В "Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" регион определяется как "часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации". В соответствии с экономическим районированием на территории Российской Федерации выделяются 11 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточносибирский, Дальневосточный. Кроме этого, территория России делится на две экономические зоны – Западную (Европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). В Западной зоне три субрегиона – Север и Центр Европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг.
В Восточной зоне два субрегиона – Сибирь и Дальний Восток.
Проанализируем соотношение основных экономических показателей по экономическим районам. Для характеристики районов можно использовать такие наиболее важные показатели, как структура денежных доходов населения по регионам и структура региональных инвестиций (табл. 4.1, 4.2, рис.
4.1).
По данным табл. 4.1 и рис. 4.1 можно отметить следующее. Макроэкономическая стабилизация, преодоление инфляции оказали определяющее воздействие на динамику финансов населения в 1997 году, главное – на рост реальных доходов населения и снижение их дифференциации.
Среднедушевые денежные доходы населения в 1997 году составили около 900 тыс. руб. в месяц (в ценах 1997 г.), прирост реальных располагаемых денежных доходов превысил 3%.
Таблица 4.1
Динамика региональных различий в денежных доходах
Среднедушевые денежные доходы (в месяц, тыс. руб.) |
Соотношение денежных доходов и прожиточного минимума (в %) |
||||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Российская Федерация |
206,3 |
515,4 |
764,2 |
888,1 |
195 |
207 |
214 |
Северный район |
236,4 |
600,3 |
798,1 |
897,9 |
197 |
172 |
187 |
Северо-Западный район |
196,4 |
553,2 |
782,3 |
829,6 |
224 |
212 |
199 |
Центральный район |
316,7 |
791,2 |
1131,3 |
1421,2 |
370 |
305 |
359 |
Волго-Вятский район |
143,8 |
346,7 |
474,2 |
546,3 |
187 |
153 |
158 |
Центрально-Черноземный район |
135,2 |
345,6 |
509,6 |
577,0 |
204 |
188 |
189 |
Поволжский район |
146,3 |
365,3 |
520,5 |
619,0 |
205 |
165 |
184 |
Северо-Кавказский район |
129,9 |
310,4 |
453,9 |
522,2 |
163 |
146 |
164 |
Уральский район |
162,3 |
402,2 |
582,9 |
706,0 |
168 |
153 |
193 |
Западно-Сибирский район |
228,2 |
593,6 |
847,6 |
1011,9 |
248 |
211 |
221 |
Восточно-Сибирский район |
205,5 |
521,9 |
740,7 |
815,6 |
197 |
167 |
173 |
Дальневосточный район |
281,7 |
638,5 |
927,3 |
975,4 |
173 |
153 |
186 |
Калининградская область |
167,7 |
378,8 |
502,1 |
588,3 |
213 |
145 |
168 |
Рис. 4.1. Распределение общего фонда денежных доходов
Особенно благоприятная динамика реальных располагаемых денежных доходов фиксировалась во втором квартале 1997 г., когда прирост относительно соответствующего периода 1996 г. составил около 6%, что связано, главным образом, с интенсивным проведением мероприятий по погашению задолженности перед населением бюджетов всех уровней.
Таблица 4.2
Структура инвестиции по регионам России (в % к итогу)
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Инвестиции – всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
из них по районам: |
||||||
Северный |
5,5 |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
3,9 |
3,3 |
Северо-Западный |
3,6 |
3,2 |
4,0 |
4,2 |
4,6 |
4,0 |
Центральный |
16,0 |
18,0 |
21,1 |
20,5 |
20,3 |
20,6 |
Волго-Вятский |
4,3 |
4,8 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,3 |
Центрально-Черноземный |
4,7 |
3,8 |
3,2 |
3,4 |
3,8 |
3,1 |
Поволжский |
11,0 |
10,6 |
8,9 |
9,6 |
9,3 |
9,3 |
Северо-Кавказский |
7,1 |
7,0 |
6,5 |
9,3 |
7,4 |
6,1 |
Уральский |
15,2 |
13,7 |
12,4 |
13,3 |
14,2 |
12,3 |
Западно-Сибирский |
24,0 |
21,1 |
17,7 |
19,8 |
21,1 |
21,2 |
Восточно-Сибирский |
3,6 |
5,9 |
5,6 |
6,0 |
6,5 |
4,8 |
Дальневосточный |
7,3 |
6,9 |
6,1 |
5,2 |
5,1 |
4,6 |
Калининградская область |
– |
– |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
– |
При общей благоприятной динамике денежных доходов возросла их межрегиональная дифференциация – по данным за первые три квартала 1997 г., реальные доходы выросли лишь в 36 регионах России, причем, в нескольких регионах темпы роста были значительно выше среднероссийского (в г. Москве – 126,5%, в Оренбургской области – 123%, в Самарской области – 119% при среднероссийском показателе за соответствующий период 102,8%). Среднедушевые доходы населения в Москве были в 5-7 раз выше соответствующих показателей в областях Центрального района, Тюменская область опережала остальные области Западно-Сибирского района по данному показателю в 3-5 раз. Таким образом, возобновившийся в 1997 г. рост реальных денежных доходов населения привел к улучшению материального положения примерно 30-35% населения России.
Центральный район занимает ведущее место по объемам денежных доходов. Результаты анализа регионов с точки зрения их инвестиционной привлекательности свидетельствуют о следующем.
Инвестиционная привлекательность региона определяет эффективность управления государственной собственностью, поскольку приватизация и различные мероприятия в рамках единой региональной системы управления государственной собственностью основаны на привлечении финансовых ресурсов. В условиях рынка финансовые ресурсы перетекают в регионы с наиболее привлекательными предприятиями и инвестиционным законодательством. Основываясь на этих тезисах можно заключить, что Западно-Сибирский и Центральный районы являются наиболее инвестционно привлекательными.
Основываясь на вышесказанном, по нашему мнению, необходимо провести всесторонний анализ одного из субъектов Российской Федерации. Рассмотрим один из субъектов Российской Федерации, находящийся в Центральном экономическом районе. Тульская область в соответствии со своим статусом выступает как субъект права со всеми вытекающими отсюда полномочиями. Отличительными особенностями региона являются:
1) географическая (пространственная) целостность;
2) развитые внутрирегиональные производственно-экономические, социально-демографические, культурные и другие связи;
3) экономическая целостность, проявляющаяся в своеобразии структуры хозяйства, его специализации и комплексности развития, в относительно самостоятельном воспроизводственном процессе (в части населения, природы, региональной и местной системы жизнеобеспечения и др.);
4) органическая взаимосвязь с социально-экономическим комплексом Российской Федерации.
Наиболее важные структурные элементы (части) и подсистемы региона, позволяющие обособить регион как объект исследования, следующие:
1) население и его среда обитания;
2) природно-ресурсный блок;
3) производственная подсистема;
4) социальная подсистема;
5) духовная сфера;
6) организационная подсистема.
Каждая из выделенных частей (подсистем) обладает свойствами самоорганизации, определенной автономии и развивается в соответствии с присущими ей закономерностями.
В каждом отдельно взятом регионе необходим особенный подход к регулированию сбалансированного развития подсистем. Это вызвано разными природными и экономическими условиями регионов, усиливающимся обострением социальных, экологических и других проблем в связи с перестройкой экономических отношений и сознания людей, а также с необходимостью постоянного согласования целей и задач развития с федеральными органами власти.
Таким образом, региональная система регулирования отношений собственности может быть построена по следующему принципу (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Система регулирования отношений собственности
У каждого субъекта хозяйствования и управления имеются свои цели и предпочтения, некоторые из них неизбежно оказываются конкурирующими или противоречащими. Кроме того, следует отметить неравноправие субъектов и как следствие получение доходов одними в ущерб другим. Это создает предпосылки для возникновения многочисленных социально-экономических конфликтов.
Например, в обобщенном виде экономические отношения между различными субъектами, интересы которых пересекаются в отдельно взятом регионе, можно представить в виде таблицы (табл. 4.3).
Как видно из таблицы отношения собственности занимают региональной структуре особое место, так как пронизывают практически все отношения. Вообще экономическое содержание региона и возможности управления комплексным развитием в большой степени могут быть раскрыты при рассмотрении отношений собственности, формирующихся сегодня в субъектах федерации. В регионах пересекаются интересы субъектов хозяйствования всех форм собственности.
При этом от лица основного субъекта региона – населения – выступают региональные органы управления.
Таблица 4.3
Экономические отношения основных субъектов хозяйствования и управления в регионе