Составляющие инвестиционного рынка


На совершенном рынке продавцы и покупатели встречаются не только в одном и том же месте, но и в одно и то же время (рынок наличного товара), так чтобы каждый из них мог без промедления реагировать на все изменения на рынке. Ни один из участников торговой сделки не должен оказаться в невыгодном положении из-за ограниченности во времени. Время, необходимое для адаптации, равно "0".
Рынок инвестиций Инвестиционный рынок, по нашему мнению, состоит из трех равных по значимости секторов ( 2):

  • сектор инвестиционных ресурсов;
  • сектор обязательств и долей;
  • сектор гарантий.

Каждый из названных секторов служит для определения реальных цен на объекты, обращающиеся на рынке. В связи с наличием у инвесторов свободных ресурсов возникает их предложение в секторе инвестиционных ресурсов. Предприятия предлагают в обмен инвестиционные ресурсы свои доли и обязательства.

Это порождает образование сектора долей и обязательств, при этом как правило, возникают различные виды рисков, поэтому для их минимизации возникает сектор гарантий.
Таким образом, инвестиционный рынок это некая абстрактная площадка, на которой происходит переток объектов рынка между субъектами. Такой переток, как правило, представляет собой замкнутый процесс, который по сути является кругооборотом инвестиций.



















2. Составляющие инвестиционного рынка
Кругооборот инвестиций Инвестиционный рынок может быть представлен в виде модели кругооборота инвестиций и объектов инвестирования ( 3). Данная система основана на свободном движении инвестиционных ценностей и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и денег), связывающем путем обмена инвесторов и потребителей инвестиций, а также регион в качестве субъекта рынка, предлагающего гарантии, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств и сектор гарантий. На 3 показана схема такого движения.

Под инвесторами при этом понимается лицо предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).
Сектор инвестиционных ресурсов часть инвестиционного рынка, на которой инвесторы и потребители инвестиций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инвестиционных ресурсов, получают информацию об объемах ценах инвестиционных ресурсов, а также непосредственно сами инвестиции.






















3. Схема движения инвестиционных ценностей и
инвестиционных ресурсов
В качестве компенсационного выступают сектор долей и обязательств, а также сектор гарантий. В этой связи, сектор долей и обязательств часть рынка на которой, посредством спроса и предложения устанавливаются цены на доли обязательства, которая обеспечивает получение информации об объемах и ценах долей и обязательств, а также на которой происходит переход долей и обязательств от потребителей инвестиций к инвестором.
В свою очередь, сектор гарантий часть инвестиционного рынка, которая позволяет определить цену и объемы необходимых гарантий на инвестиционные ресурсы, доли и обязательства.
Суммарная стоимость предложенных инвестиционных ресурсов в регионе может рассматриваться как инвестиционный потенциал региона, а суммарная потребность в инвестиционных ресурсах, то есть суммарная стоимость долей и обязательств, предлагаемых к реализации может рассматриваться как инвестиционные потребности региона.
В этом случае установление баланса потенциала и потребностей есть одна из основных задач правительства региона в регулировании регионального инвестиционного рынка. На наш взгляд, существование рынка инвестиций, и ход кругооборота инвестиций невозможны без наличия инвестиционной среды.
Политические и экономические предпосылки создания финансового рынка в регионе Сущность противостояния Популярной темой в СМИ в нынешнем году стало обсуждение более активной, если не сказать агрессивной позиции региональных властей в отношении столичных банков.
Скандальным и весьма показательным стал пример Курской области. Местный губернатор своим распоряжением создал новый банк с одиозной аббревиатурой КГБ (Курский губернский банк), в котором около 50% уставного фонда принадлежит областной администрации. Главный смысл его создания в предотвращении утечки местных налогов за пределы области. Крупнейшие курские предприятия аккумуляторный завод, завод тракторных запчастей, химкомбинат Волокно до последнего времени держали свои счета в филиалах СБС-Агро, Мосбизнесбанка и ТОКОбанка. Но филиалы, не будучи юридическими лицами, лишь принимали деньги от предприятий, а все операции по этим средствам производились в столице.



В результате из этих денег в областной бюджет не попадало ничего, а администрация собирала с предприятий лишь 38% причитающихся ей налогов. Если КГБ сосредоточит на своих счетах основные областные налоги, столичные банки потеряют в совокупности около 30 млрд. руб. в год. Пример оказался заразительным и образцы учредительных документов КГБ уже запросили из Алтайского края и ряда других российских регионов.
Другой пример из того же курского опыта не менее примечателен. В октябре 1997 г. в Курске состоялось собрание акционеров банков АБ Воронеж, Курскпромбанка и Роспищинвест, принявшее решение об объединении в Межрегионпромбанк. При этом местные банки пожелали иметь центральный офис нового банка не в губернской столице, а в Москве, полагая, что такое решение поможет успешней решать задачу аккумулирования активов региональных кредитных учреждений перед лицом столичного банковского прессинга и диверсификации деятельности в сторону сельского хозяйства.
Однако событием наиболее значительным по своему масштабу стало объединение крупных банков Санкт-Петербурга. Северная столица, давно испытывающая что-то вроде комплекса неполноценности перед московскими банками, с самого начала этого проекта объявила, что создание Банкирского дома означает качественно новый уровень конкуренции между петербургскими и московскими банками. Речь не только о противостоянии двух столиц.

Знакомство с деталями сюжета показывает, что игра на местных чувствах вполне используется противоборствующими московскими банками к собственной выгоде.
Городские московские власти, чувствующие себя в последнее время сильно обиженными федеральным центром, одни из первых побеспокоились о привлечении коммерческих банков в собственный московский инвестиционный консорциум. Цель последнего создать достаточно автономный механизм финансирования амбициозной инвестиционной программы как самого города, так, отчасти, и области. Столичные власти пригласили банки составить своеобразный финансовый пул, в который город войдет землей и ресурсами.

При этом с пресловутыми столичными банками отношения у города тоже отнюдь не простые. Принципиальное отношение к ним можно почувствовать в реакции Ю.Лужкова на призыв президента Ассоциации российских банков Сергея Егорова в первую очередь пользоваться кредитами российских банков . Мэр сказал, что такие предпочтения будут только в том случае, если отечественные кредиты будут дешевле западных. Отсюда также становится понятной устойчивость слухов о создании нового чисто московского супербанка при таком подходе он должен будет выполнять роль основной структуры принимающей инвестиции, а также контролирующей инвестиционную работу в городе.
Почему именно сейчас этот процесс набрал высокие обороты? Каковы у него перспективы на ближайшие годы? Отчего так случилось, что из области противоборства рыночной и нерыночной идеологии споры упорно концентрируются на теме новых механизмов связи центра и регионов?

Как относиться к тому факту, что финансовая политика основных участников рынка с 1997 г. открыто строится на тезисе о том, что сегодня занимать деньги выгодней у зарубежных партнеров, чем в собственной стране? Чтобы разобраться в сложном комплексе проблем важно найти структурообразующие принципы этой непростой ситуации.
Ответить на перечисленные вопросы коротко сложно. Политологи такую ситуацию считают естественным следствием понижения уровня ответственности в системе принятия решений, характерного для периода общего снижения управляемости в обществе. Экономически ответ в первом приближении мог бы звучать так: центр утратил источники доходов, в связи с чем стала невозможной прежняя логика взаимодействия с субфедеральным уровнем на принципах массированных бюджетных субсидий и прямого кредитования. Доходы субъектов РФ уже не могут на 90% формироваться за счет отчислений от федеральных налогов, как это было еще несколько лет тому назад.

Собственная налоговая база субфедерального уровня находится в состоянии стагнации, наряду с общим депрессивным положением в экономике, испытывая также возросшее давление на бюджет от принятой на баланс социалки . Раздача государственных денег завершилась исчерпанием казны, и ходокам больше нечего делать у парадного подъезда. По оценке бывшего председателя бюджетного комитета Госдумы М.Задорнова, сегодня от 20 до 35% расходов бюджета идет на обслуживание внешнего и внутреннего долгов, которые к тому же стремительно растут. По международным нормам дефицит бюджета полтора года сохраняется на уровне 8% от ВВП, а при таком дефиците не может быть экономического роста, поскольку государство изымает из экономики все возможные ресурсы на финансирование своих текущих расходов.



Содержание  Назад  Вперед