О масштабах муниципального менеджмента в истории России можно судить по тому, что он осуществлялся более чем в тысяче городов, почти в двух тысячах районов, более чем в двух тысячах поселков городского типа, на территории свыше 24 тысяч волостей. Различия между ними были весьма существенными. В стране есть города и районы как находящиеся на стадии становления, так и достигшие передовых рубежей в НТП и являющиеся своего рода «локомотивами прогресса».
Практический механизм муниципального менеджмента включает институциональные и организационные структуры, методы установления правовых и административных норм, разработку, принятие и осуществление управленческих решений, этносоциальных и других императивов, других реальных регуляторов жизнедеятельности населения городов и районов. Организация этой деятельности довольно сложна и включает механизмы политического, социального, административного и экономического менеджмента.
Муниципальный менеджмент реализует следующие функции;
В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно.
Первоначальное обобщение имеющихся разработок сводятся к следующему.
Во-первых, муниципальный менеджмент существует реально как область специфического управления, научное направление и все более проявляется как относительно самостоятельная учебная дисциплина.
Во-вторых, эта практика имеет ряд аспектов экономический, организационный, социальный, общественно-политический и др., а учебная и научная сферы могут быть охарактеризованы как междисциплинарные.
В-третьих, становление муниципального менеджмента обусловлено разделением труда в управлении, которое становится все более динамичным. Поэтому в структуре муниципального менеджмента в качестве относительно самостоятельных направлений исследования можно выделить менеджмент инвестиционный, кадровый, финансовый, политический и т.п.
В-четвертых, категории «муниципальный менеджмент» и «местное самоуправление» выражают разные по сути явления и процессы.
Местное самоуправление раскрывается как социальный институт, призванный реализовывать интересы населения городов и районов. Федеральным законодательством установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, его исторических и иных традиций местного населения.
Как видно, предмет изучения здесь изложен весьма широко, его познание в рамках существующих научных дисциплин является проблематичным. По-видимому, местное самоуправление это не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы существующих наук об организации общества.
Как предмет науки муниципальный менеджмент понимается нами в основном как процесс включения населения во власть, поэтому его содержание теснее всего связано со способами, приемами осуществления функций местной самоорганизации жителей городов и районов России.
Методологическую основу научной разработки муниципального менеджмента составляют:
1) общенаучные знания история, философия, теория познания, науковедение;
2) теория общего и специального менеджмента, в том числе концепции гуманизации и экологизации управления, теория циклов, роста, развития, кризисов, устойчивого развития;
3) специальные теории территориальной социально-экономической организации, в том числе экономико-географические школы, концепции урбанизации и деурбанизации, территориального комплексирования, социальные теории адаптации населения и т.д. Эти научные дисциплины взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга. Дифференциация их, равно как и объединение, проявляется в полной мере, широкие перспективы открываются на основе междисциплинарных исследований.
Первоочередными научными задачами являются:
обоснование путей преодоления кризиса в муниципальных структурах России и механизмов устойчивого социально-экономического развития;
исследование методов повышения эффективности муниципального менеджмента;
изучение становления новой культуры управления и самоуправления в городах и районах страны;
раскрытие процессов адаптации отечественной практики муниципального менеджмента к процессам государственного и регионального управления.
Обогащение собственных основ регулирования социально-экономических процессов научными выводами и положениями, передовым опытом приведут к возникновению качественно новой отечественной культуры муниципального менеджмента.
8.4. Муниципальный менеджмент как учебная дисциплина
Предметную область муниципального менеджмента составляют научные знания главным образом о:
функциях, принципах, структурах, предпосылках, закономерностях и тенденциях самоорганизации населения, ee территориальных формах в государственных системах разного типа;
территориальной хозяйственной организации Российской Федерации, регионов, городов и районов и перспектива ее оптимизации;
ресурсах местного развития, стратегиях их наращивания способах наиболее эффективного использования;
технологиях прогнозирования и программирования, устойчивого и безопасного развития городов, районов и их систем;