d9e5a92d

Центральная Европа во внешней торговле России.


Российская Федерация придает большое значение расширению экономических связей с Соединенными Штатами, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров.
Коренным образом изменился в последние годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, что причины такого изменения связаны не только с политическими, но и экономическими факторами, так как рынок России является весьма емким и перспективным для американского бизнеса, активно его осваивающего.
Среди подписанных в 1990-е годы двухсторонних документов особое значение имеют Соглашение о торговых отношениях (вступило в силу в 1992 г.), а также подписанное президентами двух стран в сентябре 1994 г. совместное заявление "Партнерство для экономического прогресса", которое явилось первым российско-американским документом крупномасштабного характера, определяющим главные направления двухстороннего экономического сотрудничества и учитывающим реалии перехода России к рыночной экономике.
Улучшение условий и климата российско-американских торгово-экономических отношений не могло не сказаться на показателях товарооборота между двумя странами. В 1995 г. товарооборот между двумя странами возрос примерно на 1/4 по сравнению с предшествовавшим годом и достиг почти 7 млрд долл., а по сравнению с 1992 г. он вырос примерно в два раза. Особенно быстрыми темпами рос в этот период российский экспорт в США.

Основу экспорта в США по-прежнему составляют сырьевые товары (более 90% поставок). В импорте основное место принадлежит сельскохозяйственным товарам и продуктам их переработки, а также машинам и оборудованию.
Заметную роль в экономическом взаимодействии между обеими странами в последние годы начинает играть инвестиционное сотрудничество. Американские компании лидируют среди иностранных инвесторов по совокупному объему инвестиций в России, причем особенно заметно их присутствие в нефте- и газодобывающих отраслях российской экономики. Однако общий объем американских инвестиций, составляющий по разным оценкам от 2 до 4 млрд долл. все еще не соответствует потенциалу российского рынка.
Российская сторона заинтересована в том, чтобы инвестиционное сотрудничество было направлено в первую очередь на структурную перестройку экономики России и на поддержку наукоемких и ориентированных на экспорт производств, на модернизацию российских предприятий и освоение передовых технологий в наиболее важных отраслях. Поэтому важное значение придается развитию совместного предпринимательства. Примером служит совместное с фирмой "Дженерал Моторз" производство легковых автомобилей в Елабуге, фирма "Катерпиллар" участвует в производстве землеройных машин и электрогенераторных установок для бурового оборудования, а также дизельных двигателей и тяжелых грузовиков, самолетов ИЛ-96МТ с участием фирм "Прейт и Витнер" и "Роквелл".

Совместно с фирмами ИБМ и "Американ Эйр-лайнс" разрабатывается автоматизированная система управления перевозками на воздушном транспорте "Сирена-3".
Несмотря на существенные положительные сдвиги отношения между Россией и США в торгово-экономической области носят сдержанный характер. Ряд положений американского законодательства являются тормозом в развитии торговых связей. Так, по отношению к российским товарам применяются более жесткие антидемпинговые процедуры, чем к товарам подавляющего большинства других стран. Устанавливаемые антидемпинговые пошлины носят фактически запретительный характер.

Они применяются в отношении таких товаров нашего экспорта, как уран, ферросплавы, магний, титановая губка и др. Россия в отличие от большинства посткоммунистических стран все еще подпадает под действие доктрины Джексона-Вэника и пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на временной, а не на постоянной основе.
Многие из существующих проблем во взаимоотношениях между Россией и США могли бы быть решены при достижении договоренности о создании зоны свободной торговли между Россией и США. Зона свободной торговли позволила бы создать более благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества.


Проблемы двухсторонних торгово-экономических отношений между двумя государствами могут быть решены. Об этом свидетельствуют достигнутые в последние годы договоренности по раду направлений. Среди них можно отметить договоренности, связанные с взаимным доступом на внутренние рынки, финансированием совместных проектов с участием Экспортно-импортного банка США, Корпорации зарубежных частных инвестиций (ОПИК), Агентства по торговле и развитию США.
Большое значение в торгово-экономических отношениях между двумя странами приобретает сотрудничество на региональном уровне. Особенно большие перспективы имеет развитие сотрудничества с США регионов Сибири и Дальнего Востока.
В процессе развития российско-американских экономических отношений могут несовпадать интересы по отдельным вопросам, жестче становиться конкуренция на мировом рынке. Однако благодаря совместным усилиям могут быть найдены компромиссы и такого рода проблемы преодолены. Накопленный за последние годы опыт взаимодействия - тому подтверждение.
Сотрудничество России со странами Центральной и Восточной Европы. Важным направлением внешнеэкономической политики России в европейском регионе являются страны Центральной Европы. Вопросы сотрудничества с государствами этого региона нашли отражение в принятой в 1995 г. Концепции внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной Европы на период до 2000 г. исходя из задач структурной перестройки экономики России.
В 1995 г. впервые за последние пять лет была преодолена тенденция сокращения доли стран Центральной Европы во внешней торговле России. Товарооборот с этим регионом за 1992-1995 гг. возрос на 21,2% и составил в 1995 г. 11,2 млрд долл., в том числе экспорт - 7,7; импорт - 3,5 млрд долл. Доля стран Центральной Европы в общем объеме торговли России со странами дальнего зарубежья повысилась до 12,7%.

Страны Центральной Европы продолжают оставаться важными торговыми партнерами России.
За последние годы в торговых отношениях между Россией и Польшей отмечается период подъема, главным образом за счет экспорта в эту страну энергоносителей и импорта в значительных объемах продовольствия. Товарооборот России с Польшей возрос с 1840 в 1992 г. до 2926 млн долл. в 1995 г. (59%).
Второе место в торгово-экономических отношениях занимает Чехия. Товарооборот России с этой страной в 1995 г. составил 2511 млн долл. и увеличился за четыре года на 36,5%, несмотря на сокращение закупок Россией чешской продукции машиностроения, вытесняемой продукцией западных фирм и российских конверсионных предприятий.
Выплата российской задолженности Венгрии товарными поставками топлива и рост импорта продовольствия в Россию позволяет Венгрии занять третье место в торговле России со странами Центральной Европы. Внешнеторговый товарооборот России с Венгрией оценивается в 2451 млн долл.
Особенностью позиции Словакии является большая степень ориентированности на развитие торговли с Россией, поэтому прирост товарооборота составил 35,2%.
Болгария и Румыния играют скромную роль в товарообороте России.
Важнейшими факторами, оказавшими влияние на темпы роста взаимного обмена, явились: оживление хозяйственной конъюнктуры в странах Центральной Европы; снижение внутреннего потребления топлива и сырья в России и уменьшение поставок энергоресурсов в ближнее зарубежье вследствие продолжения там экономического спада; значительный рост внешнеторговых цен. Внешнеторговый товарооборот России со странами Центральной Европы за 1992-1995 гг. увеличился на 21,2%, в том числе экспорт - на 9,3%, импорт - почти на 60% и составили 7748 млрд долл. и 3488 млрд долл. соответственно.
Высокие показатели российского экспорта явились результатом увеличения объемов вывоза энергоносителей, а также железной руды, черных металлов и других товаров, в том числе машин и оборудования. Сокращение разрыва в темпах роста экспортных и импортных поставок привело к некоторому уменьшению активного сальдо России до 4,2 млрд долл. в 1995 г. по сравнению с 4,8 млрд долл. в 1992 г.
В товарной структуре торговли России со странами Центральной Европы существенных изменений не отмечается: российские топливно-энергетические ресурсы продолжают обмениваться главным образом на продовольствие, химические товары, машинно-технические изделия. Обращает на себя внимание крайне неэффективная структура российского экспорта: доля нефти и газа в экспорте в страны Центральной Европы составляет 60%, а доля изделий машиностроения, являющихся по величине второй группой товаров российского экспорта, составляет 8,3%. Экспорт машинно-технических изделий во многом обусловлен погашением российской задолженности Словакии, Венгрии, Чехии.

Из-за низкой конкурентоспособности спросом пользуются лишь отдельные виды машин и оборудования для гражданских отраслей (тракторы, комбайны "Дон", автомобили, отдельные элементы для АЭС и др.). Из военной техники Россия поставляет главным образом запасные части, комплектующие изделия, а в счет погашения задолженности Венгрии и Словакии - самолеты МиГ-29 и другое специальное имущество.



Содержание раздела