Общее правило заключается в том, что предприятие всегда стремится к достижению наилучшего результата: если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат (объем производства, выручка от продажи); если известен результат, которого необходимо достичь, минимизируется объем ресурсов.
Предприятие рассматривает различные варианты комбинаций применяемых ресурсов до того момента, пока отдача всех факторов не сравняется (последняя денежная единица рубль, доллар и т.п., затраченная на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу). Для конкурентных рынков это правило может быть сформулировано и таким образом; каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен цене,
Для более подробного анализа важен учет и иных характеристик спроса на товар (этап жизненного цикла спроса, наличие различных социальных эффектов эффект присоединения к большинству, эффект сноба и т.п.).
Качественные и количественные оценки существующего и потенциального спроса на продукт позволяют предприятию принимать решения относительно возможного изменения объема продукции, установления того или иного уровня цен, максимального размера издержек и ожидаемой прибыли.
Более подробно практическое применение основных постулатов теории фирмы и теории потребительского выбора будет рассмотрено при анализе соответствующих аспектов деятельности предприятия.
1. Рынок это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизма взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношения спроса и предложения.
2. Предприятие в условиях рынка обладает самостоятельностью в организации производства и коммерческой свободой. Оно определяет пути и способы реализации своей продукции, экономические связи закрепляются договорами. Важным условием коммерческой свободы является также свободное ценообразование.
3. На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует.
4. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
5. Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяется рыночным спросом и предложением.
6. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Рынок
Рыночная структура
Конкуренция
Спрос
Закон спроса
Функция спроса.
Закон предложения
Функция предложения
Законы рыночного ценообразования
Рыночное равновесие
Эластичность
Полезность блага
Предельная полезность
Закон убывающей предельной полезности
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Чистая монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Ценовая война
Ценовая дискриминация
Монополия
Двусторонняя монополия
Производственная функция
Факторы производства
Предельная производительность
Закон убывающей отдачи
Предельная доходность ресурса
1. Дайте определение понятия «рынок». Каковы условия его возникновения?
2. В чем состоят основные функции рынка?
3. Назовите и охарактеризуйте основные типы рынков.
4. Дайте определения понятий «рыночный спрос» и «рыночное предложение».
5. Какие факторы влияют на спрос и предложение?
6. Изобразите графически функции спроса и предложения.
7. Почему и как изменяется рыночное равновесие?
8. Что такое ценовая эластичность спроса?
9. Как ценовая эластичность спроса может быть использована для измерения реакции объема спроса на изменения в цене товара?
10. Чем обусловлены различия в величинах коэффициента ценовой эластичности спроса на различные товары?
11. Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается?
12. Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается?
13. Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?
14. Какие факторы влияют на предложение предприятия в рыночной экономике?
Содержание раздела