d9e5a92d

Реализация функций торгового предприятия


С другой стороны, торговому предприятию необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг. Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.
На рис. 1.1 указаны также направления распределения и использования прибыли как завершающей стадии кругооборота процесса торговой деятельности — уплата налогов, возвращение кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов и направление средств на развитие предприятия.
Как правило, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Например, в США предприятия, находящиеся в индивидуальной (единоличной) собственности, разделены на 5 групп: наименьшие (с численностью занятых от 1 до 24 человек), малые (25—99 человек), промежуточные (100—499 человек), крупные (500—999 человек) и крупнейшие (свыше 1000 человек). Правда, в США существует и ограничение на объем деятельности: предприятие оптовой торговли относится к категории малого бизнеса, если его годовой оборот не превышает 18 млн. долл. В розничной торговле и сфере обслуживания этот лимит равен 5 млн. долл.*

* См.: Введение в рыночную экономику/Под ред. А.Я. Лившица, И.Н.

Никулиной. — М.,1994. — С. 252.

Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия, численность работников которых не превышает 25 человек.
Критерием классификации торговых предприятий на малые, средние и крупные группы может быть показатель "глубина акционирования". К акционерным относятся предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг. Под термином "глубина акционирования" понимаются три возможных состояния торгового предприятия с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых оно относится к той или иной группе (табл.

1.2).
Таблица 1.2

Группа торговых предприятий
Отношение к акционированию
Отношение к рынку ценных бумаг
Малые
Средние
Большие
Не акционерное Акционерное Акционерное
Нет
Нет
Акции котируются на фондовой бирже


К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функционирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.
Организационно-правовая форма предприятий среднего размера — это акционерное общество.
К большим относятся торговые предприятия, акции которых котируются на фондовой бирже.
Организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг, в том числе акций торговых предприятий, одной из функций которого является установление их рыночной стоимости, позволяет определить круг крупных предприятий отрасли. Примером могут служить котировки акций таких торговых организаций, как АО "Государственный универсальный магазин (ГУМ)", АО "ЦУМ".
Предлагаемый показатель на современном этапе процесса перехода к рыночным отношениям имеет в основном теоретическое значение, но по мере приближения экономической системы к равновесному состоянию рыночной модели он будет все более приобретать прикладной характер.
Функции торгового предприятия
Функции торгового предприятия обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основная функция — продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную, что можно представить в виде формулы Д—Т—Д или графически (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Реализация функций торгового предприятия
Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.
Критерии эффективности деятельности торгового предприятия
Цель общественного производства определяется экономическими законами развития общества и имеет объективный характер. По определению академика Н.П.Федоренко, "цель есть одна из самых общих характеристик сущности системы, ее важнейший структурный элемент, характеризующий основной закон движения системы в целом".*



* Федоренко Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. — М.,1990.—С. 69.

В научной литературе существуют различные подходы к пониманию цели общественного развития. Среди наиболее видных представителей экономической мысли, оказавших существенное влияние на формирование различных направлений в современной политической экономии, наибольший вклад в обоснование назначения рыночной экономической системы внесли Дж-К.Гелбрейт, Дж.М.Кейнс, К.Маркс, А.Маршалл, У.Ростоу.
Известный английский экономист Дж.М.Кейнс, произведший существенную перестройку политической экономии времен рыночной экономики свободной конкуренции в соответствии с особенностями современного механизма воспроизводства, в своих рассуждениях опирался на положение, что "... потребление представляет собой единственную цель всякой экономической деятельности".*

* Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. — М.,1978. — С. 167.

По мнению Дж.К.Гелбрейта, одного из основоположников "теории государства благоденствия", назначение экономической системы состоит в том, "чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, которые нужны людям".* Более того, он считал, что "наилучшая экономическая система — эта та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они более всего нуждаются".**

* Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. — М.,1979. — С. 27.
** Там же.

Основоположник теории "общества массового потребления" У.Ростоу в широко известной работе "Стадии экономического роста", приводя классификацию этапов экономического развития, высшую, пятую, стадию называет "обществом высокого уровня массового потребления".
Нетрудно заметить, что в приведенных определениях прослеживается общая позиция — развитие экономической системы в условиях современного состояния производительных сил направлено на максимальное удовлетворение многообразных потребностей людей.
С другой стороны, К.Маркс, анализируя содержание и цели капиталистического производства своего времени, пришел к выводу, что "производство прибавочной стоимости, или извлечение прибавочного труда, составляет специфическое содержание и цель капиталистического производства".*

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. — С. 306.

Мы не видим противоречий в столь на первый взгляд разных утверждениях. С позиции общества функционирование экономической системы должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Однако деятельность предприятий (фирм, корпораций) подчинена цели получения прибыли.

Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений.* Реализовать же эту цель на современном уровне состояния производства, особенно в странах с высокораOвитой рыночной экономикой, предприятия могут лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей, обеспечивая тем самым их благосостояние и общественный прогресс в целом.

* См., например: Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.—М., 1992.

Следовательно, долговременной целью деятельности торгового предприятия является максимизация прибыли. Вместе с тем наряду с названным критерием в зависимости от конкретных условий, носящих краткосрочный, преходящий характер, могут существовать и другие критерии — увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.
Предприятие массового питания
В удовлетворении потребностей населения наряду с предприятиями торговли менее заметную, но важную роль играют предприятия массового питания. Экономическое содержание деятельности таких предприятий позволяет отнести их одновременно к сферам материального производства, обращения, услуг и потребления.
Выполняя функции производства, реализации и организации потребления пищи, как правило органически связанные и совпадающие во времени и пространстве, предприятия массового питания удовлетворяют одну из основных личных потребностей людей. Объектами реализации на рынке являются готовая к потреблению пища и услуги по ее общественно организованному потреблению.
В процессе производства предприятия создают продукцию, имеющую потребительную стоимость, отличную от потребительной стоимости продуктов питания, использованных на предприятии в качестве исходного сырья. Товарное обращение в системе массового питания проявляется в смене форм стоимости и смене собственника продукции. Произведенная продукция обменивается на денежные доходы населения и поступает в личную собственность, перемещаясь таким образом в завершающую стадию движения продукта — сферу потребления.*

* Часть так называемых покупных товаров реализуется в предприятиях, минуя стадию производства.

Кругооборот в системе массового питания выражается формулой:
Д – Т – ... – П – ...– Т1 – Д1,
где П означает, что процесс обращения прерывается производственным процессом.
В отличие от предприятий торговли продовольственными товарами предприятиям массового питания присуща еще одна (помимо функции производства) специфическая функция — организация потребления, обусловленная двумя обстоятельствами: с одной стороны, предприятия массового питания производят готовый, предназначенный для немедленного потребления продукт, с другой стороны, у потребителей существует потребность в общественно организованном питании.
Функции, выполняемые предприятиями массового питания, обусловили особенности их товарных запасов, к которым относятся:
пищевое сырье для обеспечения процесса производства кулинарных и кондитерских изделий;
готовая продукция;
товары, поступившие от оптовых торговых предприятий или предприятий пищевой промышленности и не требующие дополнительной обработки (фрукты, вино, табачные изделия и др.).
Содержание хозяйственной деятельности определило структуру затрат, или издержек производства и обращения. В зависимости от экономического назначения издержки предприятий массового питания можно разделить на 5 групп:
оплата труда работников;
материальные затраты в процессе производства;
реализация и организация потребления;
оплата услуг других отраслей;
материальные потери при перевозках, хранении, переработке и реализации.
Большое влияние на размер издержек оказывает изменение объема и состава товарооборота.* По этому признаку издержки предприятий массового питания делятся на 2 группы:
условно-постоянные, абсолютная величина которых не зависит или зависит в незначительной степени от объема товарооборота и выпуска продукции (расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений; амортизация основных средств);
условно-переменные, затраты по которым зависят от изменения указанного признака (транспортные расходы, оплата труда, расходы на топливо, электроэнергию и др.).

* Состав и структура товарооборота предприятий массового питания рассмотрены в главе 5.

При оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий массового питания кроме показателей, используемых в предприятиях торговли (прибыль, товарооборот и др.), рассчитывают показатели, присущие только этому виду услуги, — оборот по продукции собственного производства, оборачиваемость мест торгового зала, себестоимость кулинарной продукции и др.




Содержание раздела