d9e5a92d

Главные цели приватизации


В целях дальнейшего улучшения качества приватизации и управления государственным имуществом, Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом подготовлены проекты Закона Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)" и Государственной программы приватизации и управления государственным (республиканским и коммунальным) имуществом Республики Татарстан на период до 2000 г. Законопроекты приняты в первом чтении Государственным Советом Республики Татарстан.
В проекте Государственной программы приватизации на основе опыта проведённой приватизации сформулированы цели и принципиальные подходы к денежной приватизации на период до 2000 г.
Главные цели приватизации на рассматриваемом этапе:
1. Активное содействие образованию стратегических собственников как основы инвестирования в экономику Республики Татарстан. Продажа крупных, даже контрольных пакетов акций или в целом предприятий группам лиц или индивидуальным хозяевам с условием достижения поставленных результатов.
2. Привлечение капиталов в Республику как со стороны банков, финансово-промышленных групп и отдельных лиц Республики Татарстан, Российской Федерации и стран СНГ, так и зарубежных государств.
3. Активная постприватизационная поддержка предприятий, особенно потенциально конкурентоспособных производителей продукции.
4. Получение дополнительных средств путем выхода на мировой рынок ценных бумаг акциями наиболее престижных предприятий Республики (АО "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Казаньоргсинтез" и других).
5. Сокращение расходов бюджета путем приватизации предприятий, дотируемых государством. Вовлечение в процесс приватизации новых объектов и предприятий, ранее не подлежавших приватизации или не участвовавших в ней.
6. Осуществление передачи многоквартирных жилых домов в собственность граждан, приватизировавших занимаемые жилые помещения, объединённых в товарищества собственников жилья (кондоминиумы), с целью сокращения издержек на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и дотаций жилищно-коммунальному хозяйству.
Основные принципы приватизации на период до 2000 г.:
1. Применяемые способы приватизации:

  • выкуп государственного и коммунального имущества трудовыми коллективами;
  • продажа имущества (акций открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации) на аукционе;
  • продажа имущества (акций открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации) по конкурсу (инвестиционному, коммерческому), в том числе с ограничением состава его участников;
  • выкуп арендованного имущества;
  • использование соучредительства, в том числе конкурсов на соучредительство;
  • аренда имущества предприятий, не подлежащих приватизации;
  • продажа права аренды имущества;
  • выработка индивидуальных схем приватизации крупных предприятий.

2. Осуществление продажи земельных участков, на которых расположены приватизированные (приватизируемые) предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности.
3. Преобразование ряда конкурентоспособных и перспективных государственных предприятий в акционерные общества открытого типа с закреплением всего пакета акций за государством и дальнейшая реализация (продажа) акций через инвестиционные конкурсы, аукционы и другие способы.
Банковская система Республики Татарстан Банковская система РТ включает в себя Национальный банк с его расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), коммерческие банки (в том числе уполномоченные банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание и финансирование по программам правительства РТ), а также филиалы коммерческих банков других регионов, действующие на территории Республики Татарстан.
Национальный банк РТ возглавляет банковскую систему республики и регулирует деятельность коммерческих банков на ее территории. В соответствии с Соглашением о полномочиях РФ и РТ в области банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики, подписанным в начале 1994 г., Национальный банк РТ является составной частью Центрального банка РФ, а банковская система республики, действуя в едином рублевом пространстве, обладает определенной самостоятельностью.


В Республике Татарстан зарегистрирован 41 коммерческий банк, а также 68 филиалов коммерческих банков, в том числе 14 филиалов за пределами республики. Кроме того, на территории Республики Татарстан действуют 53 отделения банка "Татарстан" Сберегательного банка Российской Федерации, 49 отделений Татарского регионального филиала Агропромбанка РФ, а также 6 филиалов иногородних банков. По числу коммерческих банков Казань занимает одно из ведущих мест среди крупных городов России.

Плотность банковской сети в республике составила 1,1 коммерческих банка на 100 тыс. чел. населения республики.
Распределение банковской сети по территории республики: 26 банков расположено в Казани, 9 в Набережных Челнах, по 2 в Альметьевске и Нижнекамске, по 1 в Мамадыше и Менделеевске. Кроме двух банковских центров Казани и Набережных Челнов, остальные города и районы имеют слабую банковскую сеть, не обеспечивающую удовлетворительный уровень и качество банковского обслуживания предприятий и граждан и не создающую предпосылок для конкуренции в банковской сфере.
Совокупный оплаченный уставный фонд всех коммерческих банков РТ на 01.10.1995г. составил 184,1 млрд. руб. Уставные фонды банков формируются за счет средств юридических и физических лиц. При этом доля юридических лиц в уставных фондах значительно выше доли физических лиц.
С точки зрения характера финансовых потоков и типа развития банковской системы Республика Татарстан относится к группе относительно замкнутых регионов, для которых характерно примерное соответствие между уровнем банковских активов и финансовых потоков. В то же время движение значительной части валютных средств, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций, обслуживается крупными банками других регионов (финансовых центров). Банки республики ориентированы преимущественно на местные финансовые ресурсы и не осуществляют серьезной экспансии в другие регионы.

Ряд крупных банков имеют филиалы в Москве, используя их для осуществления платежей, валютных операций и привлечения межбанковских кредитов.
В республике действуют 22 акционерных банка, в том числе 5 банков в форме акционерных обществ открытого типа. нестабильная экономическая ситуация привела к тому, что акционерные банки при наращивании уставного капитала стали больше ориентироваться на свои внутренние резервы. В источниках формирования уставного капитала банков, завершивших в 1996 г. выпуски своих акций, основную долю занимает капитализация собственных средств банков 50%.
В целях привлечения дополнительных кредитных ресурсов коммерческие банки осуществляют выпуск долговых обязательств, таких как облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя.
В целях оказания помощи клиентам в преодолении платежного кризиса и содействия в ускорении расчетов между предприятиями других регионов коммерческие банки республики активно налаживают корреспондентские отношения путем открытия своих счетов в других банках и проведения через них иногородних платежей между соответствующими предприятиями. Корреспондентские отношения, в основном, установлены с банками промышленно-финансовых центров России Москвы и Санкт-Петербурга, а также Волжско-Уральского региона города: Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Екатеринбург.
На 1 января 1998 г. в республике работало 29 коммерческих банков и 51 их филиал, а также 103 филиала, головные банки которых расположены за пределами республики, в том числе 47 Сбербанка РФ, 49 Агропромбанка и по одному филиалу Межкомбанка (Москва), Инкотрансбанка (Нижний Новгород), Инкомбанка (Москва), Самарагробанка (Самара), Башпромбанка (Уфа), банка "Российский Кредит" (Москва) и банка "СБС-АГРО" (Москва) всего 183 кредитные организации.
В 1997 г. отозваны лицензии на совершение банковских операций у 5 коммерческих банков ("Казбизнесбанк", "Континент", "ТП Кредит", "Татинфрабанк", "Татпромстройбанк").
Свои уставные капиталы в течение истекшего года увеличили 13 банков. В результате общая сумма уставных капиталов, зарегистрированных в уставах коммерческих банков, увеличилась, по сравнению с 1 января 1997 г., на 670 млрд. руб. и составила на 1 января 1998 г. 1 024 млрд. руб.
По состоянию на 1 января 1998 г. у 6 банков из 29 действующих объявленные уставные капиталы были в размере свыше 20 млрд. руб., причем у 3 банков в размере от 30 до 100 млрд. руб.: "Казанский" (35 млрд. руб.), "Татфондбанк" (40 млрд. руб.), "Интехбанк" (52 млрд. руб.), а у 3 банков он составил 100 и более млрд. руб.: "Девон-Кредит" (100 млрд. руб.), "Заречье" (108,5 млрд. руб.), "Ак барс" (537,6 млрд. руб.).
По результатам работы коммерческих банков республики за 1997 г. балансовая прибыль действующих банков составила 510 млрд. руб., 4 банка допустили убытки в размере 25 млрд. руб. По ликвидируемым банкам убытки составили 169 млрд.



Содержание раздела