В задачах и функциях корпорации проявляется отказ от традиционных методов управления финансами. Однако сохраняется значение государственно-властного характера функций в данной сфере.
Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.
150.
** СЗ РФ. 1995. № 35 Ст.4135.
Образовательные учреждения помимо получения бюджетных ассигнований имеют право привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет оказания платных образовательных услуг, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и предпринимательской деятельности. В частности, государственное и муниципальное высшее учебное заведение вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами.
Дополнительные финансовые ресурсы образовательных учреждений составляют их внебюджетные средства.
Объектами сметно-бюджетного финансирования являются также государственные и муниципальные организации культуры и здравоохранения. Это театры, больницы, поликлиники и др. К примеру, в соответствии с Федеральным законом О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г. установлено частичное государственное финансирование кинематографии в виде выделения средств из федерального бюджета продюсеру, прокатчику, демонстратору российского фильма.
Как и организации образования, учреждения культуры и здравоохранения могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет оказания, главным образом, платных услуг, которые учитываются как внебюджетные средства.*
* СЗ РФ. 1996. №28.Ст.2670
К числу бюджетных учреждений относятся и органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, а также организации национальной обороны. Они также являются объектами сметно-бюджетного финансирования.
5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов бюджетных учреждений (см. ст. 221 БК РФ).
Смета бюджетного учреждения — это финансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Исходя из того, что смета является финансово-плановым актом, который является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение.
Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым.*
Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете — составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.
*' Артюхин Р.Е. Финансирование бюджетных учреждений из федерального бюджета // Налоговый вестник. 1998. № 1. С. 110.
Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.
Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его расходы.
Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных бюджетных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих бюджетных учреждений. Сводные сметы включают в себя два вида смет: а) индивидуальные сметы бюджетных учреждений; б) сметы расходов на централизованные мероприятия.
Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.
Составление индивидуальной сметы бюджетным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых бюджетному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить бюджетному учреждению после утверждения бюджета.
Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей бюджетного учреждения исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.
Бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр, установленных вышестоящей организацией, руководствуется также нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу. Например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода в один год одежды на одного ребенка в детском доме и т.д.
Нормы затрат определяются по различным объектам постановлениями Правительства РФ, а в ряде случаев и самими бюджетными учреждениями по согласованию с вышестоящими органами. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 20 июня 1992 г.