d9e5a92d

Общность структур и механизмов функционирования


Общность структур и механизмов функционирования определяется общими законами организации и одинаковыми способами взаимодействия структурных элементов. Преломляясь сквозь призму качественной специфики различных объектов, эти законы и способы ведут к образованию устойчивых групп отношений и связей, несмотря на внутренние противоречия и наличие разнонаправленных интересов. Вместе с тем в многоукладной экономике имеют место различные типы взаимодействия структурных элементов, что позволяет нам выделить различные типы социально-экономических систем, а вместе с тем показать особенности их саморегулирования. Выделение различных типов экономических систем связано со способами взаимодействия их структурных элементов, обнимающих по существу все (или почти все) объекты материального мира.

При этом типы сложных систем различаются прежде всего способом взаимодействия структурных элементов, способом их взаимосвязи внутри системы. В многоукладной экономике типы экономических систем различаются прежде всего типом собственности на средства производства и продукты жизнедеятельности ндивидов. В этом состоят их коренные особенности. В.М.

Агеев совершенно справедливо заметил, что в социальнооиентированной многоукладной экономике различные формы собственности на средства производства должны свободно конкурировать между собой на равноправной основе. Только тогда могут быть созданы адекватные стартовые условия для различных форм ведения хозяйства, ибо разнообразие форм ведения хозяйства определяется в конечном счете разными формами собственности на средства производства и продукты жизнедеятельности индивидов.

Тем самым определятся и различные типы социально-экономических систем хозяйствования и сам уровень ведения хозяйства. Причем этот вопрос должен решаться на государственном уровне, а не на уровне отдельных регионов и фирм, а тем более не на уровне политических партий.

Государственное регулирование должно на деле доказать свою жизнеспособность, ибо в противном случае отдельные регионы начнут решать вопрос о собственности по-своему, а это неизбежно приведет к дезорганизации целого. Подобный подход к определению типов социально-экономических систем вовсе не противоречит приведенному выше определению рациональной системы хозяйства как "органической целостности". Во-первых, в нашем определении указывается, прежде всего, что рациональное народное хозяйство характеризуется большим числом достаточно сложных структурных частей. Это значит, что вполне возможно разнообразие составных элементов народного хозяйства, каждый из которых вполне может выполнять самостоятельные функции в рамках единого целого. Во-вторых, указывается на иерархичность строения и сильную взаимосвязь элементов на каждом Уровне иерархии.

Это значит, что в народном хозяйстве возможны как горизонтальные, так и вертикальные связи, имеющие относительную самостоятельность и противостоящие тоталитарной организации хозяйства, когда уровни хозяйствования по существу игнорировались. В-третьих, рациональное народное хозяйство характеризуется разнообразием этих частей и их Функций, а количество разнообразия, как показано в специальных исследованиях, ведет к повышению устойчивости, как отдельных "подсистем", так и системы в целом. При этом важно, чтобы было многообразие функций отдельных частей, ибо это придает им возможность самостоятельно решать многие жизненно важные хозяйственные вопросы без оглядки на "верх" и без мелочной опеки отдельных систем хозяйствования. В-четвертых, необходимо наличие единой и общей цели развития, ибо цель, как наиболее важный структурный элемент системы определяет общее направление саморазвития и саморегулирования сложных систем и обеспечивает относительную устойчивость отдельных "подсистем" несмотря на различие отдельн ых целей и интересов, органически присущих отдельным хозяйственным образованиям (предприятиям, фирмам, лабораториям т.п.). Единая цель - самый главный конституирующий призия рационального народного хозяйства, придающий социальную ориентацию системе в целом.



В-пятых, необходимо наличие множества прямых и обратных связей, пронизывающих рациональное народное хозяйство сверху донизу и не допускающих его разбиения на полностью независимые или слабозависимые звенья. В противном случае неизбежно автаркия отдельных регионов, предприятий, фирм, что способно "растащить" народное хозяйство на замкнутые хозяйственные образования, что в принципе недопустимо в условиях наличия специализации и интеграции отдельных производств. Рынок связывает отдельные хозяйственные звенья в единую систему, но он неспособен придать целостность всему народному хозяйству как "органической системе". Это можно сделать только на федеральном уровне, ибо единый хозяйственный центр призван не только контролировать поведение отдельных "подсистем", но и обеспечивать их взаимодействие, посредством не мелочной опеки и произвольных заданий-команд, а посредством макроэкономического регулирования с помощью определенных параметров и правовых актов как своегорода "сигналов управления", правил игры, которым должны подчиняться отдельные хозяйственные образования. В-шестых, необходимо введение некоторой "оценочной функции", выражающей минимизацию взаимодействия с внешней средой.

Как показано в специальных исследованиях, выявление целевого соотношения внутрь системы, т.е. точное описание ее "внутренней цели", составляет необходимый элемент системного подхода. При этом необходимо стремиться к более или менее точному количественному описанию этой цели, т.е. к введению определенной оптимизируемой функции и ясной формулировке ограничивающих условий, которыми связаны переменные, входящие в состав целевой функции. Тем самым принцип оптимальности становится важным элементом системного подхода, ибо если ограничиваться только качественным описанием цели, то нельзя дать четкого представлении о характере функциональных соотношений внутри системы.

Объективной основой применения принципа оптимальности как раз и является целесообразный характер функционирования и поведения сложных систем, что ярко проявилось уже при моделировании естественного отбора, который всегда ведет к зацеплению в живых организмах оптимальных для окружающих условий признаков. Как отмечает известный биолог Р. Розен, "организмы, обладающие логической структурой, оптимальной в отношении естественного отбора, оптимальны также и в том смысле, что они минимизируют некоторую оценочную функцию, определяемую из основных характеристик окружающей среды. Это чрезвычайно важное предположение называют принципом оптимальной конструкции"30 Принцип оптимальной конструкции позволяет выработать общий критерий оценки качества управления и регулирования, а также перейти от общего и абстрактного описания биологических функций к раскрытию внутренних механизмов саморегулирования.

Как будет показано ниже, целевая функция народного хозяйства также позволяет перейти от общего и абстрактного описания механизмов функционирования и развития социально-экономических систем к пониманию их внутренней взаимосвязанности и механизмов регулирования, позволяющих дать точную количественную характеристику самих систем.
И, наконец в-седьмых, рациональное народное хозяйство должно отличаться способностью противостоять внешним воздействиям и повышать уровень своей организации в процессе борьбы с внешними возмущениями или "сопротивленцами". Трудно переоценить это качество рационального ведения хозяйства, ибо в экономике имеется множество факторов (изменение структуры потребностей, появление новых технологических способов, социальные катаклизмы, кризисы и т.п.), которые постоянно выводят народное хозяйство из состояния равновесия и препятствуют процессу непрерывного динамического развития.

Обеспечение устойчивости социально-экономического процесса Достигается не автоматически, а в ходе непрерывной борьбы за жизнеспособность вопреки отрицательным активностям-сопротивлениям, ведущим к неустойчивости и препятствующих превращению рационального народного хозяйства в действительную "органическую целостность".
Как уже отмечалось, основные типы сложных систем различаются прежде всего способом взаимодействия структурных элементов, способом их взаимосвязи внутри системы. По этому признаку можно выделить два крайних типа систем: во-первых, системы, построенные из элементов в принципе однотипных взаимозаменяемых, позволяющих производить отбор по различным критериям - по устойчивости или по расположению; во-вторых, системы, где имеет место взаимное дополнение элементов, не допускающих их произвольных комбинаций. Каждый из элементов занимает строго определенное место в системе. Эти типы систем обнимают все (или почти все) известные способы взаимосвязи элементов, причем вполне возможно существование систем, в которых оба типа связи присутствуют одновременно Последний тип систем принято называть смешанным. Именно к этому типу систем относится "экономический плюрализм", социально ориентированная многоукладная экономика, ибо в ней имеет место как взаимное дополнение "подсистем", так и их свободная комбинаторика.В смешанной экономике взаимодействие структурных подразделений подчиняется одновременно всем возможным способам саморегулирования, ибо как отбор, так и взаимное дополнение элементов присутствуют одновременно.

В рациональном народном хозяйстве "возмущения" подавляются сознательной целенаправленной деятельностью общества, а потому даже "свободная комбинаторика" подчинена сознательному руководству со стороны управляющих органов.
Дело в том, что даже смешанная экономика представляет собой микроорганизацию и макроорганизацию. Как отмечает - Ю.М. Осипов, "организация есть взаимоотношение части и целого.

Поведение части определяется поведением целого: поведение целого зависит от поведения части. Целое всегда больше суммы составляющих его частей, это особая организующая сила, со своими целями и своим механизмом.

Поведение целого не сводится к поведению частей, а поведение частей не всегда реализует поведение целого. Организационное поведение разъединенно-объединенно структуризованной материи, т.е. природы, включает в себя организационную деятельность частей и целого или, что то же самое, микроорганизацию и макроорганизацию".31
Смешанная экономика включает в себя как микроорганизацию на уровне отдельных хозяйственных образований (подсистем"), так и макроорганизацию на уровне всего народного хозяйства в целом. Поэтому в ней возможны все известные спосбы саморегулирования, но главным является государственное регулирование с помощью макроэкономических параметров (цен и оценок, налоговой системы, централизованного принятия решений о государственных доходах и расходах и т.п.). Структурные элементы хозяйственного механизма дейст-ительно образуют единое целое, их нельзя применять изолированно, по отдельности.

Макроорганизация является домини-пующей в социально ориентированной многоукладной экономике.



























Содержание раздела