d9e5a92d

Экономические связи России со странами дальнего зарубежья


Кроме того, предусматривается формирование совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов сторон для финансирования общих программ и содержания совместных органов. Новым в договоре является то, что с 1997 г. начнет осуществляться единая структурная политика в промышленности, которая позволит обеспечить взаимное дополнение экономик двух стран. Предполагается завершить работу по адаптации денежных систем. За последний период отмечаются положительные сдвиги в отношениях со странами СНГ в области научно-технического сотрудничества. Подписаны соглашения с Украиной, Молдавией, Узбекистаном, Туркменией, Азербайджаном. Создан межгосударственный научно-технический совет.

Однако результаты этой деятельности незначительны, так как наука в странах СНГ в настоящее время находится в еще более тяжелом положении, чем в России.
В концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост", утвержденной на заседании Правительства 13 декабря 1996 г., значительное внимание уделено вопросу сотрудничества России со странами СНГ. В ней приоритетная роль отводится развитию внешнеэкономических связей со странами СНГ. Намечается рост удельного веса стран СНГ во внешнеторговом обороте России, что предполагает активные действия как в направлениях, предусмотренных в Договоре о создании экономического союза, так и по линии углубления двухсторонних связей с каждой из стран Содружества.

При этом будут учитываться возможности демократических преобразований и продвижения по пути экономической интеграции стран СНГ и курс их экономической политики по отношению к России.
Первоочередная роль отводится реализации договоренностей о начале интеграционных процессов с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Для этого необходимо решение следующих основных задач:

  • углубления взаимодействия в производственной и инвестиционных сферах;
  • формирования общего научно-технологического пространства, объединения научных и образовательных потенциалов государств содружества с целью проведения совместных исследовательских программ и программ подготовки специалистов для хозяйственного комплекса;
  • последовательного формирования таможенного союза государств - участников СНГ;
  • создания эффективной системы платежно-расчетных отношений, а в перспективе и валютного союза;
  • последовательного сближения хозяйственных механизмов путем скоординированного проведения реформенных преобразований и унификации хозяйственного законодательства.

 
Экономические связи России со странами дальнего зарубежья
 
 
Положительные процессы, происходящие в последнее время во внешнеторговых отношениях с высокоразвитыми странами мира, позволяют сделать вывод о том, что одним из главных факторов высоких темпов роста товарооборота России со странами Европы, Северной Америки и Азии является создание благоприятного режима торгово-экономического сотрудничества с ними. Это обеспечивается активным формированием общей экономической и правовой среды, стимулировавшей взаимную деловую активность в этой области в условиях демонополизации внешней торговли.
 
Сотрудничество России с европейскими странами. Основное место во внешнеэкономических связях России традиционно занимают страны Европейского региона, доля которых во внешнеторговом обороте России превышает 50% (без учета стран СНГ).
Одним из крупнейших партнеров России выступает Германия. Между Россией и Германией существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи и политические отношения, отличающиеся стабильностью. На долю ФРГ приходится свыше 9% экспортной продукции России в страны дальнего зарубежья и около 20% импорта. Россией и Германией создано большое число совместных предприятий.

В Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории Германии более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России.
Германия - ведущий поставщик в России современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых для немецкой экономики.


Торгово-политические отношения Российской Федерации с Федеративной Республикой Германией в целом благоприятны. Отношение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное на Корфу, а также временное Соглашение с ЕС по торговле закрепляют действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливают обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Российской Федерацией.
Однако действующие в ФРГ в отношении России антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по экспорту стальных изделий и текстиля, нетарифные ограничения, строгие нормы и стандарты, в первую очередь по безопасности и экологичности по отношению к машино-техническим изделиям, выступают сдерживающим фактором в развитии внешнеэкономических связей. Несмотря на реорганизацию системы КОКОМ* в рамках ЕС установлен строгий контроль за вывозом товаров военного и двойного назначения.
* КОКОМ - комитет по координации политики в торговле между Востоком и Западом.
 
Доля России в Германском экспорте не превышает 2%, а в импорте составляет немногим более 2%. Товарооборот имеет тенденцию к росту за счет укрепления экспортных поставок. За последние годы отмечается положительное сальдо внешнеторгового товарооборота России с Германией.

Структура взаимною товарооборота на протяжении рада лет существенно не изменяется. В российском экспорте около 60% составляют топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, 30% составляют полуфабрикаты: цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения и продукция химической промышленности. Возрастают поставки в Германию готовых изделий, их доля за последние годы выросла с 8 до 11%. Машины и оборудование занимают незначительный удельный вес (около 3%), несмотря на некоторое увеличение их доли. Устойчивым спросом на рынке Германии продолжают пользоваться российские легковые автомобили, электротехнические изделия, станки, приборы, оптика, силовые установки.

Основным препятствием их экспорта остаются низкое качество, не соответствующее мировым стандартам, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна.
 
Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые изделия (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукции (более 60% от общего объема импорта - автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, АПК, товары электронной оргтехники). В значительном объеме закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы, продукция черной металлургии. Высокую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились за последнее время.
Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. Очевидно, что без поиска своего места, без новых товаров и высоких технологий России на германском рынке не обойтись.
В настоящее время на рынке ФРГ активно работают более 500 российских внешнеэкономических объединений и фирм, отдельных предприятий, акционерных обществ, а также совместных предприятий. Однако многие из них осуществляют операции по весьма широкому и нередко случайному ассортименту товаров, что способствует созданию среды для недобросовестной конкуренции отечественных участников внешнеэкономического сотрудничества на рынке ФРГ.
Состояние дел в отраслях обрабатывающей промышленности не позволит в ближайшие годы кардинально изменить номенклатуру предлагаемых на экспорт товаров и увеличить экспортный потенциал отечественной индустрии.
Приоритетами экспорта в Германию остаются товары топливно-сыръевой группы, потребности Германии в которых существенно возрастают в условиях динамичного подъема ее экономики. Наряду с энергоносителями имеются большие возможности увеличения поставок продуции черной и цветной металлургии, отдельных видов химической, легкой и деревообрабатывающей отраслей.
Важным направлением экономических связей с Германией становится инвестиционное сотрудничество. Объем германских инвестиций в российскую экономику оценивается в 240 млн немецких марок. Однако это в 10 раз меньше, чем в экономику Чехии и Венгрии. Инвестиционное сотрудничество с Германией имеет в значительной степени региональный характер.

Наиболее активно развивают экономические связи деловые партнеры Баварии, Северной Рейн-Вестфалии, Бранденбурга, Берлина. Субъекты Российской Федерации - Пермская, Тюменская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская области - подписали рамочные кредитно-торговые соглашения. Среди германских инвесторов выделяются "Дойче Банк", инвестирующий проект "Тюмень 1", "Даймлер Бенц" сотрудничает с Ульяновским автомобильным заводом, "Дойче Аэроспейс - МТУ" сотрудничает с НПО "Авиадвигатель", "Кредитаншталь фюр Видерауфбау" совместно с "Винтерсхалл" и АО "Газпром" участвуют в финансировании проекта модернизации нефтяных скважин в Западной Сибири.



Содержание раздела