Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей.
Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно. Использование зарубежного опыта в этом плане позволит обеспечить объективность при определении уровня концентрации, лучше знать структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.
Прежние 35% рынка, как и раньше, оставлены в качестве нижней планки, т.е. если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса ГерфиндаляГиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:
Удельный вес, % |
||||
Число хозяйствующих субъектов** |
в общем числе предприятий |
объема производства их продукции в общем объеме производства |
объема производства продукции, по которой хозяйствующие субъекты включены в Реестр, в общем объеме их производства |
|
Вся промышленность |
265 |
1,3 |
16,7 |
25,7 |
в том числе: |
||||
топливная |
7 |
1,5 |
5,9 |
3,9 |
черная металлургия |
28 |
10,9 |
67,9 |
12,6 |
цветная металлургия |
27 |
5,9 |
32,0 |
19,7 |
химическая и нефтехимическая (без химико-фармацевтической промышленности) |
41 |
7,1 |
25,8 |
20,7 |
машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) |
136 |
2,6 |
28,2 |
49,5 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
8 |
0,3 |
8.1 |
19,1 |
промышленность строительных материалов |
3 |
0,2 |
2,2 |
76,3 |
легкая |
1 |
0,1 |
0,3 |
7,8 |
пищевая |
8 |
0,2 |
0,6 |
48,9 |
* Промышленность России: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 1998.
** Согласно Реестру хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Однако исследования, проведенные ГКАП, показывают, что реальная ситуация не столь однородна. Монополии национального масштаба, т.е. предприятии, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного, и основном это так называемые «технологические монополии»: оборонный комплекс, трубопроводный транспорт, почта и др.
Более характерны для экономики страны другие модели:
локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение;
олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей);
наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»);
деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).
Однако степень концентрации производства на внутреннем рынке не является единственным критерием, определяющим состояние конкурентной среды. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль начинают играть экспортно-импортные операции, их характер и масштабы.
Действующее антимонопольное законодательство в России, естественно, еще далеко от совершенства и, по сути, только формируется. Его недостатки:
не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих капиталистических стран.