d9e5a92d

Лицензионная торговля



Бывшие социалистические страны практически не участвуют в мировой торговле лицензиями и ноу-хау, хотя для этого у них есть все условия — емкий внутренний рынок и высокий научно-технический потенциал. Достаточно сказать, что только в странах СЭВ производилось примерно 1/3 мировой промышленной продукции и 1/4 совокупного национального дохода. В этих странах занята 1/4 научных работников мира, на которых приходится 40% мирового патентного фонда изобретений; накоплен весьма серьезный задел в фундаментальных исследованиях, а многие научные достижения имеют мировое значение. Однако столь мощные возможности практически не использовались.

Доля услуг, продажи лицензий и ноу-хHу едва ли достигает 2—3% в совокупном мировом обороте бывших стран СЭВ.
Лицензионная торговля экономически эффективна и для экспортеров, и для импортеров.
За продажу лицензий выплачивается вознаграждение (лицензионные платежи), наиболее распространенными видами которого являются:
периодические отчисления (роялти) от дохода покупателя в течение всего периода действия соглашения, позволяющие установить прямую зависимость размера вознаграждения от экономического эффекта использования предмета лицензии;
единовременные платежи, устанавливаемые заранее на основе экспертных оценок. Эти платежи не связаны во времени с фактическим использованием лицензии.
Периодические отчисления определяются как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаются в расчете на единицу выпускаемой продукции. Уровень роялти варьирует в пределах от 2 до 10%, но наиболее часто встречаются ставки в 3—5%.
Периодические отчисления могут быть в виде участия в прибыли лицензиата. Такая форма предполагает отчисления в пользу лицензиара определенной части прибыли, полученной в результате использования предмета лицензии, — от 10% по простой до 20—30% по исключительной лицензии.
Единовременные платежи осуществляются в форме паушальных платежей, а также посредством передачи части ценных бумаг и в других формах.
Паушальные платежи — это твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма вознаграждения, которая выплачивается один раз и размер которой не зависит от объема производства или сбыта лицензионной продукции.
Передача части ценных бумаг лицензиата в форме акции и облигации — довольно распространенная в мировой практике форма лицензионных платежей в связи со стремлением и возможностью лицензиара установить контроль над производственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, но иногда эта доля существенно выше.
Особая форма лицензионных расчетов — перекрестное лицензирование, взаимный обмен лицензиара и лицензиата лицензиями на льготных условиях, с взаимным информированием обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета и срока соглашения.
Перекрестное лицензирование возникло в мировой практике в середине 70-х гг. и сейчас получает все большее развитие в связи с расширением масштабов научно-технического сотрудничества и научно-производственной кооперации между независимыми фирмами и компаниями, а также между ТНК и его филиалами. Это дает право специалистам говорить о возможном снижении объемов лицензионной торговли. Перекрестное лицензирование будет носить в основном частномонополисти-ческий (внутрифирменный) характер, что связано с торгово-экономической стратегией главных субъектов международной передачи научно-технических новаций — ТНК.

Кроме того, предполагаемое снижение объемов лицензионной торговли будет связано с тем, что большее развитие получит продажа знаний без патентной защиты — ноу-хау.
Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он представляет коммерческую ценность и применим в производственной и профессиональной практике. Ноу-хау может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.
Элементами ноу-хау могут быть всевозможные руководства к использованию, спецификации, формулы, рецептура, схемы организации производства, характеристики технологического процесса, знания и опыт в области маркетинга и др.


Один из основных признаков ноу-хау — конфиденциальность информации, которая со временем утрачивается и становится доступной широкому кругу лиц. Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется совместно с заключением лицензионных соглашений. Она может предусматриваться в договорах о техническом инвестиционном сотрудничестве, оказании консалтинговых и других услуг.

Продажа ноу-хау всегда способствует увеличению доходов продавца и ускорению освоения предметов соглашения покупателем.
Рассмотренные виды международной торговли услугами имеют большое значение не только как источники наращивания экспортного потенциала СЭЗ. На этапе ее формирования и становления импорт услуг, лицензий, ноу-хау — обязательное и необходимое условие для создания научно-производственного комплекса зоны на уровне требований мирового рынка.



Содержание раздела