d9e5a92d

Общие требования к финансовой отчетности корпорации


Она необходима всем, имеющим или предполагающим иметь интересы в данной группе предприятий: инвесторам, кредиторам, поставщикам, заказчикам, персоналу предприятий, банкам, правительственным и местным органам управления. Общие требования к финансовой отчетности корпорации Для удобства анализа финансовой отчетности различных фирм был разработан и составлен так называемый "свод обычаев", который известен как Общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles GAAP). Другой целью GAAP является структуризация финансовой отчетности, которая позволяла бы сравнивать документацию различных фирм.
Адаптировав требования GAAP для отечественных корпораций, можно сформулировать требования, определяющие:
1. Периодичность отчетности (Accounting Periods) финансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени. Корпорация может выбрать время, когда будет завершаться ее финансовый период (минимум ежегодный отчет).
2. Полноту охвата (Matching) в свои финансовые документы корпорация должна включать все расходы, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности.
3. Консерватизм (Conservatism) в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, корпорация должна сообщать в отчете наименьшую цифру. При этом корпорация должна стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования. Умышленное искажение информации запрещено.
4. Ясность (Understandability) информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса.
5. Существенность (Relevance) отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей.
6. Надежность (Reliability) предоставляемая информация должна быть полной и достоверной.
7. Преемственность (Consistency) корпорация должна стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, так чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных за различные периоды времени.
Приведенный список включает не все требования GAAP, а только те, которые, прежде всего, относятся к внешней отчетности. Любая корпорация в своей финансовой отчетности должна показать:

  • финансовое состояние на конец периода (the Financial Position at Periods End);
  • потоки денежных средств за период (the Cash Flows for the Period);
  • доходы за период (the Earnings for the Period);
  • полный доход за период (the Comperehensive Income for the Period);
  • вклады собственников и выплаты собственникам за период (the Investments by and Distributions to Owners for the Period).

Консолидированная отчетность корпорации Исходя из вышеперечисленных требований, можно сформулировать перечень отчетных документов, составление которых необходимо для функционирования корпорации:

  • баланс документ, отражающий структуру имущества корпорации (структуру активов), распределенного по степени ликвидности, и структуру источников для приобретения активов (структуру пассивов), распределенных по срокам погашения;
  • отчет о доходах и расходах корпорации документ, иллюстрирующий структуру доходов и структуру расходов (затрат) корпорации;
  • сводная ведомость по платежам документ, распределяющий дебиторов и кредиторов в две группы: по срокам платежей (нам должны, мы должны), по суммам платежей (такому-то столько-то, от такого-то  столько-то).

Таким образом, корпорация, имея достаточную свободу в формировании списка статей отчетности, представляет в фискальные органы стандартизированный набор документов финансовой отчетности. Для проведения анализа могут понадобиться дополнительные данные, которые запрашиваются в индивидуальном порядке у каждой корпорации. Также при составлении консолидированной отчетности за основу можно принять рекомендуемые ЕС формы финансовой отчетности.
Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия: "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.


В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:
1. При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.
В Порядке предусмотрено включение в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц следующих форм:

  • бухгалтерский баланс форма №1;
  • отчет о прибылях и убытках форма №2;
  • отчет о движении капитала форма №3;
  • отчет о движении денежных средств форма №4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу форма №5;
  • специализированные формы.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности могут включать пояснительную записку.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).
Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий. Сами правила суммирования показателей, формируемых различными способами в зависимости от применяемой организациями и унитарными предприятиями учетной политики, имеющих положительные и отрицательные результаты, устанавливаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Сводную годовую бухгалтерскую отчетность рекомендуется составлять по следующим видам деятельности:

  • основная деятельность организаций промышленности;
  • основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных, изыскательских организаций;
  • основная деятельность геологических организаций и топографо-геодезических организаций (экспедиций);
  • основная деятельность научных организаций;
  • основная деятельность организаций по материально-техническому снабжению и сбыту;
  • основная деятельность организаций торговли и общественного питания;
  • основная деятельность организаций по производству сельскохозяйственной продукции;
  • основная деятельность организаций транспорта;
  • основная деятельность организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
  • основная деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  • основная деятельность внешнеэкономических организаций. Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.

2. При составлении отчетности внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.
3. При наличии у организации дочерних и зависимых обществ.
В остальных случаях по группе взаимосвязанных предприятий следует составлять консолидированную отчетность.
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
Сводная бухгалтерская отчетность широко применялась в административно-плановой экономике.
Применение метода свода отчетности основывалось на единой государственной собственности на средства производства и отраслевой вертикальной подчиненности предприятий.
Сводная отчетность включала:

  • текущую статистическую отчетность, свод которой осуществлялся органами государственной статистики;
  • периодическую бухгалтерскую отчетность;
  • годовую бухгалтерскую отчетность, свод которой осуществлялся в порядке внутриведомственного подчинения.

Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий): фабрично-заводским и отраслевым.
Согласно фабрично-заводскому методу отчеты всесоюзных (республиканских) промышленных объединений составлялись путем арифметической сводки отчетов производственных объединений и предприятий; отчеты министерств путем арифметической сводки отчетов средних звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.



Содержание раздела