Еще дальше пошли ярославские и кременчугские машиностроители. В 1963 г. они разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан.
Но был введен и новый важный элемент управление связями между потребителями и проектировщиками двигателя.
Следующий этап в становлении комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) это создание и применение системы бездефектного труда (СБТ) на предприятиях г. Львова в 1964 г. Ее суть заключалась в том, что критерием оценки труда работников является коэффициент качества труда не только производственников, но и работников всех служб предприятия, не только отдельных исполнителей, но и коллектива.
В 19721973 гг. сложилась уже комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) совокупность технических, организационных, экономических, социальных мероприятий, регламентированных стандартами предприятия и действующих во времени непрерывно. Система давала возможность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические и эстетические свойства продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организационно-технической базой КСУКП стали стандарты предприятия (СТП). СТП являются стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс стандартов предприятия подразделялся на основной стандарт, который определял общие положения системы, и на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию функций системы управления качеством продукции на предприятии.
Были разработаны и общие принципы построения и функционирования КСУКП как одной из основных частей общего управления предприятием:
непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла этой продукции;
единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления. Государство уделяло хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория.
Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е. шел процесс накапливания знаний как в теории, так и на практике. В этом заключается положительный момент пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на рыночные отношения, но этого не случилось.
В этот период проблеме качества не уделялось должного внимания ни со стороны государства, ни на самих предприятиях. Попав в тяжелое финансовое положение, руководители этих предприятий думали прежде всего о том, как выжить и не обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхода из создавшегося положения это улучшение качества продукции.
Сейчас наблюдается классическое противоречие: психологическое отношение руководителя к качеству (некоторые называют это «синдром первого руководителя») остается прошлым, а социально-экономическая ситуация меняется.
Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции. Например, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А. С. Саратовский, сделав основную ставку на качество продукции и систему качества, добился значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в России, имеющих сертификат Л. Лойда.
Это оказало существенное содействие продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько раз.
Другой пример. АО «Орлэкс» (бывшее Орловское ПО «Промприбор») сертифицировало свою систему качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и существенные экономические выгоды.
Необходимость создания, внедрения и сертификации современных систем управления качеством продукции стали осознавать многие руководители отечественных предприятий.
В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные системы качества».
В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка системы качества обеспечить качество, требуемое потребителем.
Концепция общефирменной системы качества предусматривает постоянное улучшение качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила работы по этой системе:
1) ноль дефектов;
2) предупреждение дефектов, а не их устранение;
3) все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика;
4) постоянное обучение персонала управлению качеством.
Для российских предприятий ближе система управления качеством по стандартам ИСО серии 9000, поэтому она и получает все большее распространение.
Внедрение системы управления качеством позволяет решить на предприятии следующие задачи:
обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;
увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;
повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам;
решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.
Данные системы позволяют вносить необходимые корректировки в процесс управления предприятием на стадии как «жизненного цикла» продукции, так и товара.
Различают следующие этапы «жизненного цикла» продукции:
первый этап исследование и проектирование;
второй этап изготовление продукции;
третий этап обращение и реализация;
четвертый этап эксплуатация продукции.
На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить необходимый уровень качества выпускаемой продукции. Но этого мало. На предприятии необходимо систематически отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» находится тот или иной товар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.
На 7.1 показан «жизненный цикл» товара.
Обычно выделяются четыре стадии «жизненного цикла» товара: внедрение, рост, зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще одну стадию насыщение рынка (перед спадом).
Внедрение это период появления нового товара на рынке и постепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта товара в это время практически нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже еще не стало массовым), а также расходов на рекламу и продвижение товара, маркетинговые мероприятия.