d9e5a92d

Налог с продаж


* ВВС. 1993. №4. Ст.

118.


Этот сбор отнесен к числу налогов субъектов РФ, установление его входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Он имеет строго целевой характер и должен использоваться на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Данный платеж назван в законодательстве сбором. Однако он обладает всеми признаками налогов, в частности, ему свойственна, как и налогам, регулярность поступлений.

Поэтому он рассматривается в настоящей главе в числе целевых налогов.
Плательщиками сбора являются организации, расположенные на территории субъекта Федерации. Сюда входят также предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрировавшие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, но не занимающиеся предпринимательской деятельностью, к уплате данного сбора не привлекаюZся.
Объектом обложения данным сбором определен годовой фонд заработной платы плательщика.
Закон РФ определяет предельный размер ставки сбора, он не должен превышать 1% годового фонда оплаты труда организации. Исходя из этого, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации устанавливают размер сбора на своей территории.
Расходы плательщика по уплате сбора относятся на финансовые результаты его деятельности.
Плательщики сами исчисляют суммы платежа и представляют в налоговые органы расчет по ней. Сроки уплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с налоговыми органами. Сбор зачисляется в бюджеты субъектов Федерации.
В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. такой платеж не предусмотрен в перечне налогов и сборов.
3.5.5. Налог с продаж
Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* в Российской Федерации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, однако в новом варианте. Налог отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%.

При этом они должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Поэтому данный налог отвечает признакам целевых налогов (хотя механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом федеральном Законе не определен).
* Федеральный закон 0 внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ 0б основах налоговой системы в Российской Федерации // СЗ РФ 1998. №31. Ст. 3828.


В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. названный налог также упоминается и включен в группу региональных налогов.
Согласно Закону РФ от 31 июля 1998 г. плательщиками налога являются:
а) российские организации;
б) иностранные юридические лица, компании, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;
в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на российской территории.
Объектом налогообложения выступает стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет в этом случае приравниваются расчеты посредством кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
В соответствии с Законом эти товары (работы, услуги) подразделяются на две группы. В первую группу входят конкретно указанные в Законе виды товаров (работ, услуг): подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц и др. По второй группе отмечается, что это товары и услуги не первой необходимости (без какого-либо их перечня).

Они определяются законодательными органами субъектов РФ, по решению которых стоимость этих товаров и услуг становится объектом налогообложения.


Вместе с тем Федеральный закон устанавливает круг товаров (работ, услуг) первой необходимости, которые не могут быть объектом налогообложения. Их также можно подразделить на две группы. Первая содержит конкретное их перечисление (и как по объектам налогообложения обязательна на всей территории РФ).

К ней относятся: хлеб, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, детская одежда и обувь, услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуги, предоставляемые кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами и т.д.
Кроме того, другой перечень товаров первой необходимости (вторая группа) устанавливается законодательными органами субъектов РФ с целью, как подчеркивается в Законе, недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп. Этот перечень (как и по объектам налогообложения) действует только на территории установившего его субъекта РФ.
Ставка налога установлена в размере до 5% стоимости подлежащих налогообложению товаров (работ, услуг). При этом в данную стоимость включается налог на добавленную стоимость, а на подакцизные товары - и акцизы. Учитывая установленный предельный размер, законодательные органы субъектов РФ сами определяют ставку налога. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работ, услуг), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), который фактически и уплачивает налог.

Таким образом, этот налог является косвенным.
Налог с продаж устанавливается в соответствии с федеральным законом и вводится в действие законами субъектов РФ. Помимо уже упомянутых элементов, в них определяется порядок и сроки уплаты налога, льготы и формы отчетности.
При введении налога с продаж на территории субъектов Федерации должно прекращаться взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбора за право торговли, лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации).


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какими особенностями отличаются целевые налоги?
2. Какие налоги по российскому законодательству относятся к целевым?
3. Какие налоги предназначены для зачисления в дорожные фонды? Как они распределяются по этим фондам разных уровней? Каким законодательством регулируются?
4. Дайте юридическую характеристику каждого из налогов, зачисляемых в дорожные фонды соответственно основным элементам закона о налоге (плательщики, объект налогообложения, ставки, льготы).
5. К каким классификационным группам относится земельный налог?
6. Дайте юридическую характеристику земельного налога. Каким законодательством он регулируется? Какие положения о земельном налоге содержатся в Налоговом кодексе РФ?
7. Какие группы плательщиков земельного налога выделяет законодательство?
8. В каком порядке устанавливаются ставки земельного налога?
9. В чем проявляется целевой характер земельного налога? В какой бюджет (какие бюджеты) зачисляются суммы по земельному налогу?
10. К каким классификационным группам относится сбор на нужды образовательных учреждений? По каким признакам он сходен с налогами?
11. Кто является плательщиками сбора на нужды образовательных Учреждений? Что является объектом обложения данным сбором?

Какова ставка платежа?
12. Каким законодательным актом в РФ установлен налог с продаж?
13. К каким классификационным группам относится налог с продаж?

14. Дайте юридическую характеристику налога с продаж соответственно основным элементам закона о налоге (плательщики, объект налогообложения, ставки, льготы).
15. Что не может быть объектом налогообложения по налогу с продаж?
16. Каковы права субъектов РФ по правовому регулированию налога с продаж?
17. Какие налоги прекращают действие с введением налога с продаж?


3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
Помимо рассмотренных в предыдущей главе целевых налогов, плательщиками большей части которых являются одновременно организации и физические лица, в том числе предприниматели без образования юридического лица, такими же общими для них налогами являются и другие — налог на покупку иностранной валюты, на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Общее значение для юридических и физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, является упрощенная система их налогообложения. На более широкий круг налогоплательщиков, особенно организаций, распространяются нормы права о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите. В связи с этим отмеченные вопросы также рассматриваются в данной главе.
3.6.1.



Содержание раздела