Биржевой учётный центр собирает данные по каждой заключённой на бирже сделке. Участники палаты подтверждают факт заключения сделки, в течение биржевого дня данное о ней передаются по компьютерной системе связи в расчётную палату.
В конце каждого биржевого дня сведения о курсах окончательных расчётов по фьючерсным (биржевой договор купли – продажи) сделкам по каждому контракту и по каждому рынку.
Вечером и ночью все сделки переоцениваются в расчётной палате по окончательным курсам, для каждого участника рассчитываются потенциальные доходы или убытки. На следующее утро расчётная палата требует с участника покрытия всех убытков.
Если участник торгов заключает сделки на нескольких биржах, для него более выгодно, когда их клиринг (это совокупность расчётных операций по сделке) в родной расчётной палате.
Каждая расчётная палата даёт гарантии выполнения контрактов, которыми торгуют на обслуживаемой ею бирже. Все сделки участника по взаимозаменяемым контрактам сосредотачиваются в одной расчётной палате.
Первым этапом сделки является заключение договора. Самым типичным договором сделки с ценными бумагами является договор по купле – продаже. Он может заключаться между инвесторами – лицами, которые владеют этими бумагами и не принадлежат к кругу профессионалов рынка ценных бумаг. В сделках купли – продажи брокеры могут выступать либо в качестве комиссионеров на основании договора комиссии, либо в качестве проверенных на основании договора поручения. На современном рынке подавляющее большинство сделок между «конечными» инвесторами опосредуются брокерами (комиссионеров). Одна из отличительных особенностей договора комиссии заключается в том, что брокер действует по поручению, за счёт, но не от имени своего клиента. Комиссионер в исполнении договора комиссии, заключённого с комитетом, совершает сделку купли – продажи от собственного имени. Самой известной организационной формой, способствующей установлению постоянных и единообразных правил заключения сделок купли – продажи, является фондовая биржа.
После того, как сделка успешно прошла (или миновала) этап сверки, наступает очередь этапа определяемого как клиринг.
Клиринг – это то, что предшествует денежным платежам и поставкам фондовых ценностей. Этап клиринга включает в себя:
анализ итоговых сверочных документов;
вычисление денежных сумм и количества ценных бумаг;
оформление расчётных документов.
Анализ итоговых сверочных документов – это проверка их на подлинность и правильность оформления. Клиринг начинается с поверки ключей шифрования и защиты принимаемой информации.
Второй процедурой клиринга является вычисление денежных сумм. Помимо суммы платежа непосредственно за купленную ценную бумагу уплате также может подлежать налог по операции с ценными бумагами, биржевые и прочие сборы. Покупатель приобретает право по отношению к продавцу требовать поставки причитающегося количества ценных бумаг и одновременно становится обязанным уплатить соответствующую денежную сумму.
Продавец становится обязанным поставить ценные бумаги и приобретает право требовать причитающуюся ему денежную сумму. Их обязательства будут исполнены и требования удовлетворены только на последнем этапе сделки. Резкое усложнение процедуры клиринга происходит, когда применяется взаимозачёт. Его цель – снизить количество платежей и поставок ценных бумаг по сделкам, хотя это усложняет процедуру клиринга. Для каждого участника клиринга производится калькуляция его собственных чистых требований или чистых обязательств по всем включаемым в расчёт сделкам за установленный период. При этом из всех требований данного участника вычитаются его обязательства, и таким образом определяется чистое сальдо. Полученное сальдо именуют позицией. Позиция «закрыта», если сальдо равно нулю, и «открыто», если сальдо не равно нулю. Если сальдо положительное, т.е. объём требований данного участника превышает его обязательства, значит у него открыта «длинная позиция». Если сальдо отрицательное, т.е. участник клиринга должен больше, чем должны ему, то участника «короткая позиция». Следующая операция клиринга – это оформление расчётных документов. Они направляются на исполнение в денежную расчётную систему, и систему, обеспечивающую поставку ценных бумаг.Особое внимание уделим порядку заключения биржевых сделок путем электронного обмена данными. В украинской договорной практике можно установить наличие абсолютно тех же проблем, что и в странах со значительно более развитым применением электронного обмена данными, а именно:
а) неопределенность юридической силы положений договора, предусматривающих достаточно неформализованную процедуру электронного заключения сделок, в случае судебного разбирательства;
б) отсутствие четких указаний (или ограничений) закона относительно того, какие документы могут (или не могут) быть использованы в коммерческом обороте в виде электронного сообщения, и требований к структуре и форме такого сообщения;
в) неопределенность позиции законодателя. Неясно, какие именно средства защиты информации от несанкционированного доступа получили правовое признание -только лишь электронная цифровая подпись или вся совокупность аналогов собственноручной подписи, используемых при электронном обмене данными, как-то: шифры, коды, пароли и т. д.;
г) отсутствие прямой обязанности посредников - поставщиков услуг по организации электронной связи, в частности торговых систем, - хранить, предоставлять по запросу сторон или официальных органов, а также подтверждать подлинность созданных и переданных с их помощью электронных документов. Учитывая названные проблемы, представляются недостаточно юридически гарантированными сделки на финансовом и фондовом рынках, совершенные при помощи частных электронных систем, в том числе принадлежащих компаниям, не являющимся юридическими лицами по украинскому законодательству. Документ, содержащий необходимые условия сделки и подтверждающий факт заключения сделки в указанных системах, имеет весьма нетрадиционную для практики украинских судов форму: составлен на английском языке, включает как общепринятые в системах сокращения, так и неофициальный диалог ("базу") между дилерами В качестве аналогов собственноручных подписей сторон служат коды пользователей системы и код дилера.
Помимо обозначенных, существует еще одна проблема электронных сделок: в подзаконных актах сохраняются в настоящее время и прямые требования, предписывающие использование традиционных бумажных документов, целесообразность которых объясняется только тем, что бумажный документ может быть прочитан и невооруженным глазом, а сообщения, передаваемые при помощи электронной связи. - лишь после распечатки. Соответственно в отечественном законодательстве следует более обстоятельно отражать электронный обмен данными с точки зрения оптимального соотношения норм административного и частного права и разработать все необходимые критерии соблюдения обязательной письменной формы при использовании электронных документов. Данная задача потребует создания новых правил на уровне как закона, так и отраслевых актов Поэтому следует предусмотреть возможность использования электронных средств при заключении биржевых сделок, если участниками представлены письменные подтверждения их намерений на совершение конкретной сделки.