная мобильность населения затрудняется отсутствием полноценного рынка жилья, неспособностью большинства людей купить жилье в новом регионе;
16) качество трудоспособного населения;
17) деятельность профсоюзов;
18) развитие теневой экономики;
19) законодательная деятельность государства, сказывающаяся на трудовой активности населения;
20) развитие сети государственных учреждений, занимающихся проблемами трудоустройства населения.
Конъюнктура рынка рабочей силы может быть равновесной когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению трудоизбыточной, сопровождающейся наличием безработицы, и трудодефицитной, когда спрос на рабочую силу не удовлетворяется.
В России ситуация на рынке труда характеризуется следующими процессами:
активизация высвобождения работников и преобладание числа выбывших работников над численностью принятых на работу;


продолжающееся перераспределение рабочей силы между секторами экономики и отраслями народного хозяйства;
увеличение численности безработных и сохранение в значительных размерах неполной занятости, являющихся потенциалом для дальнейшего роста безработицы;
нарастание социальной напряженности на официально контролируемом рынке труда;
дальнейшая дифференциация уровня безработицы по регионам РФ;
падение деловой активности трудоспособного населения, что проявляется в увеличении потерь рабочего времени из-за простоев и забастовок, падении производительности труда.
Рынок рабочей силы выполняет следующие функции:
1. Он является инструментом согласования экономических интересов субъектов трудовых отношений. Одни (наемные работники) могут реализовать свою способность к труду и получить заработную плату, другие (предприниматели) могут получить в свое распоряжение необходимую рабочую силу и извлечь прибыль.
2. Он является составной частью механизма формирования и изменения пропорций общественного воспроизводства, обеспечивающих пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса производства, поддержания равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, образования трудового резерва для нормального хода расширенного воспроизводства.
3. Он воздействует на условии реализации личного трудового потенциала, развития инициативы и предприимчивости.
4. Он способствует эффективной занятости, то есть такому использованию рабочей силы, которое обеспечивает рост национального дохода страны, прибыльную деятельность предпринимателей, повышение качества жизни населения, что очень важно для России.
Рынок труда в России является несбалансированным. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической.

Здесь существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, некоторые города), так и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов (центр и север России, Дальний Восток и др.). Ощущается острая нехватка специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице.
В современных условиях главным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Регулирование занятости населения, борьба с безработицей - это одна из важнейших функций государства.
В России сохранились административные, правовые и экономические ограничения, препятствующие свободной продаже рабочё?Гсйлы по наиболее выгодным для работника условиям. Это связано с наличием прописки, отсутствием реального рынка жилья при его огромном дефиците и дороговизне, недоступности его из-за низкой заработной платы.

Сказывается также неразвитость механизмов государственного регулирования рынка труда и социальной поддержки населения.
Регулировать-рынок труда - это значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допускать снижения уровня их жизни ниже прожиточного минимума, не допускать чрезмерной продолжительности рабочего дня и интенсивности труда, разрушающую рабочую силу, поддерживать развитие экономики и, следовательно, спрос на рабочую силу, обеспечивать пропорциональное распределение рабочей силы в соответствии со спросом на нее, поддерживать равновесие между рабочей силой и количеством рабочих мест, создавать условия для пополнения рынка новыми наемными работниками взамен выбывших, соблюдать необходимое соотношение между номинальной и реальной заработной платой, поддерживать стабильность рубля, а также обоснованную дифференциацию-заработ-ной платы наемного работника в зависимости от их профессиональной квалификации, деловых качеств, трудолюбия, добросовестности и результативности работы.
При этом можно выделить следующие меры государственного регулирования занятости населения:
1) приспособление совокупной рабочей силы к структурным сдвигам в экономике;
2) расширение возможностей трудоустройства тех категорий трудящихся, которые испытывают наибольшие трудности на рынке труда;
3) повышение мобильности рабочей силы;
4) создание служб и центров по изучению проблем рынка труда;
5) поддержание занятости;
6) государственное субсидирование найма, льготное кредитование и налоговые льготы за создание новых рабочих мест;
7) поощрение временной и частичной занятости;
8) поддержка малого и среднего бизнеса;
9) развитие общественных работ;
10) досрочный перевод на пенсию;
11) субсидирование переподготовки кадров;
12) расширение участия государства в обеспечении подготовки кадров;
13) поощрение предпринимательской деятельности, сохранения и создания рабочих мест;
14) регулирование порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего дня, сверхурочных работ;
15) регулирование периода трудовой жизни и т.д.
Государственная политика занятости призвана оказать содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказать помощь в профессиональной подготовки и переподготовки кадров, стимулировать образование и развитие гибкого рынка труда.



Содержание раздела