d9e5a92d

Отраслевой метод


Отраслевой метод применялся в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.
Большую часть показателей сводной отчетности показатели продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др. получали простым суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности получали, исчисляя средние и относительные величины как по сводным данным, так и по данным отчетов предприятий (т.е. для получения сводных данных могли использоваться показатели, отсутствующие в сводном отчете).
Назначение сводного отчета заключалось в предоставлении органам управления возможности проконтролировать выполнение плана подчиненными предприятиями, что удовлетворяло потребности системы командно-административного вертикального управления экономикой и централизованного планового распределения ресурсов. Предприятия, подчиненные отраслевым министерствам, на которые возлагались функции распределения ресурсов внутри отрасли и контроля за их движением и использованием, представляли отчетность в министерство. Соответственно, бухгалтерский учет имел тогда ярко выраженную контрольную функцию: основной задачей был контроль соблюдения государственных плановых заданий.
Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и организаций составляли сводную отчетность, основной целью которой была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также предоставление исходных данных для составления и корректировки планов на последующие периоды.
Составление сводной отчетности предусматривало наличие определенной управленческой вертикали. Отчет составлялся нижними звеньями предприятиями и организациями, передавался в средние звенья объединения, тресты и др., а уже затем в высшие звенья отраслевые министерства.
Сводные отчеты использовались следующим образом. По каждому сводному звену определялись итоги хозяйственной и финансовой деятельности, выполнения плана, динамика развития по объемным и качественным показателям. Пользуясь сводными отчетами министерств и ведомств по отраслям промышленности, статистические органы проверяли и обобщали данные в абсолютных и относительных величинах, формировали необходимые группировки.

Эти данные публиковались в печати. Совет Министров СССР и Верховный Совет народных депутатов рассматривали итоги финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств, организаций и принимали соответствующие решения по разногласиям, возникшим между ними и финансово-кредитной системой.
Учитывая все сказанное выше, можно сформулировать основные особенности составления сводных отчетов:

  • сводные отчеты составлялись по отраслевому признаку;
  • отражали показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;
  • включали в себя большое число статистических показателей;
  • являлись материалом для формирования отраслевых и народнохозяйственных (государственных) планов экономического развития;
  • основными методами составления отчетов являлись статистические методы сводки и группировки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности); значительное количество данных (все, кроме относительных величин) суммировалось по однородным видам средств и хозяйственных процессов (статьи баланса, продукция, фонды заработной платы, прибыли и убытки и др.).

Вместе с тем термин "сводная" используется в российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более уместным употреблять термин "консолидированная". Так, в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, опубликованных в качестве приложения к приказу Минфина России от 30 декабря 1996 г. №112, сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам как преобладающее (участвующее) общество.


Текущий учет компаний группы должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в группе для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.
Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению тот факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт.

В консолидированной отчетности, в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем группы, так как каждая компания группы является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.
Информационное обеспечение финансовой системы корпорации Как и всякое другое управление, управление финансами предприятия требует огромной подготовительной работы, целью которой является получение и анализ всей существующей информации о предмете, а результатом достоверное знание о нем. Поэтому бухгалтерская, финансовая информация является отправным пунктом любого управленческого анализа. И от того, как построена система бухгалтерского учета, какова система финансов отчетности предприятия, насколько продуманно составлен набор документов, обязательных для предоставления в налоговые органы, зависит успешное функционирование всей государственной производственной и финансовой системы.
Финансовый и управленческий учет. Правила регулирования В зарубежной практике принято подразделять учет на финансовый и управленческий. Четкой границы между этими частями нет. Однако можно выделить основные критерии деления информации на финансовую и управленческую.
Финансовый учет связан с результатами деятельности предприятия, и основными пользователями финансовой информации в форме финансовой отчетности являются внешние пользователи (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщик и клиенты, работники предприятия, профсоюзы, налоговые и законодательные органы, аудиторские фирмы, биржи, пресса и т.д.). Именно финансовый учет регулируется законодательно в той или иной степени, и для него разработана система требований и принципов.
Управленческий учет является элементом внутрифирменного управления и обобщает всю существующую финансово-хозяйственную информацию о предприятии. Эта информация доступна только внутренним пользователям менеджерам предприятий. Можно отметить, что ключевым разделом управленческого учета является финансовый учет.
В России традиционно не существовало деления на финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет понимался как единое целое и являлся информационной базой для анализа хозяйственной деятельности, для составления отчетности и принятия управленческих решений. Если попытаться провести сравнение отечественной системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а другую бухгалтерскую информацию к финансовому.
Постановка и ведение финансового учета на Западе относится к компетенции самого предприятия. Советская же система бухгалтерского учета, служившая средством проверки выполнения государственных планов, традиционно была чересчур регламентирована. В российском новом Плане счетов и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности впервые предприятиям была предоставлена возможность использовать различные варианты учета (например, отнесения сч. 26 либо на сч. 20, либо на сч.

46). А первый учетный стандарт в России Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, вступивший в силу с 1 января 1995 г., уже более четко определяет, что учетная политика как совокупность способов ведения учета является внутренним делом каждого предприятия.
То есть, в настоящее время и на Западе, и в России общепринятые нормы и правила, регулирующие бухгалтерский учет и финансовую отчетность лишь определяют рамки, в пределах которых компании предоставляется определенная свобода выбора.
Необходимость же регулирования обусловлена потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений разными группами пользователей. Для этой цели и разрабатываются в различных странах так называемые стандарты учета. Например, в США это Общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles GAAP), в Великобритании Положение о стандартах ведения учета (Statements of Standard Accounting Practice SSAP).



Содержание раздела