d9e5a92d

Приватизация в социально-экономической структуре общества.


  • результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
  • федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
  • объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
  • реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Объектами управления в рамках госсобственности являются государственные унитарные предприятия, объекты недвижимого имущества, пакеты акций предприятий, принадлежащие государству.
3. Объекты собственности как товар могут формировать рынок собственности с присущей ему иерархической системой управления ее функциями, связями и другими признаками.
Объекты рынка собственности могут представлять все формы собственности (частную, государственную, муниципальную и иную), а субъектами могут быть граждане, юридические лица, Россия, Субъекты Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, фонды.
4. Несмотря на различие исходных условий и подходов к управлению федеральной собственностью в России и развитых странах, некоторые аспекты зарубежного опыта в этой сфере деятельности могут быть использованы в отечественной практике, в частности:

  • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
  • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
  • предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

5. Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей федеральной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.
В связи с тем, что федеральная собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты собственности, при управлении ею используется передача отдельных объектов конкретным физическим и юридическим лицам, что позволяет локализовать управляющее воздействие на них.
6. Стратегическими целями управления государственной собственностью являются:

  • рост национального богатства;
  • повышение благосостояния населения;
  • увеличение занятости;
  • снижение темпов инфляции;
  • оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

  • регулирование соотношения спроса и предложения;
  • сглаживание производства и занятости;
  • регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • регулирование денежного обращения;
  • снижение дефицита федерального бюджета.

Оценка эффективности управления государственной собственностью осуществляется на основе таких критериев, как прибыль государства, затратный показатель, ресурсный показатель, рыночная эффективность портфеля собственности и др.
7. выбор метода управления государственной собственностью зависит от вида объекта. По степени значимости и функциональному назначению объекты государственной собственности можно разделить на 3 группы:


  • объекты предназначенные для выполнения общегосударственных задач;
  • объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны;
  • объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения.

8. Сущность управления государственным унитарным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование.
9. Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета. Для оценки эффективности использования федеральных пакетов акций используются следующие показатели: доходность к погашению, дивидендная ставка, ликвидность, динамика курсовой стоимости.
В целях повышения эффективности использования государственных акций может быть использован адаптированный цикл управления пакетами акций, включающий:

  • инвентаризацию и учет пакетов;
  • оценку эффективности и ликвидности;
  • планирование повышения ликвидности и вариантов использования пакета;
  • организацию мероприятий и мотивация федеральных служащих;
  • контроль приватизируемых предприятий и трастовых управляющих.

Цикл управления недвижимостью имеет специфику, определяемую в основном спецификой использования федеральной недвижимости и должен включать:

  • инвентаризацию и учет недвижимости;
  • оценку стоимости и правового положения недвижимости;
  • оценку эффективности использования недвижимости;
  • планирование вариантов использования недвижимости;
  • реализацию запланированных мероприятий;
  • контроль использования федерального недвижимого имущества.

Таким образом, на основе классификации объектов государственной собственности и классификации методов управления с использованием цикла управления можно существенно повысить эффективность управления государственной собственностью.
Авторы заранее выражают признательность всем, принявшим участие в обсуждении данной проблемы. Авторы надеются, что материалы монографии будут полезны сотрудникам соответствующих ведомств, в функции которых входит управление государственной собственностью на различных уровнях.
Список использованных источников

  1. Абалкин Л.И. Производственные отношения социализма. М., Мысль, 1986.
  2. Алексеев Н.Н. Собственность и социализм. Санкт-Петербург, 1993.
  3. Ассекритов С. Совсем не все разделу подлежит. М., Правительственный вестник № 22, 1991.
  4. Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. Вопросы экономики, № 1, 1993.
  5. Богатова Е.Р. Переход от традиционной модели социализма к рынку в странах Восточной Европы и Азии. М., Дело, 1991.
  6. Бузгалин А. Переходная экономика. М., 1994.
  7. Бурков С. Задачи постчекового этапа. М., РЭЖ № 10, 1994.
  8. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960.
  9. Всероссийская научно-практическая конференция “Экономические реформы и управление собственностью”. М.: Нива России, 1996.
  10. Гайдар Е. Трудный путь от социализма. Экономические реформы. Вып. 1, 1993.
  11. Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., Наука, 1990.
  12. Головин К. В. Приватизация по-английски: опыт 80-х годов. Деловой мир №119 от 24 июня 1992г.
  13. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М., 1995.
  14. Гровер Р., Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. М., Паритет, 1997.
  15. Гутман Г., Лапыгин Ю. На пути к смешанной экономике. Владимир, 1996.
  16. Гутман Г., Лапыгин Ю. Собственность (сущность, формы, социальные последствия). Владимир, 1995.
  17. Гутман Г.В. Приватизация в социально-экономической структуре общества. Владимир, 1994.
  18. Гутман Г.В., Лапыгин Ю. Антимонопольный путь к конкуренции. Владимир, ВГПУ, 1996.
  19. Журавская Е., Радыгин А. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс. Экономические реформы. Вып. 1, 1993.
  20. Закон “О собственности в РСФСР”. М., Норма, 1992.
  21. Ильин И.А. О частной собственности. В кн. Русская философия собственности. С-П.,1993.
  22. Кейнс Джон Мейнад. Общая теория занятости, процента и денег. 1936.
  23. Концепция управления государственной собственностью. Вопросы экономики № 10, 1993.
  24. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
  25. Кочеврин В. Приватизация как процесс познания. М., Проблемы теории и практики управления. 1991.
  26. Кучеренко В. В поисках хозяина госсобственности. Рос. газета, 02.12.95.
  27. Лексин В. и др. Государственная собственность в динамике рыночных перемен. М., РЭЖ № 10, 1993.
  28. Леонтьев Е. Государственный сектор в рыночной экономике. М., Международный журнал. Проблемы теории и практики управления, № 5, 1995.
  29. Либерман Айра., Петров Олег. Российская приватизация: стратегия на предстоящий период. Всемирный банк, Вашингтон, сентябрь 1996.
  30. Ливщиц А.Я. Введение в рыночную экономику.


Содержание раздела