в области предложения —
• устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную структурным характером процесса;
• сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ;
• незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств;
• заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и детских товаров;
• снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров;
• относительную насыщенность рынка потребительских товаров;
в области спроса —
• снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения;
• резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход.*
* Перераспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокими и сверхвысокими доходами, предъявляющего спрос на дорогостоящие качественные товары.
Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потребительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.
Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами.
Таким образом, насыщение и стабилизация положения на рынке стали во многом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности.
Специфической чертой современного этапа переходного периода является наличие так называемого неорганизованного рынка (в том числе и "челночного бизнеса"). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетельствует тот факт, что в 1994 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 82 400 млрд. руб., или 38,6% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации.* Более того, за 1991—1994 гг. сложилась, как видно на рис. 2.4, устойчивая тенденция его роста.
* См.: Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С.108.
Рис. 2.4. Динамика доли неорганизованной продажи товаров в общем объеме розничного товарооборота, %
В 1995 г. в сфере обращения на самостоятельном балансе числилось 85,1 тыс. различных торговых предприятий и 8,9 тыс. предприятий общественного питания. Среднесписочная численность работников составляла соответственно 2545 и 387 тыс. человек. В негосударственном секторе было занято 83% от общего числа торговых предприятий, в том числе в розничной торговле — 84%, в общественном питании — 75%.
Процесс приватизации государственной собственности в отраслях народного хозяйства получил наибольшее развитие в сфере обращения — в 1995 г. лишь 13% розничного товарооборота приходилось на предприятия государственной торговли. Темпы расширения негосударственного сектора в торговле приведены на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Распределение розничного товарооборота по формам собственности, %
Особенности переходного периода нашли отражение в динамике основных показателей, характеризующих изменение состояния товарного рынка за последние годы. Одним из важнейших показателей является розничный товарооборот (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Динамика розничного товарооборота во всех каналах реализации*
Показатели |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Розничный товарообо |
529 |
5600 |
58762 |
213430 |
553 466 |
рот, всего, млрд. руб. |
|||||
Сводный индекс потре |
2,6 |
26,1 |
9,4 |
3,2 |
2,3 |
бительских цен (в ра |
|||||
зах к предыдущему |
|||||
году) |
|||||
Индекс физического |
129 |
125 |
127 |
127 |
118 |
объема розничного |
|||||
товарооборота |
|||||
(1985= 100%) |
|||||
Доля продовольствен |
47 |
55 |
45 |
46 |
48 |
ных товаров,% |
|||||
Доля непродовольст |
53 |
45 |
55 |
54 |
52 |
венных товаров, % |
* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. — М.: Логос, 1996. — С. 316—317.
Данные таблицы свидетельствуют об устойчивой тенденции падения уровня жизни населения в 1991—1995 гг. — индекс физического объема розничного товарооборота в 1995 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 11 пунктов. Из рассматриваемых пяти лет самым трудным оказался 1992 г., что нашло отражение в структуре потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Это единственный год, когда затраты на продукты питания достигли своего пика — 55% от общих расходов.
Важным показателем состояния потребительского рынка является коэффициент насыщенности розничной торговли, который рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов* (рис. 2.6).
* Россия в цифрах. 1995: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. — М.,1995. — С. 112.
Рис. 2.6. Коэффициент насыщенности розничной торговли (включая рынок), %
Приведенные данные свидетельствуют о высоких темпах насыщения рынка. Если, по данным экспертов, в 1992 г. продовольственные товары отсутствовали в каждом втором из 130 обследуемых городов, то спустя всего 2 года — лишь в 15 городах. Наличие непродовольственных товаров на рынке 92% обследованных городов в 1995 г. по сравнению с данными 1992 г. (70%) позволяет, кажется, сделать вывод, что эта рыночная ниша на данный момент практически заполнена.
Однако детальное изучение вопроса показывает сохранение напряженности в обеспечении населения основными товарами (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Уровень наличия основных потребительских товаров на предприятиях розничной торговли в 1995 г. (/о)*
Январь |
Декабрь |
|
Продовольственные товары: |
||
говядина |
41 |
55 |
животное масло |
54 |
82 |
растительное масло |
69 |
83 |
яйца |
58 |
62 |
сахар |
60 |
85 |
Непродовольственные товары: |
||
куртки мужские |
68 |
69 |
костюмы мужские |
52 |
59 |
пальто женские демисезонные |
56 |
57 |
полуботинки мужские |
59 |
68 |
сапоги женские демисезонные |
74 |
64 |
* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996.—С. 320.
Из таблицы следует, что население еще имеет проблемы в приобретении говядины, яиц, а также ряда промышленных товаров первой необходимости.
Отмечается нарастающее усиление зависимости потребительского рынка от импортных товаров, что проявляется в снижении в общем объеме реализации доли товаров, производимых в России (табл. 2.3).
В 1995 г. в общем объеме товарных ресурсов поступление по импорту составило 54%. Поскольку оплата импортных поставок происходит в значительной степени за счет доходов от реализации за рубежом минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней и изделий из них, а экономическое состояние этих отраслей имеет тенденцию к сокращению объемов добычи и переработки, то решение проблемы расширения отечественного производства товаров народного потребления имеет первостепенное значение.
Таблица 2.3.
Структура товарных ресурсов розничного товарооборота, %*
1994г. |
1995 г. |
|
Всего товарных ресурсов |
100 |
100 |
В том числе: |
||
собственного производства |
52 |
46 |
поступление по импорту |
48 |
54 |
* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996.—С. 320.
Падение уровня жизни населения нашло отражение и в предъявляемом спросе на продукты питания (табл. 2.4).
Таблица 2.4.
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах всех категорий (в среднем на члена домохозяйства в год; кг)*
Продукты питания |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Мясо и мясопродукты |
65 |
58 |
57 |
58 |
53 |
Молоко |
348 |
294 |
305 |
305 |
249 |
и молочные продукты |
|||||
Яйца, шт. |
229 |
243 |
236 |
210 |
191 |
Рыба и рыбопродукты |
14 |
12 |
11 |
9 |
9 |
Картофель |
98 |
107 |
112 |
113 |
112 |
Овощи и бахчевые культуры |
87 |
78 |
77 |
71 |
83 |
Хлебные продукты |
101 |
104 |
107 |
101 |
102 |
* Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996. — С. 316—322.
За 1991—1995 гг. качество питания населения заметно ухудшилось. Сократилось потребление таких важных в жизнедеятельности человека продуктов, как рыба, яйца, молоко, фрукты — соответственно на 35,7, 16,6, 28,5 и 14,3%.
Низкий платежеспособный спрос основной массы населения выразился и в стремлении восполнить ежедневный рацион за счет наиболее дешевых продуктов — картофеля и хлеба. Потребление картофеля возросло на 14,3%, а потребление хлебопродуктов после "всплеска" в 1992—1993 гг. стабилизировалось в 1994—1995 гг.примерно на одном уровне.