d9e5a92d

Объем выпуска продукции после модернизации.



где Vпл,(факт), плановый или фактический объем выпуска продукции.
Если Vпл,(факт) Mср.год, то это значит, что производственная программа предприятия обеспечена производственными мощностями.
Для устойчивой работы предприятия, а также для возможности улучшения качества и обновления выпускаемой продукции и других целей оно должно иметь оптимальный резерв производственной мощности. Величина этого резерва определяется спецификой предприятия и колеблется от 10 до 20%.
9.8. РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт.
Различают три вида ремонта: восстановительный, текущий и капитальный.
Восстановительный ремонт это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами: стихийными бедствиями (наводнение, пожар, землетрясение), военными разрушениями, длительным бездействием основных фондов. Восстановительный ремонт осуществляется за счет специальных средств государства.
Текущий ремонт это мелкий ремонт и производится в процессе функционирования основных фондов, как правило, без длительного перерыва процесса производства. При мелком ремонте заменяются отдельные детали и узлы, осуществляются определенные починочные работы и другие мероприятия.
Капитальный ремонт это существенный ремонт основных фондов и связан с полной разборкой машины, заменой всех изношенных деталей и узлов. После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к первоначальным.
Модернизация представляет собой техническое усовершенствование основных фондов с целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (коренная переделка). По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую.

Типовая модернизация это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях; целевая усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства.
Условную экономию или дополнительную прибыль от проведения модернизации можно определить по формуле


где C снижение себестоимости продукции;
П дополнительная прибыль;
С1, С2 себестоимость изготовления единицы продукции до и после проведения модернизации;
V2 объем выпуска продукции после модернизации.
Постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» установлено, что с 1 января 1991 г. все предприятия независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта ОПФ в состав затрат на производство и реализацию продукции.
Для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислениями в него средств по определенным нормативам.
Ремонт и содержание объектов основных фондов непроизводственного назначения осуществляются за счет чистой прибыли предприятия прибыли после налогообложения.
Затраты на ремонт в значительной степени зависят от физического износа основных производственных фондов, качества проводимых ремонтов и уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование. Поэтому на каждом предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного физического и морального износа оборудования. Если на предприятии физический износ активной части основных фондов существенный (превышает 40%), то в этом случае приходится создавать мощные ремонтные подразделения, чтобы можно было поддерживать машины и оборудование в работоспособном состоянии. Численность ремонтного персонала в этом случае может доходить до 60% общей численности рабочих. Особенно это характерно для горнорудных предприятий.

В этих условиях затраты на ремонт очень значительные и предприятию необходимо найти пути их уменьшения. Направлений снижения затрат на ремонт достаточно много, рассмотрим основные из них.


Во-первых, на предприятии должны своевременно и качественно проводиться планово-предупредительные ремонты (ППР), что существенно снизит аварийность, а следовательно, простои оборудования и затраты на средние и капитальные ремонты.
Во-вторых, прежде чем приступать к капитальному ремонту, необходимо тщательно проанализировать в экономическом плане, что более выгодно капитальный ремонт или приобретение новой техники. Известно, что затраты на капитальный ремонт очень значительны и сопоставимы с затратами на приобретение новой техники, а иногда и больше. Естественно, в этом случае необходимо отдавать предпочтение новой технике.
Особенно экономически невыгодно проводить второй и третий капитальный ремонт.
Во многих случаях капитальный ремонт не устраняет моральный износ, поэтому довольно часто экономически целесообразно капитальный ремонт проводить совместно с модернизацией. Но и здесь необходимо просчитать, что более выгодно для предприятия капитальный ремонт совместно с модернизацией или приобретение новой техники.
В-третьих, восстановление изношенных деталей непосредственно на предприятии, особенно когда в них наблюдается острый дефицит.
Восстановление изношенных деталей позволяет:
ликвидировать дефицит некоторых запасных частей и своевременно проводить все виды ремонтов;
снизить затраты на ремонт, так как восстановление деталей, как правило, более выгодно, чем приобретение новых или вновь изготовленных;
уменьшить транспортные расходы на доставку запасных частей на предприятие.
Восстановление изношенных деталей с экономической точки зрения выгодно, если:
при сравнении с приобретением новых деталей

при сравнении с изготовлением новых деталей собственными средствами

где Cв себестоимость восстановления деталей;
Ен нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Кв капитальные вложения для приобретения специального оборудования, необходимого для восстановления изношенных деталей (если в этом есть необходимость);
коэффициент, учитывающий разницу в сроках службы новой и восстановленной детали, который определяется соотношением срока службы новой детали к сроку службы восстановленной, доли ед.;
Зтр транспортные затраты на доставку деталей от изготовителя до предприятия;
Сизг себестоимость изготовления новой детали собственными силами;
Кизг капитальные вложения для приобретения оборудования, необходимого для изготовления деталей (если в этом есть необходимость).
Практика показывает, что восстановление изношенных деталей экономически оправдано на средних и особенно крупных предприятиях.
Существуют и другие пути снижения затрат на ремонт, но минимальные затраты на ремонт достигаются на тех предприятиях, которые своевременно обновляют активную часть основных фондов, не допуская чрезмерного морального и физического износа, в том числе и за счет применения ускоренной амортизации.
9.9. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет: увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости, улучшения качества продукции, снижения налога на имущество и увеличения балансовой прибыли.
Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путем:
освобождения предприятия от излишнего оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду;
своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов;
приобретения высококачественных основных средств;
повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;
своевременного обновления, особенно активной части, основных средств с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа,
повышения коэффициента сменности работы предприятия, если в этом имеется экономическая целесообразность;
улучшения качества подготовки сырья и материалов к процессу производства;
повышения уровня механизации и автоматизации производства;
обеспечения там, где это экономически целесообразно, централизации ремонтных служб;
повышения уровня концентрации, специализации и комбинирования производства;
внедрения новой техники и прогрессивной технологии малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей;
совершенствования организации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования.
Пути улучшения использования основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии за тот или иной период времени.
Выводы
Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят от состояния, качества и структуры основных производственных фондов.
За последние годы резко замедлились темпы обновления основных производственных фондов, что привело к увеличению их физического и морального износа и негативно отразилось на хозяйственной деятельности предприятий.
Произошли существенные изменения в амортизационной политике государства. С 1 января 1997 г. имущество, подлежащее амортизации, объединяется в следующие четыре категории:
I. Здания, сооружения и их структурные компоненты. Норма амортизации 5%, для малых предприятий 6%.
II. Легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных. Норма амортизации 25%, для малых предприятий 30%.
III. Технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в категории I и II. Норма амортизации 15%, для малых предприятий 18%.
IV. Нематериальные активы. Норма амортизации зависит от срока их службы, а если он не известен 10%.
На каждом предприятии имеются существенные резервы улучшения использования ОПФ. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведения грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.
Контрольные вопросы
1. Что является критерием для отнесения имущества предприятия к основным производственным фондам (ОПФ)?
2. Что понимается под ОПФ, по каким признакам и как они классифицируются?
3. Раскройте сущность технологической, видовой (производственной) и возрастной структуры ОПФ.
4. Какие существуют виды стоимостных оценок ОПФ и для чего они применяются?
5. Какова сущность физического и морального износа ОПФ, факторы, на них влияющие?
6. Каковы сущность и значение воспроизводственной политики на макро- и микроуровне?
7. Какие основные показатели характеризуют уровень использования ОПФ?
8. Какова сущность амортизации и какие изменения произошли в амортизационной политике за последние годы?
9. Как рассчитать плановую величину амортизационных отчислений на предприятии за месяц, год?
10. Что такое производственная мощность предприятия и методология ее расчета?
11. Каковы наиболее важные и реальные пути улучшения использования ОПФ на предприятии?



Содержание раздела