Как заметил директор Robin Hood Fund Стэнли Друкенмиллер, для организаторов фонда благотворительность является способом духовного удовлетворения.
Поддержка благотворительности со стороны государства выражается в обеспечении благоприятного налогового режима. Американские корпорации имеют право вычитать из прибыли отчисления на благотворительность на сумму до 10% прибыли.
В том случае, если эти отчисления учитываются не полностью из-за процентных ограничений, они могут быть перенесены на любой из следующих пяти отчетных периодов. Кстати, на практике доля отчислений на благотворительность составляет в среднем около 1% от корпоративных доходов.
Для частных лиц отчисления на благотворительность позволяют снизить налогооблагаемый доход на сумму пожертвования, но не более 50%, а в отдельных случаях не более 30% от величины этого дохода.
Необходимо иметь в виду, что статус организации как необлагаемой налогами не означает автоматического получения налоговых скидок налогоплательщиками, осуществившими выплаты в пользу этой организации. В соответствии с Кодексом внутренних доходов, данный статус имеют около 20 категорий организаций, однако налоговые скидки донорам обеспечивают вложения лишь в некоторые из этих категорий, а именно, 501 (с) (3), 501 (с) (4), 501 (с) (6), 501 (с) (19).
Список подобных организаций публикуется ежегодно.
Возвращаясь к цифрам, отметим, что, по данным The Foundation Center, в 2001 г. в США насчитывалось 61800 благотворительных фондов с совокупными активами в размере $476,8 млрд. Подавляющее большинство фондов являются небольшими по своим размерам, тогда как приблизительно треть совокупных активов (около $166 млрд. в 2001 г.) сосредоточена в 0,1% фондов. Основным источником формирования активов благотворительных фондов были и остаются пожертвования частных лиц, организаций и корпораций. Другой составляющей, в значительной степени зависящей от экономической конъюнктуры и ситуации на финансовых рынках, являются доходы от коммерческой деятельности и прибыль на инвестированный капитал.
Мощный подъем фондового рынка в 1999-2000 гг. обеспечил прирост активов большинства благотворительных фондов, однако последовавшее затем обвальное падение акций привело к тому, что активы стали более чувствительными к дарениям. Согласно изданию Forbes, публикующему ежегодные обзоры крупнейших американских благотворительных фондов, в 2002 г. доля пожертвований в общем объеме средств, поступивших в фонды в течение года из разных источников, увеличилась с 75% до 94%. По данным Center on Philanthropy, количество крупных пожертвований, превышающих $1 млн., в I квартале 2004 г. снизилось с 265 до 260, или на 1,9%. Количество частных пожертвований увеличилось с 105 до 116, или на 10,5%, тогда как этот показатель по всем остальным категориям доноров продемонстрировал снижение.
Наибольшее число пожертвований на сумму более $1 млн. 129, или 49,6%, - пришлось на программы в сфере высшего образования.
На втором месте по числу пожертвований оказались социальные программы 50, или 18,9%, на третьем - программы по поддержке искусства, культуры и развитию гуманитарных наук 24, или 9,2%.
О том, какое влияние на поиск источников финансирования, или так называемый фандрайзинг, оказывает общественно-политическая и экономическая ситуацию, свидетельствуют данные опроса, проведенного в 2003 г. Center on Philanthropy. Явное негативное воздействие такого фактора, как нестабильная экономическая конъюнктура, отметили 85% респондентов, представляющих благотворительные организации. 57% респондентов указали на существенную роль такого обстоятельства, как политическая неопределенность, связанная с войной в Ираке. Индекс Philanthropic Giving Index, отражающий настроение представителей благотворительных организаций, в июне 2003 г. продемонстрировал снижение за 12 месяцев на 18,8% до 72,3.
Составляющая индекса, характеризующая оценку текущей ситуации, упала на 24,8% до 63,0, а индекс ожиданий снизился на 13,3% до 81,6. Вторая половина 2003 г., как указывалось выше, характеризовалась позитивными сдвигами в экономике, что благоприятно отразилось на общей ситуации в сфере благотворительности.
Как следствие, Philanthropic Giving Index, опубликованный в декабре 2003 г., продемонстрировал рекордный рост за шестимесячный период, зафиксированный с начала его расчета в 1998 г., и максимальный годовой прирост с декабря 2000 г. По сравнению с июньским показателем индекс вырос на 15,2% до 83,3 и приблизился к уровню, на котором он находился до сентября 2001 г. Индекс текущей ситуации поднялся на 19,8% до 75,5, а индекс ожиданий вырос на 11,7% до 91,1.
Схожие данные представляет Center on Philanthropy, по оценкам которого благотворительным фондам доверяет 63% американцев. По данным аналитика Билла О'Рейли (Bill O'Reilly), доля американцев, доверяющих благотворительным организациям, составляет 55%, а тех, кто этим организациям не верит, - 20%.
Именно с определенной долей недоверия связана тенденция к увеличению доли прямых пожертвований по сравнению со взносами в благотворительные организации. Все большее число доноров стремится получить контроль над тем, каким образом расходуются пожертвованные им средства. Это, в свою очередь, повышает роль консультантов и посреднических организаций, отслеживающих деятельность благотворительных фондов.
Определенные сомнения в отношении эффективности распределения средств благотворительных фондов обуславливают повышенное внимание к ним со стороны правоохранительных органов. Законодатели, со своей стороны, предлагают распространить основные положения закона Сарбанеса-Оксли о борьбе с корпоративным мошенничеством на благотворительные организации.
Среди возможных злоупотреблений, с которыми сталкиваются благотворительные организации, - создание частного благотворительного фонда в целях получения налоговых скидок и последующее присваивание значительной части средств фонда в форме компенсаций управляющим, в лице которых нередко выступают сами учредители или члены их семей. Как отметил Уильям Джозефсон (William Josephson), помощник генерального прокурора штата Нью-Йорк, доноры частных благотворительных фондов иногда не делают различий между собственными средствами и средствами фонда.
Финансовые схемы с участием благотворительных фондов, создаваемые в целях минимизации налогообложения, могут являться легальными, но, тем не менее, формировать негативное отношение к филантропии в целом.
IRS препятствует тому, чтобы деятельность в благотворительных фондах наиболее богатых попечителей или членов их семей оплачивалась. В то же время, налоговый кодекс предоставляет широкую лазейку в виде положения, позволяющего оплачивать услуги попечителей при условии, что они являются обоснованными и необходимыми, а оплата не является чрезмерной. Однако что именно считать обоснованным и необходимым, а что чрезмерным, относится к ведению юристов, и каждый из них волен трактовать эти понятия по-своему. Согласно исследованию, проведенному организацией The Council on Foundations, объединяющей около 2000 крупнейших благотворительных фондов с совокупными активами в размере $300 млрд., около 75% фондов не выплачивают компенсаций попечителям напрямую.
Однако, как отмечают критики, в данном исследовании не учитываются возможности других выплат, напр., оплата отпусков или покупка страховых полисов для попечителей.
Федеральные органы могут накладывать на благотворительные организации штрафные санкции, однако прибегают к ним крайне редко из-за ограниченных возможностей детальной проверки финансовой отчетности. По данным Маркуса Оуэнса (Marcus Owens), бывшего директора подразделения IRS по работе с организациями, не облагаемыми налогами, в 2002 г. был проведен аудит всего лишь 120 из 61800 благотворительных организаций.
В сентябре 2003 г. был принят закон о благотворительных пожертвованиях (Charitable Giving Act 2003), повысивший штраф за распределение средств в пользу попечителей и ужесточивший требования к формированию административных расходов. Тем не менее, неопределенности, связанные с трактовкой административных расходов, сохранились.
В ходе слушаний, состоявшихся в Конгрессе США в июне 2004 г., было отмечено, что целый ряд организаций, освобожденных от уплаты налогов, злоупотребляют своим статусом в интересах инсайдеров и в ущерб своей миссии. По словам Чарльза Грассли (Charles Grassley), председателя финансового комитета Сената, слишком много благотворительных фондов становятся жертвой шарлатанов, заинтересованных в получении легких денег.
Как указывает Марк Эверсон (Mark Everson), представитель Службы внутренних доходов, если оставить все как есть, пострадают не только благотворительные организации, теряющие доверие и поддержку со стороны американцев, но также будет скомпрометирована американская налоговая система. По утверждению Эверсона, бюджет IRS на 2005 г. увеличен на $490 млн. до $10,7 млрд., и значительная часть дополнительных средств будет направлена на проведение аудита организаций, не облагаемых налогами.
Подводя итоги, подчеркнем, что на сегодняшний день система благотворительности в США обладает достаточно большими ресурсными возможностями для решения проблем, связанных с развитием и совершенствованием общества и личности. В то же время, проблема эффективного распределения ресурсов сохраняет свою актуальность как для филантропических, так и для государственных структур.
Американский опыт свидетельствует о том, что по мере развития системы благотворительных фондов и организаций усложняется механизм взаимодействия этих институтов с государственной властью. Заинтересованность последней в поддержке филантропических организаций, деятельность которых способствует интеллектуальному и материальному развитию общества и, следовательно, в полной мере отвечает задачам государства, выражается, в первую очередь, в создании благоприятного налогового режима.
Рассматривая вопрос о благотворительной поддержке социальных, культурных, образовательных, медицинских или иных программ, частные лица, корпорации или общественные организации исходят из финансовых возможностей и, руководствуясь филантропическими идеями, оценивают финансовые последствия. В тех случаях, когда финансовая составляющая начинает доминировать, появляется возможность для злоупотреблений, с которыми, в свою очередь, государство пытается бороться путем усиления контроля и совершенствования законодательства.
В заключение сделаем несколько замечаний о ситуации в сфере благотворительности в России. Напомним, что активно развивавшийся в дореволюционной России институт благотворительности, как таковой в Советском Союзе фактически не существовал (если не считать некоторые общественные организации, финансировавшиеся государством). Возрождение российских филантропических традиций относится к началу 1990-х годов и связывается с проведением в стране рыночных реформ.
При этом определенное влияние на развитии благотворительности в России оказали иностранные фонды, в том числе Фонд Евразия, Charities Aid Foundation, Фонд Форда, Фонд МакАртуров, Фонд Ч.С. Мотта, Институт Открытое Общество Джорджа Сороса, Фонд Хьюлеттов.
Приоритетными направлениями деятельности этих фондов в России стали поддержка программ развития гражданского общества, частного предпринимательства и некоммерческого сектора, а также проектов в области образования, науки и культуры.
В отличие от американской системы, ведущая роль в российской филантропии принадлежит корпоративному сектору. Однако недостаточное развитие рыночных отношений, отсутствие четкой правовой базы ведения бизнеса и механизмов защиты прав частной собственности обуславливают высокую зависимость корпоративного сектора от административной системы, вследствие чего корпоративная благотворительность в России носит характер компромисса с государственной властью.
В большинстве случаев основным направлением корпоративной благотворительности является поддержка города, региона или государственных объектов, а также социальная помощь, оказываемая сотрудникам предприятия. О масштабах корпоративных программ, являющихся своего рода социальными инвестициями, позволяют судить данные Центра экономических и финансовых исследований и разработок, ЦЭФИР, согласно которым промышленные компании в 2002 г. выделили на финансирование социальной сферы 97 млрд. руб.
Определенную роль в развитии филантропии в России играют общественные благотворительные фонды и организации, многие из которых занимаются поддержкой социальных инициатив, направленных на защиту детей, инвалидов и социально нуждающихся граждан. Большинство общественных организаций являются небольшими по своим размерам и финансируются как за счет получаемых грантов, так и за счет пожертвований, осуществляемых населением.
Важной тенденцией в сфере благотворительности в последнее десятилетие стало появление частных российских фондов, в том числе Фонда некоммерческих программ Династия, основанного на средства создателя компании Вымпелком Дмитрия Зимина, Фонда Владимира Потанина, Фонда содействия отечественной науке, учредителями которого являются Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Александр Мамут, Фонда лаурета Нобелевской премии Жореса Алферова, Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и ряда других. Большинство частных фондов создаются руководителями крупных компаний и развивают традиции, заложенные Саввой Морозовым, Алексеем Бахрушиным и Павлом Третьяковым. Основными задачами этих фондов становится поддержка российского научного, культурного и интеллектуального потенциала. Весьма позитивным является то обстоятельство, что, по сравнению с корпоративными, частные фонды находятся в меньшей зависимости от административной системы и более свободны в распределении средств, а, соответственно, способны к более эффективному исполнению своей миссии.
Среди проблем, с которыми сталкиваются частные фонды, - настороженное отношение как со стороны населения, так и со стороны средств массовой информации: в условиях резкой социальной дифференциации общества идеи частной благотворительности далеко не всегда находят понимание.
Российское законодательство, регулирующее деятельность благотворительных организаций и фондов, вследствие своей относительной молодости содержит немало пробелов и противоречий. Судя по официальным заявлениям, на государственном уровне благотворительность воспринимается преимущественно как способ уклонения от налогов. В действительности, наиболее благоприятный для благотворительной деятельности налоговый режим существовал в России в период с 1992 г. по 1994 г. Впоследствии были ограничены льготы по подоходному налогу, а в 2002 г. по налогу на прибыль.
В результате сложилась ситуация, при которой государство решает проблему предотвращения злоупотреблений путем ужесточения налогового режима, но при этом не предпринимает действенных мер по повышению финансовой прозрачности и эффективности благотворительных фондов.
Таким образом, в определенной степени проблемы благотворительных фондов в России связаны как с непониманием их миссии среди населения, так и с отсутствием значимой поддержки со стороны государства. Это означает, что, развивая традиции дореволюционной России, они оказываются, тем не менее, в правовой и психологической изоляции, на преодоление которой требуется время.
При этом важным условием развития российской филантропии является финансовая и политическая независимость благотворительных институтов.